Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жизнь и личность Декарта.Стр 1 из 18Следующая ⇒
Рене Декарт (1596—1650). Рене Декарт в восемь лет уходит на учебу в иезуитский колледж Ла-Флеш. Здесь он получил основы образования. В ряде жизнеописаний Декарта указывается, что сухое, педантичное обучение его не удовлетворяло. Отрицательное отношение к схоластическому пониманию науки и философии проявилось у него, однако, позже, когда он как военный побывал в значительной части Европы, В 1621 г. он уходит с военной службы и путешествует. Посетил Германию, Польшу, Швейцарию, Италию и некоторое время жил во Франции. Наиболее интенсивно предавался исследованиям во время своего сравнительно долгого пребывания в Голландии в 1629—1644 гг. В этот период он пишет большинство своих работ. Годы 1644—1649 были наполнены стремлением отстоять, и не только теоретически, взгляды и идеи, содержащиеся, в частности, в «Размышлениях о первой философии» и в «Началах философии». В 1643 г. в Утрехте, а в 1647 г. в Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт) было запрещено распространение его воззрений, а его труды были сожжены. В этот период Декарт вновь несколько раз посещает Париж и думает даже о возвращении во Францию. Однако затем он принимает приглашение шведской королевы Кристины и уезжает в Стокгольм, где вскоре умирает от простуды.
2.Интеллектуальная биография Декарта и его замысел реформы познания («Рассуждение о методе», часть 1). § «Правила для руководства ума», § «Рассуждения о методе», § «Метафизические рассуждения», § «Трактат о мире», § «Начала философии». Все научные дисциплины Рене Декарт понимал в их единстве. В своём произведении «Начала философии» он писал: «Всё знание представляет собой дерево, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – это три основные дисциплины: механика, медицина и этика». При этом, если при построении метода научного познания идеалом для Ф. Бэкона было эмпирическое естествознание, то для Декарта идеальной научной дисциплиной, на основе которой он строил свой метод познания, была математика. По мнению Декарта, любой опыт или эксперимент всегда ограничен и никогда не завершен. Следовательно, опытное экспериментальное познание не может дать окончательной достоверности истины. Оно всегда дает только вероятностное знание. Мы забиты тем, что в нас вложили. Знания, вложенные без критического участия, должны быть удалены. Принцип Декарта, согласно которому во всем следует сомневаться, выдвигает сомнение не как цель, но лишь как средство. Им единолично сделаны и сформулированы Законы: Инерции, Преломления и отражения лучей, Сохранения и измерения движения, Алгебры переменных величин, Условных рефлексов у животных, Относительности движения, ввел использование в математике и физике оси координат X, Y, Z и много другого. Он создал философию, которая еще при его жизни превратилась в доминирующую в философской мысли Европы школу и направление, которая взяла его имя (Де’Карт, по латыни - Cartesius) - картезианство.
3.Картезианское сомнение: редукция опыта к чистому «Я». Философия Декарта: - Прямая редукция сознания к трансцендентальному Эго. Обратная редукция трансцендентального ЭГО к опыту. Декарт говорит, что когда мы малы, мы не можем сопротивляться интервенции, а когда мы взрослеем, мы превращаемся в роботов. Аналогия. Человеческая голова- это бочок с крышкой. Знание жидкость. Декарт удалил из сознания всё. Гуссерль назовёт это редукцией. Начинается эпоха рефлексий. Пустое сознание - чистая структура. Пустой стакан – форма сознания. Чистая форма заполнена самой собой. Состояние наук – это случайное знание. Они далеки от непосредственной жизни. Математика – эталон чистоты. Реформа сознания связана с математикой. Страсть Декарта - найти супераксиому жизни. Картезианское сомнение. Разумно мотивированное действие – это факт. Cogito - я мыслю. 1) С чувственным опытом блокируется память. 2) Сомнение в результатах всех наук. Редукция – условие опыта. 3) Сомнение в желании, волевом акте. 4) Радикализация сомнения. Несомненно только то, что есть сомнение. Сознание осознает только то, что оно сомневается. Первый акт мышления – это сомнение. Смысл и значение Cogito Декарта 1) Cogito – факт самосознания. 2) Cogio – простая, чистая, функциональная изначальная рефлексия. Я=Я 3) Cogito – чистая, спонтанная, интеллектуальная активность, которая никем и ничем не определяется кроме себя самой. 4) Cogito– источник свободы, рациональной свободы(безусловной свободы мышления) 5) Cogito – формальное тождество Я=Я Метод сомнения, методический скепсис не должен перерастать в скептическую философию. Первый этап – надо сомневаться во всём, к чему чувства имеют хоть какое-то отношение. Так как чувства оч часто обманывают нас. Карандаш в стакане сломанным, а четырёхугольная башня, кажется круглой. Второй этап касается ещё более простых и всеобщих вещей, каковы протяжённость, фигура, величина телесных веще, их количество, место и т.д. Переход к третьему этапу на пути универсального сомнения. Этот весьма деликатный для той эпохи шаг касается самого Бога(Бог- обманщик, злой гений) Поэтому можно верить только в заключение я мыслю, следовательно существую. 4.Картезианское сомнение: восстановление эмпирической структуры сознания. Структура картезианского сознания. Редукция эмпирического содержания открывает формальную (чистую) структуру сознания: чувственность – воображение – рассудок (мышление). Механизм когитаций, по Декарту, в этом случае заключается в спонтанной активности представления: чувственность есть презентация телесных образов, воображение есть их мысленная презентация. Но лишенный эмпирического содержания интеллект презентует лишь самого себя (как чистое существование). Самосознание и есть такая чистая активность, которая есть тождество «я мыслю» и «я представляю». Направляясь на самое себя, сознание выступает как само-представление: рефлексия есть только репрезентация самого сознания. Таким образом, «Я» есть для себя и субъект и объект одновременно. Спонтанная активность конституирует именно субъектность интеллекта: являясь субъектом, оно – в силу механизма презентации - всегда для себя выступает (дано) как объект. Спонтанность как механизм cogito и есть наличное тождество субъекта и объекта, мышления и бытия. Именно это тождество самосознания Декарт превращает в высший метафизический принцип.
|