Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Краткие теоретические сведения. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать?
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? Или что сделать? Глагол изменяется по наклонениям, временем, лицам, числам и родам. В предложении чаще всего бывает сказуемым. Видовые пары глаголов (приставочных и бесприставочных) с суффиксами -и-, -а- Из двух глаголов (бесприставочного и приставочного) с одним и тем же основным значением (решить - решать, разрешить - разрешать; выполнить - выполнить) глагол с суффиксом - и - (решить, разрешить, выполнить) - совершенного вида, глагол с суффиксом - а - (- я -) (решать, разрешать, выполнять) – несовершенного вида. Определить вид глагола в таких случаях можно лишь из сопоставления парных глаголов (глагола с суффиксом - и - и глагола с суффиксом -а-(-я) ), так как вне такого сопоставления суффикс -и- может принадлежать и глаголам несовершенного вида, например, хвалить, рубить, валить, которые не имеют парного глагола с суффиксом - а -; суффикс - а - может принадлежать также и глаголам совершенного вида, например, написать, прочитать, повлиять и др., которые не имеют парного глагола с суффиксом - и -. Примечание. Некоторые глаголы данной группы (с суффиксами -и-, -а-) образуются от прилагательных, например: точный – уточнить – уточнять; скорый – ускорить – ускорять).
Практическая часть.
Упражнение 1. Спишите предложения и на место точек поставьте один из глаголов, данных в скобках, в нужной форме. 1.Студент весь вечер.... трудную задачу и наконец... её. (решать, решить). 2. Он долго и тщательно... все вычисления. Он... вычисления и не нашёл ошибок. (проверять, проверить) 3.В июне у меня совсем не было свободного времени, потому что я... срочную работу. Когда я... эту работу, я уехал отдыхать на море. (выполнять, выполнить). 4. Она всегда... на занятия минута в минуту. Сегодня она … с опозданием. (являться, явиться). 5.Каждый месяц я... письма из дома. Вчера я... письмо от отца. (получать, получить). 6.Я уже... писать письмо. Когда я..., я позову тебя. (кончать, кончить). 7.Сюда не... без пропуска. Если у тебя нет пропуска, тебя не.... (пускать, пустить). 8.Я ходил на станцию... сестру, но не... её. (встречать, встретить) Упражнение 2. Спишите предложения, но в каждом предложении глаголы одного вида замените глаголами другого вида. 1.Задание, которое ему поручали, он выполнял с необыкновенной добросовестностью и тщательностью. 2.Он изучил новую методику проведения опыта и применил её в своей работе. 3.Он делал вычисления, проверял на практике результаты.
Упражнение 3. Подберите видовые пары к выделенным глаголам. 1.В нашем труде, в огромном стремлении к победе мы закаляем свой характер. (Н.О.) 2.Около года я не получал писем от матери. (Гайд.) 3.Всё чаще она ощущала требовательное желание своим языком говорить людям о несправедливостях жизни (М.Г.) 4.Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем. (М. Г.) 5.Улыбкой ясною природа. Сквозь сон встречает утро года. (П.) 6.Через полчаса он простился со мной на опушке леса. (Тург.) 7.Месяц стоял высоко и ясно озарял окрестность. (Тург.) 8.Он стал спускаться по узкой и крутой тропинке. (Л.) Упражнение 4. При помощи приставки у- и суффиксов -а-, -и- образуйте глаголы несовершенного и совершенного вида от данных прилагательных и составьте с этими глаголами предложения. Образец: крепкий — укрепить — укреплять. Лучший, худший, меньший, скорый, простой, точный, сложный, ясный. Упражнение 5. От глаголов ступать-ступить при помощи различных приставок образуйте видовые пары, например, выступить-выступать.
Упражнение 6. К данным глаголам подберите видовые пары и запишите их. Обратите внимание на чередование согласных при видовых изменениях и подчеркните чередующиеся согласные. Встретить, посетить, предупредить, снабдить, изобразить, повысить, навестить, пропустить, употребить, отправить, утомить.
Упражнение 7. Составьте предложения с данными глаголами. Проститься - прощаться, изучать - изучить; обсудить - обсуждать, осветить - освещать; оставить - оставлять, украсить - украшать; разрешить - разрешать, объявлять - объявить; обращаться-обратиться, замечать - заметить; ошибаться - ошибиться; изменять - изменить; купить - покупать.
|