Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности современной литературной ситуации и форм бытования литературы.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Краткая характеристика литературной ситуации 1) - литература подвержена влиянию технологических процессов => изменение отношения к литературе - во всем мире снижается интерес к чтению - люди разучились читать длинные тексты, развивается ситуация клипового сознания, человеку необходимо переключать свою деятельность. Не только школьнику и студенту сложно осилить большой текст, но и учёным сложно с текстом общаться - мы утрачиваем способность к чтению. - потребность в перерабатывании влияет на усвоение - текст лучше запоминается с книжного носителя
2) литература стала частью книжного бизнеса, он диктует литературе формы её создания (формирование бестселлеров). Бизнес проявляется и в таких явлениях: - литературные премии - книжные ярмарки - издательские проекты
- заполонила массовая литература: Типология массовой литры - массовая литература (детективы, фентези, триллеры, любовные романы и т.д.) Лихачев о массовой литре - " это платформа для качественной литературы" - литература nonfiction (очень популярное сейчас направление - мемуары, жзл, исторические расследования, литература города и литература путешествий и др.) ЖЗЛ о Пастернаке, написанная Д.Быковым - литература мейнстрима (между массовой и элитарной) - женская проза - качественная, элитарная литература - возникновение книжных серий - качественной литературе становится сложно конкурировать с массовой - происходит подгон литературы под массового читателя
3) современное искусство предполагает процессуальность, участие внутри процесса - перформансы вытесняют книги - складывается впечатление, что книга устаревает
4) - литература находится на стадии изменения письма, упрощение языка (Кронгауз " Русский язык на грани нервного срыва" - современная литература отражает язык, который её окружает
5) - каждый новый период в русской литературе начинается с того, что мы говорим: наша литература закончилась и у нас все плохо - литература нулевых это не только количественное, но и качественное название - современная литература поменяла тематику и проблематику (изменилась скорее форма, чем содержание) - литература приобрела новый вид. Технологический прогресс позволяет литературе существовать в новом виде (и за это ему спасибо). Есть и были писатели, авангардные, которые радовались бы этим тех.новинкам. 6) Фанфики - возможность поучаствовать в процессе лит. Это новая форма освоения литературы.
Перед нами ситуация, когда разрушена граница между литературой и не литературой, писателем и не писателем. Литература стала более доступной и более понятной => она привлекает больше внимания.
• Проблема стиля в современной литре - Постмодернизм (он расчистил поле, заставил взглянуть на себя, вернул в литературу категорию художественного вымысла, тоску по нравственности) Мир - одна большая цитата, ничего кроме него не существует - Переосмысление литры советского периода - новые возможности литературы - возрождение лагерной, деревенской прозы, прозы о детстве и детях - литература перешагнула постмодернизм, она пытается переосмыслить прошлое - постмодернизм хорошо выполняет роль критики
- для развития авторам необходимы новые явления Пелевин " Т" - условно посвящен Льву Толстому (роман об освобождении героя) Михаил Елизаров - романы " Пастернак", " Библиотекарь" (деконструкции подвергаются культурные коды, возвращение качества трагичности пм, поиск основ бытия, компьютерность происходящих событий) • Иванов, Алексиевич - реализм Алексиевич - единственный журналист, который получил Нобелевскую по литре, она продолжала художественный документализм (+Солженицын, Смирнов, Гранин)
" Женская проза" - тип семейно-бытового повествования, конфликт многих поколений семьи, история страны даётся через преломление семьи Женская проза занимается адаптацией, женская проза попроще (Д. Рубина и Л.Улицкая) Философский пласт не особо предназначен для женской прозы. Женская проза свидельствует о том, что женщины сильную роль играют в становлении литературы.
" Мужская проза" - Захар Прилепин тема мужского героя, сильного, яркого, интересного. роман " Грех" - роман в рассказах (возвращение в литературу категории нравственности) человек действия всё ещё существует, никто не в силах ему помешать способность к иррациональному самопожертвованию Историческая проза - Юзефович, Шишкин, Водолазкин поиск новых исторических ориентиров
4 пласта: 1) 1993, 2) пласт настоящего 2009, 3) пласт революции, 4) пласт смуты
Авантюрная проза история представляется цепью авантюр " Зимняя дорога" 2015 феномен - гражданская война борьба с временем Михаил Шишкин " Венерин волос", " Взятие Измаила" много жанров, разные стили направлены на сохранении литры во всем его многообразии человек может двигаться во времени в любую сторону -диалектика страдания.
2. Особенности “героя поколения” в романе В.О. Пелевина 1990-х годов. Литературная традиция последней четверти двадцатого века обращает особое внимание на проблему поколений. Интерес писателей к этой теме возникает тогда, когда на смену герою-носителю установленных ценностей приходил или должен был прийти новый тип героя, с новой идеологической базой, с новой морально-нравственной позицией. Развал СССР привел к глобальной “вестернизации” быта- и мышления. Ценности «шестидесятников» остались в прошлом, на их месте образовался интеллектуальный и духовный вакуум.
В атмосфере исчезновения реальности, превращения мира в хаос и создавалось пространство «нового героя» современной русской литературы, вестником которого стал роман В. Пелевина «Generation 'П'», вскрывающий не столько характерные черты «нового героя» поколения, сколько меру аутентичности последнего.
Роман В. Пелевина «Generation 'П'» обозначает ключевые категории нового поколения, дает ему название и свою трактовку миссии этого поколения, которая заключается в попытке учредить свои правила игры, научиться самим и научить своих детей играть по этим правилам.
Роман «Generation 'П'» представляет собой попытку сконструировать вероятную модель сознания «нового героя» поколения. 1.Проблема творчества и поиска себя как собственного «Я» в этом мире, или индивидуации, по К. Г. Юнгу - всегда интересовала писателей и литературу в целом. У В. Пелевина как, собственно, и в рамках литературного постмодернизма в целом, проблема творческой актуализации героя реализуется в его ориентации на мифологическое восприятие действительности и конструирование последней посредством мифологических мотивов. Воплощается это, с одной стороны, в мифореставрационных практиках, с другой, - в создании собственной мифологии.2. Мифологизации подвержено все: заглавия произведений и имена персонажей (на уровне текста), способы конструирования и восприятия реальности (на уровне героического сознания). Пелевин ориентирован на архаику, причем, архаику пародийную. Он выступает не в качестве мифотворца, а в качестве мифорестовратора, создавая мифологию «П» на основе архаического опыта. В интервью Комсомольской правде В. Пелевин утверждает, что «мы живем во время, когда «имиджи» отражения окончательно отрываются от оригиналов и живут самостоятельной жизнью. И каждый из них приобретает определенную суггестивно-коммерческую ценность, не соответствуя абсолютно ничему в реальности.. Из подобных калейдоскопических конструкций и строится картина мира современного человека».
Трансформации подверглась «поколенческая проза». Если эстетика предшествующих периодов на первый план выносит образы «лишнего» и «потерянного» человека, которые противопоставляют себя массовому сознанию, недовольны установившемся порядком, литература конца XX ч века меняет восприятие поколенческой парадигмы. Постмодернистский принцип контекстной зависимости значения и бесконечной расширяемости контекста приводит к бессмысленности серьезного поиска ответов на сущностные онтологические вопросы, а попытка героев эти ответы все же обнаружить воспринимается не более как диалогическая игра сознаний с теми смыслами, которые эти же сознания и порождают. Герой Пелевина стремится реализовать свою активную жизненную позицию. Но целенаправленное отрицание истории привело к тому, что бунтовать ему уже не с кем, вместе с Советским Союзом исчезла актуальность противопоставлений. Тотальная социальная имитация, смена ролей-масок приводит к стиранию индивидуальности. 3. Герой без индивидуальности. Невозможно отрицать принадлежность обществу. Виктор ПЕЛЕВИН «Generation Пи»: Общество потребления Реклама – показатель статуса Идея тройственности – псевдонародная традиция.(пародийность) Поколение, которое выбрало Пепси – выбор вообще отсутствовал – решение навазяно обществу. Постмодернизм, который разрушает сам себя
3. Роман Саши Соколова «Школа для дураков» в контексте развития нереалистических тенденций в русской прозе 1970-х годов («модернистские» и «постмодернистские» черты в романе). Постмодернизм – это, прежде всего, особое мировосприятие, в основе которого лежит осознание относительности всех истин, исчерпанности ресурсов разума, скептицизм, тотальный плюрализм, принципиальная установка на открытость, размывание всех границ и ограничений, отмену всех табу. Он является порождением мирового общецивилизационного кризиса второй половины ХХ века. Перечислим особенности ˝ русского постмодернизма˝, противоречащие философии постмодернизма ˝ классического˝: 1) абсурдность картины мира как отражение реального абсурда жизни; 2) неравнодушие к социальной проблематике, политизация как следствие деконструкции советского мифа; 3) особое отношение к гуманистическим ценностям, отсутствие релятивизма ˝ без берегов˝, тоска по вере, по идеалу; 4) пристрастие к специфическому типу героя, продолжающему линию древнерусского юродивого; 5) связь с культурной традицией по принципу притяжения-отталкивания, отсюда - особый характер игры: ˝ игра при свете совести˝, поиск ˝ последнего слова˝, продолжение русской культурной традиции через диалог-спор; 6) связь экспериментов в области формы и нравственно-философских исканий. 4 этапа: 1. Вторая половина 60—начало 70х гг. Зарождения постмодернизма. Существует исключительно подпольно. Тяга к неклассической прозе и поэзии. 2. 80-е годы. Возникает соцарт. Приходят Пелевин и Сорокин. Эпатажность. Эстетика шока. Радостное празднование поминок по русской культуре и литературе. 3. 90-е годы. Постмодернизм как господствующее направление в русской литературе. Первый русский букер был дан за роман постмодернизма. Он вдруг превращается в господствующий метод. 4. 2000е гг. Утверждение, будто постмодернизм мертв. Уходит на периферию, просто один из методов.
Органичный синтез опыта русской классической культурной традиции, эстетики модернизма и постмодернистских приемов письма в первых романах С.Соколова: ˝ Школа для дураков˝ (1973, распространялся самиздатом, опубл. - 1976 (в США), 1989 (в России) и ˝ Между собакой и волком˝ (1979, опубл. - 1980 (в США), 1989 (в России). ˝ Школа для дураков˝. С. Соколов утверждает, что технику потока сознания открыл самостоятельно. Продолжение культурной ветви русского юродства. Убожество героев как свидетельство их избранничества, приобщенности к вечному. Деконструкция советской системы – принудительная советская система представлена в виде школы для больных детей. Мир, увиденный сквозь призму шизофренического сознания подростка. Форма потока сознания как способ передачи раздвоенного сознания героя, переплетение сознания и подсознания. Ослабление событийности сюжета. Относительность времени и пространства, границы между живым и мертвым, отсутствие ˝ реальных точек отсчета˝. У модернистов всегда сложные отношения со временем. Вопрос преодоления смерти – мальчик не верит, что смерть существует, он сохраняет возможность видеть мертвых людей. [Умирает учитель географии Павел Петрович Норвегов, он же Савл]. Так как герой находится вне категории времени, потому смерть не существует для него. Размывание грани между воображаемым и реальным. Поэтичность воображаемого и абсурдность реального мира регламентации и стандарта ˝ школы для дураков˝. Противопоставление истинности ощущения и восприятия героя ложному пониманию человека как части механизма. Столкновение героев, связанных с ˝ географией и климатом˝ (Михеев- Медведев, Вета Акатова, Норвегов, Роза Ветрова) и недругов (Трахтенбах-Тинберген, отец героя, директор школы Перилло, учительница литературы Водокачка, психиатр Заузе). Концовка – рушится мир мальчика, процесс инициации прошел, а потому мир памяти рухнул. Финал не открытый, он зависит от внешних показателей (характерно для постмодернизма), произвольный финал, обрывающий повествование. Вставная глава «Рассказы, написанные на веранде» - мальчик вырос и стал писателем? В зависимости от того, какую стилистическую трактовку выберет читатель, можно будет трактовать и эту вставную часть. Символика заглавия: 1. Как место действия. 2. Тема мальчика-музыканта.. 3. Школа для нас.
4. Русский постмодернизм 1960-2000-х: основные авторы, особенности эволюции художественной системы. Русский ПМ – тип ухода от действительности. Ощущение разочарования совпадает со временем после оттепели. Рождается герой-маргинал. Ощущение потерянности.
Характеристика ПМ: - деконструкция советской культуры - герой-юродивый (в европейском ПМ аналог – герой-шизофреник): он не имеет психических заболеваний, но он смотрит на мир с другой логикой - русская лит-ра – это лит-ра смысла - в русском ПМ всегда будет сохраняться некий смысл, некий положительный конец - русский ПМ имеет более жизнеутверждающий характер
Этапы: I этап. вторая половина 60-х – начало 70-х
Это зарождение ПМ. В это время он существует подпольно. Тяга не к классической прозе и поэзии (нереалистич. техники). Поиски положительного идеала.
Авторы: · Саша Соколов «Школа для дураков» - техника потока сознания - есть компоненты модернизма: герой, страдающий раздвоением личности, перед нами болезнь – избирательная память вопрос преодоления смерти герой-музыкант, метафорическое сознание ассоциации, смежные понятия различные языковые игры поэтический взгляд на мир сюжет инициации, взросления - компоненты ПМ: советская система представлена в виде школы идея деконструкции - концовка – 2 варианта: 1) мир мальчика рушится; 2) у автора заканчивается бумага, он выходит на улицу и превращается в прохожего - есть вставка «Рассказы, написанные на веранде» Непонятно, кем написаны эти рассказы. В зависимости от трактовки романа, по-разному трактуется и эта часть. - символика заглавия: 1) школа для дураков, 2) школа для музыкантов, 3) мы все дураки (школа для нас)
· Венедикт Ерофеев «Москва-Петушки» - деконструкция системы - герой противопоставлен обществу - конфликт интеллигенции - отсылка к «Мертвым душам» (хронотоп дороги – путь души, история мистерии) - образы пьянства - крушение абсолютно всех величин (ангелы становятся бесятами) - евангельский пласт, человеческая оставленность. II Этап. 80-е годы Крах советской системы Медленно, но радостно прощаемся с прошлым Эпатаж, эстетика шока Пелевин и Сорокин
· Сорокин, цикл «Норма» (1984) Проходится по всем советским реалиям Не испытывает никакого уважения к советской системе Начало как у советского романа => фантасмагория и абсурд Норма себя изжила Сорокин предлагает расстаться с иллюзиями и штампами Уничтожая пошлость, Сорокин уничтожает от нее лит-ру
III Этап. 90-е годы-2000-е ПМ становится главенствующим стилем в лит-ре – активно печатают ПМ на время вытесняет всю лит-ру ПМ оказывается в психологической ситуации: как критиковать, когда ты основное направление? ПМ стирает грань между массовой и элитарной лит-рой
· Виктор ПЕЛЕВИН «Generation Пи», «Чапаев и пустота» Общество потребления Реклама – показатель статуса Идея тройственности – псевдонародная традиции Поколение, которое выбрало Пепси – выбор вообще отсутствовал – решение навазяно обществу ПМ, который разрушает сам себя
IV Этап. Нулевые. ПМ – мертв ПМ уходит на периферию Появляются новые авторы – постсоветские ПМ все равно активно используется.
5. Современная литература о детях и детстве. Роман М. Петросян «Дом, в котором…» в контексте литературных традиций. В последнее время в современной лит-ре появился новый интерес к описанию детства. Ключевыми авторами являются: Петросян «Дом, в котором…» Рубен Гальего Гонсалес «Белое на черном» Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом»
- тема детства отражена по-разному - на фоне событий, происходящих в стране, мироощущение детей не очень-то положительное (разве что в «Доме» только, но и там тоже как посмотреть) - нелегкая судьба детей (что у Петросян, что у Гонсалеса действие происходит в интернатах) - преодоление трудностей - мировоззрение детей сближается с мировоззрением взрослых.
· Роман Петросян «Дом, в котором…». Роман писался очень долго. Она не планировала его издавать, так получилось, что рукопись попала в руки издательству, и ей предложили напечатать роман. У нее был год, чтобы дописать финал, оттого финал прописан хуже всего, много недоработок, как она сама писала «герои не желали существовать в сюжете».
- Место действия – интернат для детей. Он стоит на отшибе. С одной стороны, на него светит солнце, с другой – всегда тень => тема двойственности. - У каждого ребенка своя кличка. Только у одного Курильщика названо имя – Эрик Циммерман. Не случайно и то, что повествование начинается именно от его лица – мы все, когда начинаем читать этот роман, в своем роде «курильщики», т.к. с помощью его описания мы знакомимся с Домом (как и он сам) - В Доме существуют несколько стай, соответственно у каждой свой вожак. Хозяин всего Дома – Слепой. Он стал им не по своей воле, его «назначили», у него и выбора то не было. - В романе несколько временных пластов – есть настоящее (Сфинкс, Курильщик, Слепой, Табаки, Макендонский, Лорд и иже с ними), есть прошлое (Кузнечик, он же Сфинкс в настоящем, Слепой, Мавр и другие). Со временем у романа вообще отдельная ситуация – там есть герой – Табаки – он терпеть не может часы. И, так как он герой вне времени, у него время спирально (время не линейно) - У Дома есть Изнанка и Наружность. Наружность – это наша реальность, т.е. туда ушли после выпуска те, кто либо сам не принял Дом, либо Дом их не принял. Изнанка – это так называемый Лес, туда нужны проводники. Это ирреальность, где обитатели Дома проживают другую жизнь (Сфинкс прожил там очень долго, в а реальности Дома он отсутствовал в разы меньше, оттого он и Сфинкс – мудрый) В конце романа кто-то уходит в Наружность, кто-то в Изнанку. Сфинкс (он хранитель Дома), который сам принял Дом и которого Дом принял, уходит в Наружность => Дом в итоге рушится. - Примечательно и то, что только один взрослый в романе Ральф Первый верит в Изнанку и в конце романа оказывается именно там. Все остальные взрослые не такие прошаренные. - Жанр романа трудно определить. Это дикий синтез философского романа, магического реализма и романа-воспитания.
|