Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткие теоретические сведения. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать?






 

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? Или что сделать? Глагол изменяется по наклонениям, временем, лицам, числам и родам. В предложении чаще всего бывает сказуемым.

Видовые пары глаголов (приставочных и бесприставочных)

с суффиксами -и-, -а-

Из двух глаголов (бесприставочного и приставочного) с одним и тем же основным значением (решить - решать, разрешить - разрешать; выполнить - выполнить) глагол с суффиксом - и - (решить, разрешить, выполнить) - совершенного вида, глагол с суффиксом - а - (- я -) (решать, разрешать, выполнять) – несовершенного вида. Определить вид глагола в таких случаях можно лишь из сопоставления парных глаголов (глагола с суффиксом - и - и глагола с суффиксом -а-(-я) ), так как вне такого сопоставления суффикс -и- может принадлежать и гла­голам несовершенного вида, например, хвалить, рубить, валить, которые не имеют парного глагола с суффиксом - а -; суффикс - а - может принадлежать также и глаголам совершенного вида, на­пример, написать, прочитать, повлиять и др., которые не имеют парного глагола с суффиксом - и -.

Примечание. Некоторые глаголы данной группы (с суффиксами -и-, -а-) образуются от прилагательных, например: точный – уточнить – уточнять; скорый – ускорить – ускорять).

 

Совершенный вид (что сделать?) Несовершенный вид (что делать?)
решить Ученик решил трудную задачу. решать Ученик сидел и решал трудную задачу.
бросить Ребёнок бросил игрушку на пол. бросать Ребёнок постоянно бросал иг­рушки на пол.
выступить Он выступил с большой речью на собрании. выступать Он часто выступал на собра­ниях.
кончить Сегодня мы кончили работу в 7 часов. кончать Обычно мы кончали работу в 6 часов.
изучить Мы обязательно изучим русский язык. изучать Мы обязательно будем изучать русский язык.
проверить Учитель проверил письменные работы учащихся. проверять Учитель долго проверял пись­менные работы учащихся.
пустить (пропустить) Сегодня очень холодно. Мать не пустила ребёнка гулять. Пожалуйста, пропустите меня. Я забыл пропуск. пускать (пропускать) В сильные морозы нельзя пу­скать детей гулять. Дежурный не пропускает без пропуска.
превратиться Вода превратилась в пар. превращаться Вода превращается в пар при высокой температуре.
изобразить Художник верно изобразил в своём произведении жизнь. изображать Художник изображает в своих произведениях жизнь.
победить Наши конькобежцы в этом году не победили в соревнованиях. побеждать Наши спортсмены часто побеж­дают в соревнованиях.
закрепить Мы, должны закрепить наши знания. закреплять Систематические упражнения по­могают закреплять знания учащихся.
объявить Всем объявили о собрании. объявлять Всегда точно объявляли о соб­рании.
купить Я купил календарь. покупать Я каждый год покупаю кален­дарь.

 

 

Практическая часть.

 

Упражнение 1. Спишите предложения и на место точек поставьте один из глаголов, данных в скобках, в нужной форме.

1.Студент весь вечер.... трудную задачу и наконец... её. (решать, решить). 2. Он долго и тщательно... все вычисления. Он... вычисле­ния и не нашёл ошибок. (проверять, проверить) 3.В июне у меня совсем не было свободного времени, потому что я... срочную работу. Когда я... эту работу, я уехал отды­хать на море. (выполнять, выполнить). 4. Она всегда... на занятия минута в минуту. Сегодня она … с опозданием. (являться, явиться). 5.Каждый месяц я... письма из дома. Вчера я... письмо от отца. (получать, получить). 6.Я уже... писать письмо. Когда я..., я позову тебя. (кончать, кончить). 7.Сюда не... без пропуска. Если у тебя нет пропуска, тебя не.... (пускать, пустить). 8.Я ходил на станцию... сестру, но не... её. (встречать, встретить)

Упражнение 2. Спишите предложения, но в каждом предложении глаголы одного вида замените глаголами другого вида.

1.Задание, которое ему поручали, он выполнял с необыкно­венной добросовестностью и тщательностью. 2.Он изучил новую методику проведения опыта и применил её в своей работе. 3.Он делал вычисления, проверял на практике результаты.

 

Упражнение 3. Подберите видовые пары к выделенным глаголам.

1.В нашем труде, в огромном стремлении к победе мы зака­ляем свой характер. (Н.О.) 2.Около года я не получал писем от матери. (Гайд.) 3.Всё чаще она ощущала требовательное желание своим языком говорить людям о несправедливостях жиз­ни (М.Г.) 4.Всё мрачней и ниже тучи опускаются над мо­рем. (М. Г.) 5.Улыбкой ясною природа. Сквозь сон встречает утро года. (П.) 6.Через полчаса он простился со мной на опушке леса. (Тург.) 7.Месяц стоял высоко и ясно озарял окрестность. (Тург.) 8.Он стал спускаться по узкой и крутой тропинке. (Л.)

Упражнение 4. При помощи приставки у- и суффиксов -а-, -и- об­разуйте глаголы несовершенного и совершенного вида от данных прилага­тельных и составьте с этими глаголами предложения.

Образец: крепкийукрепить — укреплять.

Лучший, худший, меньший, скорый, простой, точный, слож­ный, ясный.

Упражнение 5. От глаголов ступать-ступить при помощи раз­личных приставок образуйте видовые пары, например, выступить-высту­пать.

 

Упражнение 6. К данным глаголам подберите видовые пары и запи­шите их. Обратите внимание на чередование согласных при видовых изме­нениях и подчеркните чередующиеся согласные.

Встретить, посетить, предупредить, снабдить, изобразить, по­высить, навестить, пропустить, употребить, отправить, утомить.

 

Упражнение 7. Составьте предложения с данными глаголами.

Проститься - прощаться, изучать - изучить; обсудить - об­суждать, осветить - освещать; оставить - оставлять, украсить - украшать; разрешить - разрешать, объявлять - объявить; обра­щаться-обратиться, замечать - заметить; ошибаться - оши­биться; изменять - изменить; купить - покупать.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал