Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решения Конституционного Суда РФ






В юридической литературе существует дискуссии о юридической природе решений Конституционного Суда. Одни ученые относят решения Конституционного Суда к источникам налогового права, другие же отрицают наличие такого источника права. Представляется верным отнесение к источникам налогового права не всех решений Конституционного Суда. Определяя юридическую природу решений Конституционного Суда как источников налогового права, следует учитывать, что Конституционный Суд является судебным органом конституционного контроля. Признание решений Конституционного Суда РФ в качестве источников налогового права предполагает также необходимость определения их юридической силы и места в иерархической структуре источников налогового права. При поиске ответа на эти вопросы следует учитывать следующее.

Во-первых, тот факт, что решения Конституционного Суда РФ как источники права нельзя относить к таковым лишь потому, что они (эти решения) являются разновидностью судебной практики. При таком подходе действительно пришлось бы исходить из того, что эти решения представляют собой разновидность судебных прецедентов. Но решения Конституционного Суда РФ являются обязательными для всех правоприменителей в силу непрецедентного их значения: аналогичные дела после принятого Конституционным Судом РФ решения не могут рассматриваться каким бы то ни было юрисдикционным органом, включая и сам Конституционный Суд РФ, а по своей внутренней природе, в силу собственных юридических характеристик как акта конституционного контроля.

Во-вторых, являясь актами правосудия (хотя и конституционного) и уже в силу этого обладая определенными характеристиками, правоприменительного акта, решения Конституционного Суда РФ одновременно приобретают черты нормативно-правового акта. Их существенная особенность состоит в том, что нормативную энергию соответствующие документы Конституционного Суда РФ получают не в результате нормотворческой деятельности, а по итогам осуществления конституционного контроля как особой формы государственно-властной деятельности.

В-третьих, при решении вопроса о юридической силе решений Конституционного Суда РФ как источника налогового права следует учитывать, что они, несомненно, стоят выше федеральных законов о налогах и сборах, которые составляют наряду с НК РФ систему налогового законодательства РФ. Вместе с тем вряд ли есть основание все решения Конституционного Суда РФ по их юридической силе ставить на один уровень с конституционными нормами, обладающими высшей юридической силой. К таковым можно отнести лишь акты толкования норм Конституции РФ, что подтверждается в том числе и усложненным порядком принятия таких решений — большинством не менее двух третей от общего числа судей (ч. 4 ст. 72 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Акты же конституционной оценки и тем более конституционной интерпретации норм отраслевого законодательства не могут стоять на одном уровне с нормами Конституции РФ: в этом случае решения Конституционного Суда РФ занимают как бы промежуточное, буферное положение между Конституцией РФ и актами законодательства о налогах и сборах, т. е. они стоят выше федеральных законов, но ниже самой Конституции РФ.

Юридическая природа решений Конституционного Суда РФ как источников налогового права решающим образом связана с получающими отражение в соответствующих решениях правовыми позициями Конституционного Суда РФ.В конечном счете именно правовые позиции, с одной стороны, придают решениям Конституционного Суда РФ юридические (нормативно-правовые) качества источников права, а с другой — предопределяют весьма существенную специфику данного вида правовых источников, что порой — при недостаточном учете особенностей природы такого нового для нас явления правовой жизни, как правовые позиции Конституционного Суда РФ, — становится причиной сомнений в правомерности отнесения данного вида судебных документов к источникам права. Поэтому для понимания решений Конституционного Суда РФ в качестве источников налогового, как и других отраслей, права анализ научной проблемы правовых позиций Конституционного Суда РФ имеет принципиальное значение.

Само по себе понятие «правовая позиция» применительно к Конституционному Суду РФ имеет легальное, законодательное закрепление (ст. 73 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Под правовым позициями Конституционного Суда РФ следует понимать аргументированные, получающие обоснование в процедуре конституционного правосудия оценок и интерпретационные представления по вопросам права в рамках решения Конституционного Суда РФ, принятого по итогам рассмотрения конкретного дела. В этом плане можно выделить следующие основные характеристики правовых позиций:

ü итогово-обобщающий характер (определяют внутренний смысл решений);

ü оценочная природа решений;

ü правовые позиции – результат толкования конкретных положений налогового законодательства, итог выявления конституционного смысла рассматриваемых положений. С помощью толкования:

· уточняется нормативное содержание статьи налогового закона;

· преодолевается коллизия между несколькими нормами;

· выявляются системные, иерархические связи и зависимости между отдельными нормами правовых институтов налогового права.

ü предлагаются конституционно-правовые решения проблем налогообложения;

ü общий характер. Правовая позиция распространяется на всех субъектов права на всей территории РФ;

ü юридическая обязательность правовых позиций.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал