Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности жанра и стиля «Слова о полку Игореве».






Первое, что следует отметить – слово синкретично т.е. в нём совместилось языческое и христианское, разные типы сознания (по мнению Лихачева: сознание жителя старой уходящей Киевской Руси, склонное к единению, и сознание новое, феодальное, принимающее раздробленность как данность, нечто неизбежное). А самое главное – в Слове совместились разные жанры и стили.

На это две точки зрения:

Первая точка зрения Д.С. Лихачева (изложена в работах «Развитие русской лит-ры 10-17 веков», «Великое наследие»). Слово – комбинация 2ух жанров: «славы» (песенные прославления доблести) и «плача». Плачи и славы автор «Слова» буквально приводит в своем произведении, им же он больше всего следует в своем изложении. Их эмоциональная противоположность дает ему тот обширный диапазон чувств и смен настроений, который так характерен для «Слова» и который сам по себе отделяет его от произведений устной народной словесности, где каждое произведение подчинено в основном одному жанру и одному настроению. И плачи, и славы очень часто упоминаются в летописях XII-XIII вв. «Слово» близко к ним и по своей форме, и по своему содержанию, но в целом это, конечно, не плач и не слава.

Вторая точка зрения – слово это: слово+песнь+повесть. По своему жанровому оформлению " С. о п. И." несомненно связано с устным жанром лиро-эпической воинской дружинной песни. Сам автор называет " С. о п. И." не только повестью, но и " песнью", он сам указывает на свою связь с " вещим" Бояном - дружинным певцом конца XI - начала XII в. Подобно Бояну он обрамляет свое произведение зачином (" Не лѣ по ли ны бяшеть, братЁе..." и т. д.) и концовкой (" славой"), подобно Бояну любит растекаться " мыслЁю по древу, сѣ рым вълком по земли, шизымъ орломъ подъ облакы".

Книжность во всяких размышлениях, в таких кусках, как напр. «золотое слово Святослава». Наличие различных устойчивых книжных оборотов (ритор. вопросы и восклики и т.д.) В извращенных метафорах, которых в народном творчестве нет (напр. когда там убийство с жатвой сравнивается, «кости взошли урожаем» и прочее).

Народность: это и плач Ярославны, и устойчивые метафоры, обращения к языческим богам, рефрены.

14. Композиция «Слова о полку Игореве»

Так как в «Слове» преобладающую роль играет эмоционально-лирическое начало, в его композиции мало изображающих внешний мир картин и очень много места занимает изображение и выражение душевных движений.

Композиция «Слова» очень ритмична и логична, чётко выстроена.«Слово» состоит из вступления, трёх основных частей и заключения.

1174 год - I поход Игоря.

1183 год - II поход Игоря.

" Слово" открывается небольшим вступлением. Оно непосредственно не связано с ходом повествования. В нем автор размышляет о художественных принципах изложения материала и как бы ведет диалог с читателем. Вступление подчеркивает общий патетический, торжественный пафос произведения. Во вступлении мы видим певца Бояна. Он пел славу русским князьям. Автор размышляет, как начать повествование: правдиво или с полётом фантазии. Метод Бояна (фантазийный) ему не подходит. Далее автор переходит к повествованию о событиях похода.

В экспозиции дается лаконичная, выразительная характеристика Игоря и подчеркивается, что его поход на половцев был предпринят во имя Русской земли.

Завязку сюжета составляет выступление русских войск в поход. В отличие от летописной повести инициатива похода приписывается не Игорю, а Всеволоду, который обращается к брату с призывом седлать своих коней. Автор не говорит, когда и откуда выступил Игорь, каков был путь следования русских войск, зато вводит яркие картины природы, исполненные глубокого символического значения. По сравнению с летописной повестью события развиваются стремительно. Автор дает краткий эмоционально приподнятый рассказ о первом столкновении русских с половцами и о богатых трофеях, взятых русскими. Резким контрастом к этому эпизоду выступает символический пейзаж накануне второго сражения. Кровавые зори, тучи, идущие с моря, полны зловещих предзнаменований. В описании битвы автор сосредотачивает внимание на героической фигуре «буй-тура» Всеволода и ограничивается упоминанием об Игоре, который пытается вернуть на поле боя бегущих воинов.

Поражение русских войск составляет кульминацию сюжета. Автор показывает, какие тягостные последствия это поражение имело для всей Русской земли. Он подчеркивает, что в результате разгрома Игоревых войск сведены на нет успехи совместного похода киевского князя Святослава против половцев.

Символом единой русской земли является Киев и великий киевский князь. Поэтому действие " Слова" переносится в столицу Русской земли. Вводится символическая картина " мутного" (тяжелого) сна, который видит Святослав. Этот сон истолковывают бояре: они сообщают о поражении Игоря. Согласно летописной повести, Святослав узнает о поражении Игоря в Чернигове от Беловода Просовича. Чувство скорби, вызванное тягостной вестью, Святослав выражает в своем " золотом слове", «со слезами смешанном». Монолог великого князя киевского перерастает в страстный публицистический призыв автора " Слова", обращенный к князьям постоять " за землю Русскую", отомстить " за раны Игоря буего Святославича! ", прекратить вековые междоусобные распри.

Публицистическое обращение автора к князьям сменяется лирическим плачем жены Игоря Ярославны, являющимся важным звеном в дальнейшем развитии сюжета; он предваряет развязку - бегство Игоря из плена. Игорь возвращается в Киев (по летописной повести Игорь сначала пришел в Новгород-Северский) и тем самым как бы признает свою вину - нарушение обязательств перед великим князем, перед Русской землей. Завершается " Слово" " прославлением" русских князей (даже «нашкодивших») - Игоря, Всеволода, Владимира Игоревича и их дружины.

Итак, автор берёт из истории лишь некоторые факты, которые позволяют ему ярче выразить главную идею. И именно гражданский патриотизм является основой композиции.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал