Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Периодизация истории Беларуси
Слово «история» греческого происхождения (historia) и означает «рассказ о прошедшем». История – наука многоотраслевая и складывается из истории экономической, политической, социальной, военной, истории государства и права, культуры, религии и др. К историческим наукам относятся этнология и археология. Существуют также вспомогательные исторические дисциплины, такие, как палеография, нумизматика, топонимика, геральдика и др. Предметом данного учебного курса являются особенности и общие закономерности исторического развития Беларуси. Изучение истории Беларуси и мировой цивилизации несет в себе ряд важных функций. Среди них: 1) описательная, или функция социальной памяти; 2) познавательная, или интеллектуально-развивающая. Она призвана выявлять объективные закономерности в развитии как всего человеческого общества, так и общества конкретного континента, региона, страны; 3) прогностическая, или прикладная. Позволяет определять не только закономерности, но и тенденции развития общественных отношений, при этом исследовать не только один путь развития, но и альтернативные пути, выбирать из них оптимальные; 4) воспитательная – заключается в воздействии результатов исторического исследования на гражданскую позицию изучающих курс, на привитие любви к своей земле, своему народу. Знание истории своей родины, своих корней позволяет соотнести индивидуальные и национальные интересы с общечеловеческими, с идеей о Земле как общем доме всех людей. Изучение истории Беларуси обусловлено необходимостью широкой гуманитарной подготовки будущих специалистов и имеет цель сформировать у студентов историческое сознание, целостное представление о закономерностях и особенностях эволюции человеческого общества, понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, а значит и вклад белорусского народа в мировую цивилизацию. История Беларуси изучается на основе разнообразных истори-ческих источников. К ним относится всё то, что осталось из прошлого и удерживает информацию о нём. Исторические источникиможно разделить на группы: – устные (фольклор: пословицы, поговорки, легенды, песни, за-гадки); – письменные (летописи, материалы делопроизводства, хроно-графы, хроники, мемуары, дневники, периодическая печать и др.); – вещественные: археологические и этнографические; – художественно-изобразительные и художественно-графи-ческие (памятники архитектуры, скульптуры, графики, живописи); – кинофотодокументы, фонодокументы. Основными принципами исторического исследования являются: – принцип объективности – требует изучения каждого явления в совокупности его положительных и отрицательных сторон, независимо от отношения к ним; – принцип историзма – рассматривает каждое событие только в историческом развитии, в связи с другими событиями и конкретным опытом истории; – принцип социального подхода – рассматривает проявления различных социальных, классовых и партийных интересов, их про-тиворечия и пути преодоления. Человеческое сообщество на территории Беларуси прошло ряд этапов в своем развитии. Древнее общество: 100 – 40 тыс. лет до н.э. – V в. н.э. – каменный век: 100 – 40 тыс. лет до н.э. – II тыс. до н.э. – бронзовый век: около II тыс. до н.э. – начало I тыс. до н.э. – железный век: начало I тыс. до н.э. – V в. н.э. Средневековье: конец V – XV вв. – начало перехода к классовому обществу и возникновение го-сударственности на территории Беларуси: конец V – первая половина ХIII вв. – развитие феодальной системы: середина ХIII – ХV вв. Новое время: XVI – началоXX вв. – оформление феодальной системы и вызревание ее кризиса: XVI – конец XVIII вв. – генезис и утверждение капитализма, кризис буржуазного об-щества: конец XVIII вв. – 1917 г. Новейшее время: с 1917 г. – по настоящее время. Вопросы для самоконтроля 1. Что является предметом изучения истории Беларуси? 2. Какие существуют методологические основы и принципы изучения истории? 3. Какие исторические источники вы знаете? 4. Какие цивилизации в мире и Европе вам известны? 5. В чем особенности периодизации истории Беларуси? 6. Что вам известно об отечественных историографических школах?
|