Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В современных концепциях управления производством
Задачи совершенствования управления производством корпорации на основе применения информационных систем и математических методов приобретают особую актуальность в период подъема производственной сферы на инновационном пути развития экономики. Основными концепциями управления производством, основанными на использовании информационных технологий, являются: 1. Концепция процессного подхода в управлении и реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering, BPR). В настоящее время процессный подход в управлении представляет собой ведущую концепцию менеджмента. Данная концепция предполагает управление не определенной сферой производственной деятельности, а процессом в целом, то есть процесс затрагивает несколько сфер и направлен на получение конечного результата. Управление бизнес-процессами – это инженерный подход к управлению. Он предполагает расчет стоимости процесса, времени выполнения и качества результата. Появляется возможность формирования вариантов организации процессов с учетом выбранного критерия эффективности и ограничений, что позволяет реализовать принципы реинжиниринга бизнес-процессов на основе CASE-технологий (Computer Aided System Engineering). Реинжиниринг призван обеспечить резкое, скачкообразное улучшение основных показателей производственно-хозяй-ственной деятельности, однако связан со значительным риском. 2. Концепция логистики (Logistic Information System, LIS). Логистика – наука об управлении материальными потоками и связанными с ними информационными и денежными потоками. Основная идея логистики заключается в синхронизации движения материальных потоков в соответствии с производственными потребностями. Логистика является примером процессного подхода в управлении цепочками поставок, включающими в себя такие звенья как снабжение, стадии производства (заготовительную, обрабатывающую и сборочную), а также физическое распределение готовой продукции. Идеи логистики относительно просты, однако неосуществимы без использования информационных технологий и систем в связи с большой размерностью возникающих задач. 3. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). В этой концепции предполагается информационный мониторинг и управление качеством не в конце технологического процесса, а на его протяжении. 4. Концепция непрерывного улучшения процессов (Continuous Process Improvement, CPI). Концепция непрерывного улучшения процессовпредполагает поэтапное, непрерывно повторяющееся улучшение процессов производства в соответствии со схемой, известной под на званием «Колесо Деминга» (рисунок 1.1). Рис. 1.1. Колесо Деминга Колесо Деминга содержит следующие этапы улучшения производственного процесса: · Plan – планирование (вариантность, выбор); · Do –выполнение (реализация плана бригадой); · Check – контроль (мониторинг процесса выполнения); · Act – внедрение (ввод в эксплуатацию). Информационная поддержка осуществляется на всех этапах Колеса Деминга. 5. Концепция непрерывной информационной поддержки жизненного цикла изделия (Continuous Acquisition and Life cycle Support, CALS). С помощью информационных технологий осуществляется поддержка всех стадий жизненного цикла изделия, к которым относятся: маркетинг, проектирование, планирование, закупка материалов, производство, упаковка и хранение, реализация, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и утилизация. 6. Концепция денежных потоков (Cash Flows). Управление финансами на основе концепции денежных потоков позволяет синхронизировать притоки и оттоки денежных средств предприятия и контролировать сальдо накопленных денежных средств на его расчетном счете. Концепция денежных потоков в настоящее время получила мировое признание и поддерживается десятками программных продуктов ведущих отечественных и зарубежных производителей. 7. Концепция промышленного виртуального предприятия (Industrial Virtual Enterprise). Суть концепции в том, что юридически независимые агенты (хозяйствующие субъекты) с помощью Internet -технологий работают по контракту под управлением единого ядра с целью выполнения общего проекта. После заверения проекта контракты могут быть продолжены или заключены с другими агентами с целью осуществления нового проекта. Таким образом, промышленное виртуальное предприятие представляет собой гибкую динамическую структуру, обладающую многочисленными преимуществами по сравнению с традиционным. Указанные концепции совершенствования управления производством на основе информатизации используются в процессе реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия», рассчитанной на 2002–2010 годы. Основные цели данной программы состоят в информатизации экономики, государственного и муниципального управления, различных сфер жизни общества. Информатизация управления производством корпорации призвана сыграть важную роль в достижении стратегической цели страны – резком увеличении ВВП в сжатые сроки. 1.2. Принципы декомпозиции функциональной части информационной системы корпорации: функциональная и процессная декомпозиция В результате декомпозиции информационной системы выделяются функциональная и обеспечивающая части, технологические процессы обработки информации и менеджмент самой информационной системы. Функциональная часть или «функциональность» включает в себя функциональные задачи, связанные с деятельностью корпорации. Возможна различная декомпозиция функциональной части системы на подсистемы в соответствии с различными признаками: · по сферам деятельности (снабжение, производство, сбыт и т.д.); · по ресурсам (материальным, финансовым и др.); · по бизнес-процессам (процессный подход); · по функциям управления (организация, планирование, учет, контроль, регулирование); · смешанная декомпозиция. В настоящее время функционально-ориентированный подход к декомпозиции информационной системы (по сферам деятельности) дополняется процессно-ориентированным подходом, основанным на моделировании и управлении бизнес-процессами корпорации.
|