![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экспертные методы оценки качества продукции
Экспертная оценка качества продукции предусматривает решение ряда задач, к числу которых относятся: · формирование экспертной группы и оценка компетентности экспертов; · выбор метода экспертных измерений; · обработка экспертных оценок и установление степени согласованности мнений экспертов; · повышение согласованности оценок экспертов. К числу методов экспертных измерений относятся непосредственная оценка, ранжирование, парное сравнение и др. Непосредственная оценка объектов экспертизы (частных или интегральных показателей качества продукции) состоит в присвоении экспертами балльной оценки с использованием шкал отношений (рисунок 5.1). Шкала отношений – это разновидность интервальной шкалы с нулевой точкой отсчета. В этом случае допустимо использовать аддитивную свертку частных показателей для получения интегрального показателя продукции. Обычно используются 5-, 10- и 100-балльные шкалы. Для обработки результатов экспертных оценок используются статистические методы и следующие статистические показатели: · медиана – для получения усредненного группового мнения экспертов; · верхний и нижний квартили – для характеристики разброса экспертных оценок; · коэффициент конкордации – для характеристики степени согласованности мнений экспертов.
Рис. 5.1. Оценка показателя качества продукции группой экспертов Верхний и нижний квартили определяют границы значений оценок, за пределами которых расположены 25% оценок экспертов. Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне от 0 до 1, причем 0 – полная несогласованность экспертов, 1 – полное единодушие. Одним из наиболее эффективных методов формирования групповой оценки экспертов является метод Дельфи. Для повышения степени согласованности мнений экспертов в этом методе предусматривается многоэтапная процедура опроса экспертов. На первом этапе осуществляется изолированное вынесение экспертами своих оценок. На следующих этапах каждый эксперт знакомится с суждениями других экспертов с целью возможной корректировки своей оценки. Многоэтапная процедура опроса экспертов продолжается до тех пор, пока величина разброса оценок не будет находиться в заданных пределах. Особенностями метода Дельфи являются: · групповой характер экспертизы; · многоэтапная процедура опроса экспертов; · изолированность экспертов при вынесении оценок на каждом этапе; · обоснование оценок экспертов в процессе дискуссии после кждого этапа. Процедура опроса по методу Дельфи заключается в анкетировании экспертов с помощью персональных компьютеров, включенных в локальную или глобальную сеть с обработкой с централизованной обработкой информации после каждого тура. В качестве программных средств обработки экспертных оценок могут использоваться статистические программные продукты Statistica (разработчик StatSoft) и SPSS (Statistical Products and Service Solution – статистические продукты и сервисные решения, разработчик SPSS Inc.). Для согласования экспертных оценок путем их «сглаживания» может быть применении аппарат нечеткой логики, рассматриваемый в п. 5.3.
|