Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учет затрат на производство и издержек обращения в торговлеСтр 1 из 2Следующая ⇒
Под себестоимостью продукции понимают выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Прямые затраты можно включать в себестоимость конкретного изделия непосредственно на основе первичных документов. Это расход сырья материалов, составляющих основу готовой продукции, заработная плата производственных рабочих создающих эту продукцию. Косвенные затраты относятся одновременно к производству нескольких видов продукции: освещение, отопление, зарплата мастера, цехового персонала и т.п. Их включают в себестоимость готовой продукции по окончании месяца путем, косвенного распределения пропорционально какой – либо базе: заработной плате производственных рабочих, прямым затратам. Отечественный стандарт финансового учета ПБУ 10/99 предполагает необходимость ведения учета расходов (в том числе и коммерческих) по элементам. Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид ресурсов, используемых для производства и реализации продукции (работ, услуг). Выделяют следующие экономические элементы: - материальные затраты; - затраты на оплату труда; - отчисления на социальные нужды; - амортизация; - прочие затраты. Согласно п. 8 Положения по бухгалтерскому учету " Расходы организации" " для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по калькуляционным статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно" (статья затрат - совокупность затрат, отражающая их однородное целевое использование). Перечень статей затрат и их состав определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости с учетом характера и структуры производства, которые были разработаны на основе типовых рекомендаций в условиях плановой экономики и носят рекомендательный характер. Рассмотрим особенности формирования затрат торговой организации по наиболее значительным статьям (доли которых в общих расходах превалируют над другими). На статью " Транспортные расходы" могут быть отнесены: - транспортные услуги сторонних организаций по перевозке товаров; - плата за раскредитовку, подачу вагонов, взвешивание грузов и тому подобные услуги сторонних организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке товаров из транспортных средств; - плата за экспедиционные операции; - стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и др.); - стоимость материалов, израсходованных на утепление транспортных средств (солома, опилки, мешковина и т.п.); - плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах и т.п. в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами; - плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, в том числе по договорам, заключенным с железной дорогой. Затраты по статье " Расходы на оплату труда" регламентируются Трудовым кодексом РФ, ПБУ 10/99, отраслевыми нормативными актами, а также внутренними документами организации. В международной практике во взаимоотношениях собственников и наемных работников торговых предприятий применяются три характерные системы оплаты труда: повременная, повременно-комиссионная и комиссионная. Повременная форма, при которой продавцам устанавливаются средние оклады, обеспечивает им финансовую безопасность, но мало стимулирует к напряженному труду. Поэтому она используется применительно к работе, имеющей характер обслуживания и консультаций. Повременно-комиссионная форма, при которой продавцам назначаются небольшие оклады и одновременно выплачиваются средние комиссионные в процентах от объемов продаж, является предпочтительной для обычной торговой деятельности. Комиссионная форма, при которой продавцам выплачиваются большие комиссионные в процентах от объемов продаж, используется при продаже дорогостоящих товаров длительного пользования, реализация которых требует высокой квалификации и больших усилий. При учете по статье " Амортизация основных средств " следует иметь в виду, что к амортизируемому имуществу торговых организаций в бухгалтерском учете относят две категории долгосрочных активов: основные средства и нематериальные активы. Они являются собственностью конкретных организаций и используются для извлечения дохода. Их стоимость погашается путем амортизации. Годовая сумма амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета определяется: - при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной)) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта; - при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством РФ; - при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной)) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта. В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы. Такой порядок предусмотрен ПБУ 6/01. По нематериальным активам порядок начисления амортизации аналогичен, за исключением того, что организациям не дано возможности применения последнего способа. По статье " Уход за помещениями и прилегающей территорией" учитываются: - расходы на вывоз мусора; - расходы на уборку прилегающей территории (дворов, улиц, тротуаров); - расходы на содержание в чистоте помещений; - стоимость предметов и средств ухода за помещениями (известь, мастика, мешковина, щетки, метлы, веники и т.п.). В статью " Расходы на техобслуживание основных средств" включаются: - расходы на поверку и клеймение весов, водомеров, электрических и газовых счетчиков и других измерительных приборов; - расходы на содержание и ремонт сигнализационных устройств; - расходы на проведение противопожарных мероприятий; - расходы на техобслуживание лифтов, других подъемно-транспортных механизмов сторонними организациями. По статье " Расходы на тару" учитываются: - расходы на ремонт тары (в том числе тары-оборудования); - расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары при возврате ее поставщикам или отправке тарособирающим организациям и таро - ремонтным предприятиям; - амортизация тары-оборудования; - амортизация многооборотной тары, возмещаемая поставщику в соответствии с условиями договора поставки; - расходы, связанные с ремонтом и естественным износом тары-оборудования в части, возмещенной поставщикам (владельцам тары-оборудования); - стоимость тары, списанной из-за естественного износа; - расходы на очистку и обработку (дезинфекцию) тары; - разница в ценах между приемными (при оприходовании тары под товаром) и сдаточными (при возврате порожней тары); - другие расходы на тару. В статье " Расходы на санитарную и специальную одежду" отражаются: - услуги прачечных, ремонтных мастерских, других организаций по стирке, дезинфекции и починке санитарной и специальной одежды и санитарных принадлежностей; - стоимость материалов (мыла, моющих средств, иголок, ниток, пуговиц, тканей и т.п.), израсходованных на стирку и починку санитарной и специальной одежды и санитарных принадлежностей. К статье " Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров" относятся: - стоимость материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея, шпагата, гвоздей, опилок, стружки, соломы, проволоки и т.п.), использованных при подработке, переработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров; - услуги сторонних организаций по фасовке и упаковке товаров; - расходы на содержание холодильного оборудования (электроэнергия, вода, смазочные материалы и др.); - расходы на техобслуживание холодильных установок сторонними организациями; - стоимость льда, потребленного для охлаждения товаров и продуктов; - плата за временное хранение товаров на складах сторонних организаций; - расходы на дезинсекцию (уничтожение вредных насекомых) и дератизацию (истребление грызунов); - расходы на создание условий для хранения товаров и продуктов - газовая среда, искусственное охлаждение, активная вентиляция и т.п. По статье " Потери товаров и технологические отходы" отражаются: - потери товаров и продуктов при железнодорожных, водных, воздушных, автомобильных и гужевых перевозках; - потери реализуемых вразвес товаров при хранении, подготовке к продаже и продаже вследствие усушки, раструски и распыла, раскрошки, утечки (таяние, просачивание); - потери в результате разлива при перекачке и продаже жидких товаров; - потери плодов и овощей в результате расхода веществ на дыхание; - потери вследствие порчи товаров, повреждения тары; - масса полимерной пленки, удаляемой при продаже сыров, поступивших упакованными в указанную пленку; - потери, обнаруженные в результате разницы между фактической массой тары и массой по трафарету; - отходы, образующиеся при подготовке к розничной продаже колбас, мясокопченостей и рыбы чистой массой (весом), продаваемых после предварительной разделки; - потери от зачистки сливочного масла, крошения карамели обсыпной и сахара-рафинада; - отходы картофеля, овощей и фруктов; - потери охлажденного мяса и субпродуктов при замораживании (в том числе в блоках) в камерах холодильников; - потери парного мяса и субпродуктов при остывании и замораживании естественным холодом (вне камер холодильников); - потери мороженого мяса и субпродуктов при хранении в камерах холодильников; - потери в виде мясной крошки при разрубе мяса; - потери яиц при длительном хранении; - потери от боя стеклянной посуды с пищевыми товарами при приеме, хранении и отпуске в торговых организациях, а также при перевозке транспортными средствами; - потери от боя и щербления стеклянной порожней посуды при приеме, хранении и отпуске в торговой организации, а также при погрузке в железнодорожные вагоны (баржи) и при транспортных перевозках; - потери от продажи тканей метражом (в результате разрезания); - другие подобные товарные потери; - потери от списания долгов по недостачам товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков. В торговле существует понятие " нормы естественной убыли". Естественная убыль - это потери при хранении и реализации товаров, обусловленные физико-химическими свойствами товаров вследствие усушки, утруски, утечки, распыла, разлива и т.п. Эти потери возникают по объективным причинам, поэтому их нормируют. На отдельные виды товаров устанавливаются нормы убыли в процентах к стоимости или к натуральным показателям. Размер норм естественной убыли зависит от климатической зоны, видов и групп товаров, времени года, условий хранения и пр. На складах нормы естественной убыли зависят также от сроков хранения. В настоящее время, когда бухгалтерский учет отделен от налогового учета, торговая организация вправе самостоятельно решать, каким образом учитывать товарные потери: с использованием разработанных норм (до принятия новых), разработать нормы самостоятельно или списывать товарные потери по факту с составлением соответствующих актов. Порядок списания товарных потерь необходимо закрепить в учетной политике организации. На статью " Расходы на рекламу" относят затраты: - на оформление витрин, выставок, выставок-продаж, комнат образцов товаров; - на разработку и печатание рекламных изданий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.); - на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, по радио, телевидению) и телекоммуникационные сети; - на световую и иную наружную рекламу; - на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видеофильмов и т.п.; - на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей; - на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество во время экспонирования в витринах, торговых залах магазинов и на выставках; - на оплату образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату; - на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей этих призов во время проведения массовых рекламных кампаний; - на проведение других рекламных мероприятий, связанных с торговой деятельностью. В бухгалтерском учете затраты на рекламу включаются в состав расходов на продажу без ограничений. Статья " Представительские расходы" используется практически в любой коммерческой организации, так как в целях расширения взаимовыгодного сотрудничества со своими контрагентами и заключения новых хозяйственных договоров возникают расходы, связанные с приемом и обслуживанием представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах. В состав представительских расходов включаются также расходы организации по приему и обслуживанию участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или другого аналогичного органа организации. Нормы бухгалтерского законодательства не содержат понятия " представительские расходы". Таким образом, в настоящее время организациям следует руководствоваться перечнем представительских расходов, приведенным в ст. 264 НК РФ. К представительским расходам относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, буфетным обслуживанием во время переговоров, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате организации. Проводиться подобные мероприятия (официальный обед, ужин и пр.) могут либо непосредственно в самой организации, либо с выездом на предприятие общественного питания, либо с этой целью организуется командировка работника в другую организацию и т.д. Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии первичных учетных документов, в которых должны быть указаны дата и место проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение расходов и величина расходов. Документальное оформление представительских расходов состоит из нескольких этапов: 1) оформление так называемых подготовительных документов; 2) оформление уточняющих (конкретизирующих) документов; 3) оформление документов, подтверждающих фактическое расходование денежных средств. Представительские расходы - это планируемые и целевые расходы. На первом этапе в организации составляется и протоколом общего собрания учредителей (акционеров) утверждается смета представительских расходов на отчетный год. На этом же этапе целесообразно издать внутренние организационно-распорядительные документы (например, приказы руководителя организации), регламентирующие: - перечень официальных лиц организации, имеющих право участвовать в переговорах, а следовательно, получать под отчет средства на представительские расходы; - порядок выдачи подотчетных сумм на представительские расходы; - порядок расходования средств на представительские расходы; - документальное оформление представительских расходов; - порядок осуществления контроля за расходованием и списанием средств на представительские расходы; - нормирование отдельных видов представительских расходов. На втором этапе составляются внутренние оправдательные документы, непосредственно связанные с проведением конкретного представительского мероприятия. К таким документам можно отнести: - приказ руководителя о назначении ответственного за проведение официального мероприятия; - приказ о направлении приглашения на деловую встречу, который должен содержать цель прибытия представителей сторонней организации; - программу проведения деловой встречи с указанием даты, места и сроков проведения деловой встречи, Ф.И.О. участников со стороны организации и со стороны приглашенных и их должностей, утвержденной сметы представительских расходов. На третьем этапе ответственным лицом оформляются и представляются в бухгалтерию организации документы, подтверждающие фактическое расходование денежных средств на проведенное мероприятие: - отчет о расходах на проведение деловой встречи; - авансовый отчет с приложенными документами, подтверждающими произведенные расходы. Такими документами являются: счета предприятий общественного питания, товарные чеки, чеки ККМ, документы об оплате транспортных расходов, документы об оплате услуг переводчика и т.д. При формировании себестоимости продукции (работ, услуг) представительские расходы, согласно п. п. 5 и 7 ПБУ 10/99, учитываются в качестве коммерческих (управленческих) в составе расходов по обычным видам деятельности. В бухгалтерском учете представительские расходы не нормируются, т.е. в полном объеме включаются в состав затрат. Для учета и контроля за отклонениями затрат по рассмотренным ранее статьям необходимо использовать ведомость аналитического учета и контроля за отклонениями затрат от установленных норм (бюджетов). В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, счет 20 " Основное производство" предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации. По дебету счета 20 " Основное производство" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 20 " Основное производство" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств списываются на счет 20 " Основное производство" с кредита счета 23 " Вспомогательные производства". Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства, списываются на счет 20 " Основное производство" со счетов 25 " Общепроизводственные расходы" и 26 " Общехозяйственные расходы". Потери от брака списываются на счет 20 " Основное производство" с кредита счета 28 " Брак в производстве". По кредиту счета 20 " Основное производство" отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и услуг. Эти суммы могут списываться со счета 20 " Основное производство" в дебет счетов 43 " Готовая продукция", 40 " Выпуск продукции (работ, услуг)", 90 " Продажи" и др. Остаток по счету 20 " Основное производство" на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства. Счет 23 " Вспомогательные производства" предназначен для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства организации. В частности, этот счет используется для учета затрат производств, обеспечивающих: обслуживание различными видами энергии (электроэнергией, паром, газом, воздухом и др.); транспортное обслуживание; ремонт основных средств; изготовление инструментов, штампов, запасных частей; строительных деталей, конструкций или обогащение строительных материалов (в основном в строительных организациях); возведение (временных) нетитульных сооружений; добычу камня, гравия, песка и других нерудных материалов; лесозаготовки, лесопиление; засолку, сушку и консервирование сельскохозяйственных продуктов и т.д. По дебету счета 23 " Вспомогательные производства" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, и потери от брака. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 23 " Вспомогательные производства" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, списываются на счет 23 " Вспомогательные производства" со счетов 25 " Общепроизводственные расходы" и 26 " Общехозяйственные расходы". При целесообразности расходы по обслуживанию производства могут учитываться непосредственно на счете 23 " Вспомогательные производства" (без предварительного накапливания на счете 25 " Общепроизводственные расходы"). Потери от брака списываются на счет 23 " Вспомогательные производства" с кредита счета 28 " Брак в производстве". Счет 25 " Общепроизводственные расходы" предназначен для обобщения информации о расходах по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве; расходы по страхованию указанного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание помещений; арендная плата за помещения, машины, оборудование и др., используемые в производстве; оплата труда работников, занятых обслуживанием производства; другие аналогичные по назначению расходы. Общепроизводственные расходы отражаются на счете 25 " Общепроизводственные расходы" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Расходы, учтенные на счете 25 " Общепроизводственные расходы", списываются в дебет счетов 20 " Основное производство", 23 " Вспомогательные производства", 29 " Обслуживающие производства и хозяйства". Счет 26 " Общехозяйственные расходы" предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы. Общехозяйственные расходы отражаются на счете 26 " Общехозяйственные расходы" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с другими организациями (лицами) и др. Расходы, учтенные на счете 26 " Общехозяйственные расходы", списываются, в частности, в дебет счетов 20 " Основное производство", 23 " Вспомогательные производства" (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону), 29 " Обслуживающие производства и хозяйства" (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону). Счет 44 " Расходы на продажу" предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Этот счет используется в основном организациями для учета расходов, связанных с торговой деятельностью. В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 " Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.
|