Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-культурные предпосылки развития социального образования в 21 веке.
Социальное образование представляет собой феномен, обусловленный потребностями становления и развития конкретной личности в контексте её взаимодействий со средой обитания, обществом и себе подобными индивидами. Являясь самостоятельным направлением в системе современного образования, оно имеет исторические, научные и практические предпосылки. Объектом образования и воспитания в широком смысле является целостная система влияния на социальное развитие личности и общества, в узком смысле – подготовка специалистов, способных осуществлять профессиональные действия, направленные на адаптацию человека к социальным условиям бытия. Развитие отечественного образования на рубеже веков и тысячелетий характеризуется чрезвычайно сложными, противоречивыми процессами, которые обусловлены одновременным воздействием множества разнонаправленных как объективных, так и субъективных по своей природе факторов. С одной стороны, в развитии российского образования с неизбежностью проявляются все общецивилизационные тенденции и противоречия эволюционного развития этой важнейшей сферы жизни человеческого общества, в том числе и те, которые в мировом сообществе объединяются понятием «кризис образования». В целом эти противоречия объективны, поскольку обусловлены качественными и количественными изменениями в поступательном развитии человеческой цивилизации. В то же время Россия в конце 80-х начале 90-х годов XX столетия вступила в очередную полосу «революционных» преобразований, широкомасштабного реформирования, которое затронуло абсолютно все сферы жизни общества, включая и сферу образования. В ряду таких новых явлений отечественной сферы образования, порожденных демократическими реформами, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать социальное образование. В России социальное образование имеет глубокие исторические корни, связанные с традициями милосердия и благотворительности, социальной помощи и взаимопомощи. Эта область обладает богатым потенциалом социально-педагогических положений и разработок в сфере социальной деятельности, которые нашли свое отражение в многообразии социальных движений, программ и через которые государство и общество реализовывали систему социального развития страны, использовали социальные меры поддержки и помощи нуждающемуся населению. Оно проделало большой исторический путь: от практики добровольной помощи, основанной на здравом смысле, жизненном опыте и интуиции, к системе профессиональной подготовки специалистов для социальной сферы. На протяжении исключительно короткого отрезка времени сформировались новые научные школы в области социальной истории России, социологии и философии глобальных преобразований, ювенальной юстиции, экономики и социологии труда, социального управления, социологии социальной сферы, философии и социологического образования и культуры, методологии математического моделирования управления социальными процессами. Появление социального образования в нашей стране связывается, прежде всего, с введением в 1991 г. новой специальности «социальная работа». В этой специальности было заинтересовано в первую очередь вновь образованное тогда Министерство социальной защиты населения Российской Федерации. Работники этого ведомства всех уровней в СССР традиционно не имели специального образования, поскольку в советский период в профессиональных учебных заведениях вообще отсутствовала профильная подготовка специалистов для работы в органах управления и учреждениях социальной защиты. Вместе с тем, социально-экономические реформы, которые привели к обострению социальных отношений и ухудшению социального положения значительных слоев населения страны, поставили перед этим Министерством сложнейшие задачи, направленные на стабилизацию социальной ситуации, решение которых под силу только профессионально подготовленным к такого рода деятельности работникам. Это министерство и стало курировать развитие профессиональной социальной работы в стране. Квалификационный справочник был дополнен новой специальностью — «специалист по социальной работе», эквивалентной принятой в международной практике должности социального работника с высшим образованием. Вторым важнейшим обстоятельством, которое определило выделение социального образования в самостоятельную ветвь, стало создание в ноябре того же 1991 г. в Москве первого профильного социального вуза, учредителем которого выступило Министерство социальной защиты населения РФ, Российского государственного социального института, преобразованного в 1994 г. в Московский государственный социальный университет (МГСУ). Именно этот вуз начал первым готовить специалистов высшей квалификации по социальной работе и стал своего рода экспериментальной площадкой Министерства по отработке целостной системы профильной подготовки и переподготовки специалистов для социальной сферы. Не случайно автором самого термина «социальное образование» является ректор этого вуза В.И. Жуков. Наконец, третье обстоятельство, которое возникло вне связи с двумя другими, но сегодня неразрывно связано с понятием социального образования, – это введение в 1990 г. в рамках педагогического образования новой специальности «социальная педагогика». Ее открытие было инициировано Министерством образования, в ведении которого тогда находились общеобразовательные и внешкольные учреждения, а также педагогические средние и высшие учебные заведения. Соответственно должности социального педагога вскоре появились в школах и других детских учреждениях. При этом социальный педагог представлялся как специалист, занимающийся организацией детского досуга вне учебных занятий – в школе или во внешкольных учреждениях. В то же время глубочайший социально-экономический кризис общества привел к тому, что на протяжении 90-х годов в детской среде невероятных размеров достигли такие социально опасные явления, как «социальное сиротство», беспризорность и безнадзорность, наркомания и алкоголизм, рост правонарушений и преступлений, увеличение числа детей с проблемами здоровья и развития и др. В этих условиях возникла реальная потребность в специалисте педагогического профиля, профессионально подготовленном к работе с различными категориями детей, имеющих социальные проблемы. Такие специалисты стали необходимы в детских домах и домах ребенка, социальных приютах и кризисных центрах, в закрытых школах и профессиональных училищах для несовершеннолетних правонарушителей, а также во многих других детских социальных учреждениях разного типа, которые в первой половине 90-х годов стали появляться в России повсеместно. Эти профессиональные функции взяли на себя социальные педагоги. Расширение спектра практической деятельности социального педагога на социально неблагополучные и социально незащищенные категории детей с неизбежностью поставило проблему соотношения социальной педагогики и социальной работы, сблизив две изначально ведомственно разобщенные специальности профессионального образования. За десять лет существования специальностей «социальная работа» и «социальная педагогика», а также ряда других вновь появившихся «социальных» специальностей и направлений профессионального образования, подготовка специалистов социального профиля приобрела впечатляющие масштабы. На сегодняшний день подготовкой кадров в области социальной работы занимается более 100 вузов страны. В большинстве педагогических университетов, а также во многих институтах и педагогических училищах (колледжах) ведется подготовка социальных педагогов. Активно развивается система дополнительного образования работников социальной сферы. Параллельно со становлением системы подготовки кадров начала интенсивно развиваться сеть специализированных социальных служб. На этом основании общеупотребительным стало понимание социального образования в значении подготовки специалистов различного профиля для учреждений социальной сферы в целом. В настоящее время подготовка социальных работников в учреждениях образования России достаточно дифференцирована, она предусматривает более 30 специализаций. Их спектр определяется по двум основаниям: либо по признаку предмета или объекта социальной работы, либо по отраслевому признаку. По первому основанию введены следующие специализации (с присвоением соответствующей квалификации): «организация социальной защиты населения», «социально-экономическая поддержка населения», «социально-правовая поддержка населения», «медико-социальная работа с населением», «социальная реабилитация детей (взрослых) с ограниченными возможностями», «трудовая терапия», «психолого-социальная работа с населением», «социальная работа с пожилыми людьми» и т.д. По отраслевому признаку специализация выстраивается в иной логике: «социальная работа в здравоохранении», «социальная работа в учебных заведениях», «социальная работа в службе занятости», «социальная работа в службе миграции», «социальная работа с военнослужащими», социальная работа в пенитенциарных учреждениях» и т. д. Все это позволяет констатировать фактическое наличие в стране непрерывного социального образования. Однако, как показывает опыт зарубежных стран, от начала подготовки до насыщения социальной инфраструктуры специалистами требуется от 30 до 40 лет. Поэтому задачу подготовки специалистов социального профиля можно рассматривать как одно из перспективных направлений в системе профессионального образования.
|