Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации
1. Речь – это способ существования и функционирования языка в обществе в качестве средства общения. Это реализация способности человека к процессу говорения и понимания. Речь индивидуальна и конкретна. 2. Отличие речи от языка состоит в следующем. Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве. Во-вторых, речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке, более подвижна, динамична. В-третьих, речь как последовательность вовлеченных в нее слов отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, может быть способна и неупорядочена. 3. Три основных аспекта к определению специфики отношений «язык - речь»: гносеологический (познавательный); онтологический аспект (бытийный); прагматический (действенный). 4. Словосочетанием называется соединение двух или большего количества слов, принадлежащих к знаменательным частям речи, связанных между собой по смыслу и грамматически и служащих для расчлененного обозначения качества предмета, действия и т.д. Например: межнациональное общение, носитель языка, говорить медленно. Словосочетание это подчинительный вид связи. В нем есть стержневое (или опорное) слово, в зависимости от которою находятся другие слова. Словосочетания, как и слова, являются названием фактов действительности, но наименования эти сложные и более конкретные (ср.: родной и родной язык; читать и читать выразительно). Система форм словосочетания определяется системой форм стержневого слова: письменная речь, письменную речь и т. д. В отличие от предложения словосочетание не выражает законченной мысли, ему не присуща интонация сообщения, характерная для предложения. Словосочетания используются для построения предложения, и только в его составе словосочетание является единицей сообщения. Большинство словосочетаний состоит из двух и более знаменательных слов: языковая база, речевая деятельность. К словосочетаниям относятся и трехсловные сочетания, в которых определительная неделима с точки зрения смысла: социальная природа языка, виды речевой деятельности и т. д. 5. В словосочетании различают три вида подчинительном связи: согласование, управление, примыкание. Согласованием называется такой вид подчинительной связи, при котором формы подчиненного, зависимого слова уподобляются формам главного слова. Такими формами являются формы рода, числа и падежа. Согласуются зависимые слова, выраженные именем прилагательным, числительным, причастием, существительным. Например: языковые формы, наше образование, второй язык, определяющее слово. В приведенных примерах зависимое слово принимает все возможные формы подчиняющего слова. Такое согласование называется полным. При неполном согласовании не все формы зависимого слова уподобляются формам подчиняющего слова, например: врач Иванова, на озере Балхаш. Управлением называется такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том падеже, какого требует главное слово. Управляющим словом выступает глагол, а также существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие. Например: просматривать текст, интересоваться филологией, чтение лекции. Управление без предлога называется беспредложным, непосредственным: полный впечатлений; управление с предлогом называется предложным или опосредованным: определить по окончанию. Примыканием называется такой вид подчинительной связи, в которую вступают неизменяемые слова и формы слов (наречие, инфинитив, деепричастие), например: обращаться ласково, улыбаясь прощаться, весьма интересно. Речь – конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Речь воспринимается чувствами: слухом, зрением, осязанием. Она всегда осуществляется определенным лицом, передающим свои мысли и чувства, для выражения которых говорящий или пишущий по своему усмотрению выбирает слова и структуру предложения.
|