Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принятие христианства и развитие
культуры на белОрусСких землях в IХ – ХIII вв. Христианству на Руси предшествовало язычество. Силы, с которыми человек не мог справиться, древние славяне наделяли качествами живых существ (водяной, домовой и др.). Возникали многочисленные обряды, связанные с сельскохозяйственными работами. Они становились целыми календарными циклами: вербная неделя, Юрьев день, Купалье, дожинки и т.д. Из языческих богов больше всего поклонялись богу грома, молнии и дождя – Перуну. Широко был представлен также культ солнечных богов: Хорс, Даждьбог, Купало и Ярило. С принятием христианства духовное и религиозное состояние общества испытало существенные изменения. Языческое для христианства стало синонимом варварского. В отличие от Древнего Рима, где христианство распространялось от социальных низов к господствующим слоям, у восточных славян христианство сначала принимали представители правящей династии. Новая религия представляла идеологическую основу для централизации государства, оправдывала и объясняла социальную иерархию, способствовала росту внешнеполитического значения Руси. В 988 г. киевский князь Владимир крестил Русь по византийскому образцу. В 992 г. была основана православная епархия в Полоцке, в 1005 г. – в Турове. Принятие христианства содействовало развитию культуры на белорусских землях. Наивысшим образцом древнерусской культуры стала монументальная архитектура. Строительству соборов придавалось государственное и политическое значение. Храмы были не только культовыми сооружениями, но и важными центрами информации. В них размещались архивы, государственная казна, библиотеки, школы. По инициативе князя Всеслава вслед за Киевом и Новгородом в середине XI в. был построен Софийский собор в Полоцке. В XII в. в Витебске была возведена Благовещенская церковь, которая сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны и окончательно была разрушена в 1961 г. В середине XII в. в Полоцке был построен Спасо-Преображенский (Спасо-Евфросиньевский) собор, который сохранился почти целиком. До наших дней сохранились также Борисоглебская, или Коложская, церковь в Гродно, Белая вежа в Каменце (около Бреста) и др. Важными культурно-просветительскими центрами стали монастыри: Полоцкий (Борисоглебский), Туровский (Варваринский) и др. При монастырях действовали мастерские (скриптории), в которых переписывались богослужебные книги, византийские хроники и местные летописи. С христианством связано введение и расширение письменности. Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание, которое существовало в то время только в Италии, Византии и на Руси. Одним из первых памятников летописания является «Повесть временных лет». Продолжением ее стали местные летописи: Киевская, Галицко-Волынская, Новгородская и др. Имеются данные о том, что летописи составлялись в Полоцке, Турове, Новогрудке. Широкое распространение получила каноническая литература, жития и поучения («Туровское евангелие», «Оршанское евангелие» и др.). О распространении письменности в Беларуси свидетельствуют также берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле. Своеобразными памятниками письменности являются надписи на камнях-валунах («Борисовы» и «Роговолодов» камни). Из представителей книжного просвещения древнего периода нашей истории следует отметить: в Полоцке – Евфросинью Полоцкую, в Турове – Кирилла Туровского, в Смоленске – Климента Смолятича. С именем Евфросиньи Полоцкой связано создание шедевра декоративно-прикладного искусства Беларуси – креста Е. Полоцкой, по заказу которой он был изготовлен в 1161 г. полоцким ювелиром Лазарем Богшей. Крест шестиконечный, высота – 51, 8 см. Основа из кипарисового дерева, сверху и снизу он был покрыт 21 золотой пластинкой с драгоценными камнями, орнаментом и 20 серебряными позолоченными пластинками. Пластины передней стороны представляют собой иконописную композицию. В середине креста, в пяти квадратных подписанных гнездах, находились святые реликвии из Иерусалима. Представляют интерес также надписи на обратной стороне и по бокам реликвии (один из текстов угрожает проклятием, страшной небесной карой тому, кто осмелится вывезти крест из Полоцка). Однако судьба шедевра непростая. В годы Великой Отечественной войны он бесследно исчез. В 1990-е гг. мастер Н. Кузьмич создал точную копию креста, которая сегодня находится в полоцком Спасо-Евфросиньевском монастыре. Значительное развитие на белорусских землях получило прикладное искусство. Даже обычные предметы из дерева, кости, глины, металла украшали резьбой, инкрустацией. Христианство способствовало не только культурному прогрессу, но и содействовало политической централизации и культурной консолидации восточных славян, становлению основ феодализма. Принятие христианства привело к повышению международного статуса Руси. Были установлены широкие политические контакты, в частности посредством брачных связей с европейскими правящими домами.
|