Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бебель, А. Женщина и социализм. Очерки по женскому вопросу А. Бебель. М. Госполитиздат, 1959. 592 с.
Басин, Е. Я. К определению жанра портрета (На материале советского живописного портрета 1960-1970-х годов Е. Я. Басин Советское искусствознание. Выпуск 20. М. Советский художник, 1986. 175-195. Басин, Е. Я. Нортрет и личность (об эволюции портрета в западноевропейской живописи конца XIX начала XX вв.) Реферативный журнал. Е. Я. Басин Философские науки. J 5. М. Гуманитарий, 2004. N с. 5-26. Бебель, А. Женщина и социализм. Очерки по женскому вопросу А. Бебель. М. Госполитиздат, 1959. 592 с. 39. Клюева, И. В. Нанэстетизм как феномен культуры: от романтизма к постмодерну И. В. Клюева От массовой культуры к культуре индивидуальных миров. Новая парадигма цивилизации. М., 1998. 74QQ ОО. XIX первая
В современной культуре искусство портрета занимает особое место. Портрет широко применяется в рекламе товаров, демонстрирует принятые в обществе представления о красоте и предлагает новые варианты достойного облика, служит связующим звеном между властью и массами. Нередко общественное мнение о том или ином политике формируется через средства массовой информации при помощи портретной презентации. Портрет сложно переоценить: он многогранно включен в систему современной культуры, тесно связан с понятиями «имидж», «харизма», «face factor», которые отражают важность внешности человека для общества. Портрет становится все более значимым не только в художественном творчестве, но и в более широких границах: культурных, политических, социальных. Именно в портрете вырабатывались особые приемы и формы; презентации своего «Я». В искусстве портрет представляет собой не только воспроизведение внешних особенностей индивида, но и выявление особенного и уникального - личности со своим внутренним миром. Исследование портретного жанра как особой сферы знаний о человеке раскрывает понимание индивидуальности, не сводящееся лишь к телесности. В культуре существуют разные подходы постижения человека. Научный метод ориентирован на обобщение и выявление общих признаков личности. Искусство представляет человека как диапазон реализованной индивидуальности, как субъект человечности. Существующий между наукой и искусством принцип дополнительности дает возможность рассмотреть с позиций культурологии эволюцию художественного портрета как особую форму человекознания, в которой выражаются социальные, эстетические, этические, философские представления о личности в истории культуры.
В портрете существует понимание прошлого в его незавершенности, в его несовпадении с самим собой. Узко исторический, хронологический подход к изучению наследия прошлых эпох ставит некие пределы для живого восприятия искусства, обедняя его. Культурная реальность подвижна; изменяясь качественно, она, в произведениях искусства, и в портрете в частности, будет находить новые акценты. Оставаясь физически тем же, портрет меняется в историческом движении.
Возникновение портрета является важным этапом в развитии самосознания человека. Архаические формы изображения человека воплощают родовые, социально-половые, функциональные представления о личности. В ходе эволюции портрета возникли устойчивые портретные формы, которые представляют собой различные способы постижения человека в истории культуры: «Портрет-подобие», главным приоритетом которого является передача физического сходства с портретируемым; «Портрет-статус», где доминантой является образ человека в его связях с социумом; «Портрет-маска», скрывающая личность за изменчивостью культурного образца; «Портрет-социальный тип», где акцент с неповторимого, индивидуального переносится на передачу общих черт принадлежности индивида к определенной социальной нише; «Портрет-идея», выражающий авторскую концепцию художника, и «Портрет-душа», обращенный к передаче внутреннего мира личности. Портретный жанр обладает уникальным художественным языком, который дает возможность образного постижения человека. Искусство широко использует условный язык культурных стереотипов восприятия данного человека окружающими, а выделение или гиперболизация некоторых черт внешности человека помогают идентифицировать изображение с конкретной личностью. Культура, стиль, эпоха выступают как целый набор ограничений и правил для художника, который в силу своего мировоззрения и таланта проявляет свою индивидуальность в портрете.
34. Елыиевская Г.В. Модель и образ (Концепция личности в русском и советском живописном портрете) / Г.В. Елыиевская. М.: Советский художник, 1986. -216 е., ил. 35. Елыиевская Г.В. Портрет / Г.В. Елыпевская. М.: АСТ-Пресс, Галарт, 2002.207 е.: ил. 46. Каган М.С. Се человек. Жизнь, смерть и бессмертие в «волшебном зеркале» изобразительного искусства. СПб.: Изд-во " Logos", 2003 - 320 е., ил. 53. Комар Филипп. Искусство и человек. (Philippe Comar. Les images du corps)./ Ф. Комар. Пер. с.фр. E. Клоковой. M.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2002. - 160 е.: илл.
https://www.wm-painting.ru/TermsAG/p2_articleid/812
Меде́ я Ива́ новна Фи́ гнер (урождённая Амедея Мей Дзоваиде, 1859, Флоренция — 8 июля 1952, Париж) — итальянская и русская певица (меццо-сопрано). Заслуженная артистка РСФСР. Родилась в семье бедного итальянского ремесленника. Музыкальное образование получила в Италии, поступив в 14-летнем возрасте воФлорентийскую консерваторию. Обладала сильным, ровным голосом обширного диапазона и мягкого тембра. Большое внимание уделяла дикции, добиваясь правильного русского произношения. Творческую биографию М.Фигнер составляют две главы: первая связана с Италией, вторая - с Россией. Увлечение пением, театром началось с детства. В 14 лет М.Мей поступает во флорентийскую консерваторию. Через несколько месяцев занятия были прерваны - юная певица потеряла голос, а год спустя вновь предстала перед своим преподавателем. В 16 лет М.Мей дебютировала в партии Азучены (" Трубадур"). Восхищенные слушатели выпустили в зал стаю белых голубей - так на родине оперы принято было приветствовать восходящую звезду. Она с триумфом гастролирует по городам Италии, Испании, в странах Южной Америки, поет в ансамбле с корифеями оперной сцены. Во время гастрольных скитаний М.Мей встретилась с русским певцом Н.Н.Фигнером. В 1887 году она приехала в Петербург, и " непостижимая судьба сделала милую Россию моей второй отчизной", - писала певица. Она покорила театральный Петербург. Вначале М.Мей выступала под своей девичьей фамилией. В 1889 году, связав свою жизнь с Н.Н.Фигнером, она приняла фамилию мужа. Так сложилась " неразделимая чета Фигнер", блиставшая на сцене и в жизни, которой суждено было составить целую эпоху в истории русской оперы. И, хотя впоследствии брак певцов Фигнер распался, Медея до конца жизни носила фамилию Фигнер, под которой и вошла в историю русской оперы. Заканчивала М.Фигнер сценическую карьеру одна. На сцене Мариинского театра она пела до 1912 года. Покинув сцену, продолжала давать концерты, до преклонного возраста сохранив красоту своего неповторимого голоса. В 30-х годах певица переехала во Францию, где занималась педагогической деятельностью и изредка выступала. С именами супругов Фигнер связаны две последние оперы Чайковского - " Пиковая дама" и " Иоланта". Они были главными исполнителями, можно сказать для них и в расчете на их вокальные и сцениеческие возможности Чайковский писал эти произведения. Варнек Александр Григорьевич Дата рождения: 1782 Специальностью Александра Варнека была портретная живопись в которой он отличался мастерским рисунком, гармоничным, хотя и не особенно сильным колоритом, умением схватить близкое сходство и выбрать подходящее освещение, вообще добросовестным исполнением и правдивостью, чуждой всяких прикрас. Современники высоко ценили портреты Александра Варнека, вследствие чего он оставил по себе немало произведений в этом роде. Варнек — один из первых мастеров русского романтизма. Работал преимущественно как портретист. Прекрасно владея типологическими возможностями портрета, он находил для каждого из полотен индивидуальное художественное решение, позволявшее представить модель в наиболее «выгодном свете»: подчеркнуть ее общественное положение или передать душевные качества, раскрыть внутренний мир. Будучи внимательным физиогномистом, хорошо чувствуя и передавая характер человека, его осанку, жест, мимику, художник раскрывает феномен индивидуальной личности, ее неповторимости. Его портреты отличаются большим стилистическим разнообразием, несхожестью манеры, что было присуще художникам романтического направления За автопортреты (запечатленные маслом на холстах мгновения жизни художника) и прекрасные портреты современников, поражавших зрителей мастерством и сходством с изображаемым, А.Г. Варнека при жизни называли русским Ван Дейком
Дми́ трий Никола́ евич Банты́ ш-Каме́ нский (5 [16] ноября 1788, Москва — 25 января [6 февраля] 1850, Санкт-Петербург) — русскийисторик и чиновник, тобольский и виленский губернатор.
Харитонов Николай Васильевич (1880–1944) Русский художник академической школы, ученик Ильи Репина. Закончив учебу, Харитонов много путешествовал по России и Европе. Несколько лет жил во Франции. В 1912 году в Париже познакомился с Федором Ивановичем Шаляпиным и написал два его портрета, в том числе знаменитую картину «Федор Иванович Шаляпин в роли Бориса Годунова».
Вторая жена Шаляпина Мария не имела никакого отношения к театральным кругам. По странному стечению обстоятельств она была, как и сам великий бас, родом из Казани и приходилась дочерью дворянину Гуго Елухену, в то время как сам Шаляпин был из крестьян. О том, как они познакомились, достоверной информации нет. Говорят, что впервые встретились они на скачках на Московском ипподроме в 1906 году. Федору было 33 года, Марии - 24. Она уже четыре года была вдовой сына владельца знаменитых в России пивных заводов Эдуарда Петцольда, жила в Петербурге вместе с двумя детьми - Стеллой и Эдуардом. По свидетельству современников, Мария была полной противоположностью Иоле. Если первая жена безропотно отпускала Шаляпина в командировки во все концы света, то Мария неотступно следовала за ним везде, куда бы он ни поехал. Возможно, Шаляпин и собирался вернуться к законной жене сразу по возвращении той из Италии, где она гостила в родительском доме, но Мария не отпустила.
Пастель - это спрессованные в виде палочек цветные мелки. В состав входят:
|