Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Индивидуальные налогово-правовые акты ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Еще одной разновидностью источников налогового права являются нормативные и индивидуальные правовые акты. Индивидуальные правовые акты не являются нормативными, ибо не представляют собой общеобязательные правила поведения, а содержат индивидуальные предписания, т. е. такие, которые затрагивают персонально определенных лиц. Они имеют следующие характерные признаки: ü индивидуально-определенный характер, т. е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно; ü властность и обязательность исполнения; за неисполнение таких актов могут последовать санкции; ü не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права; ü выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя предписания; ü исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие; ü обеспечиваются государственным принуждением. Индивидуальные финансово-правовые акты в сфере налогообложения, являясь актами правоприменения, порождены деятельностью органов исполнительной власти: налоговых, финансовых, таможенных органов, а также в ряде случаев Министерством внутренних дел и других уполномоченных государством органов. К ним, например, относятся: свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 84 НК РФ), решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ), постановление о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ), требование об уплате налога или сбора (ст. 10 НК РФ) и др. Число индивидуальных финансово-правовых актов, которые сегодня могут быть приняты компетентными органами в сфере налогообложения, достаточно велико. Это обусловлено тем, что в НК РФ достаточно детально определен порядок реализации норм налогового права. И, соответственно, определены все те индивидуальные правовые акты, которые выступают в качестве юридических фактов, порождающих цепочку материальных и процессуальных правоотношений. К числу специфических черт индивидуальных правовых актов управления относятся следующие: ü являются особой юридической формой управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности; ü представляют собой официальное решение, принятое органом публичного управления по тому или иному вопросу исполнительно-распорядительной деятельности; ü представляют собой предписание полномочного органа государственного управления или специального должностного лица. Однако, подчеркивая, что индивидуальные финансово-правовые акты в сфере налогообложения есть правовые акты управления, надо иметь в виду их принципиальное отличие от всех иных правовых актов управления. Эти акты регулируют (устанавливают, изменяют, прекращают) лишь имущественные (а точнее, денежные) права и обязанности конкретных субъектов. Например, индивидуальным налогово-правовым актом является налоговое уведомление, присылаемое налоговым органом налогоплательщику. Оно устанавливает обязанность конкретного налогоплательщика уплатить конкретный налог в определенной сумме в конкретный срок. Равным образом необходимо рассматривать как правовой акт управления, порождающий конкретное имущественное правоотношение (конкретную имущественную обязанность у конкретного субъекта), требование об уплате налога, направляемое налогоплательщику налоговым органом и т. д. В конечном счете вышеназванная особенность правовых актов управления в сфере налогообложения (индивидуальных налогово-правовых актов) обусловлена тем, что они являются актами применения норм налогового права. А последние, как известно, регулируют имущественные (и связанные с ними неимущественные) отношения. Индивидуальные финансово-правовые акты в сфере налогообложения весьма многочисленны, в связи с чем существуют их разнообразные классификации. Ø по субъектам, их принимающим (издающим). В этой связи данные акты подразделяются на: ü акты, принимаемые налоговыми органами; таковыми являются большинство актов, предусмотренных НК РФ; ü акты, принимаемые финансовыми органами; к их числу относятся решения об изменении срока уплаты налогов и сборов, предусмотренные ст. 64—66 НК РФ; ü акты, принимаемые таможенными органами; в число этих актов включаются решения об изменении срока уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением через таможенную границу РФ, а также другие акты, принимаемые в соответствии с налоговым законодательством (например, в соответствии со ст. 77 НК РФ таможенный орган принимает решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации); ü акты, принимаемые органами государственных внебюджетных фондов; в число этих актов включаются решения об изменении срока уплаты налогов и сборов в вышеназванные фонды, а также иные акты, принимаемые в соответствии с налоговым законодательством; ü акты, принимаемые органами, уполномоченными на осуществление контроля за уплатой госпошлины; к их числу относятся решения об изменении срока уплаты госпошлины, принимаемые судами, органами внутренних дел и т. д. Ø все индивидуальные налогово-правовые акты могут быть классифицированы на: ü правообеспечительные. Правообеспечительные акты обеспечивают, гарантируют исполнение субъектами налоговых правоотношений их обязанностей и прав. Среди правообеспечительных актов могут быть названы: решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (ст. 76 НК РФ); постановление налогового или таможенного органа о наложении ареста на имущество налогоплательщика (ст. 77 НК РФ). Правообеспечительный характер этих актов непосредственно вытекает из п. 1 ст. 76 и п. 3 ст. 77 НК РФ, где указано, что «приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора», а «арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика - организации». ü правоисполнительные. В число правоисполнителъных актов включаются такие, которые обеспечивают принудительное исполнение неисполненных или ненадлежаще исполненных налогоплательщиком обязанностей по уплате налога или сбора. Среди этих актов: решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ); постановление о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика (ст. 47 Н К РФ). ü правоохранительные: решения руководителя (заместителя руководителя), налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 101 НК РФ). Ø по характеру правового воздействия: ü регулятивные. Регулятивные акты обеспечивают реализацию диспозиций регулятивных норм налогового права, властно подтверждают или определяют права и обязанности субъектов налогового правоотношения. К числу регулятивных индивидуальных финансово-правовых актов относятся, к примеру: требование налогового органа об уплате налога, налоговое уведомление налогового органа, решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ), постановление о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ) и др. ü Охранительные обеспечивают реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности. К числу охранительных актов, как уже отмечалось, относятся решение руководителя налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 101 НК РФ). Ø помимо всего отмеченного, индивидуальные финансово-правовые акты в сфере налогообложения можно классифицировать на: ü договорные ü недоговорные. Такая классификация стала возможной благодаря введению в налогово-правовое регулирование такого механизма, как договор. Он предусмотрен в ст. 65 и 67 НК РФ, т. е. имеет место в случаях получения налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Договор в налоговом праве представляет собой механизм, отличный от гражданско-правового договора. Он построен не на основе равенства сторон, а на основе властных предписаний одной стороны другой. Все условия договора определяются в одностороннем порядке финансовым органом, исходя из требований налогового законодательства и объективных положений. Конкретно сроки в таком договоре, а также ставка по договору оговариваются в законодательстве (ст. 65, 66 НК РФ). Сумма налоговой задолженности определяется не соглашением сторон, а финансовым органом, исходя из реально сложившейся ситуации. Более того, данный договор всегда «привязан» к решению финансового органа о налоговом кредите или инвестиционном налоговом кредите. Договор в налоговом праве не является разновидностью административного договора. Во-первых, как индивидуальный правовой акт, он изменяет обязанность налогоплательщика по уплате налога, которая с отраслевой точки зрения всегда являлась финансово-правовой, а не административно-правовой. Во-вторых, данный договор является актом индивидуального регулирования имущественных отношений, т. е. отношений по перемещению имущества (финансовых ресурсов) от налогоплательщика к государству. Более того, он является актом регулирования налогового правоотношения как правоотношения обязательственного. Последнее обстоятельство принципиально отличает налоговый договор как разновидность договора финансово-правового от административного. Исходя из всего изложенного к числу договорных актов финансово-правового регулирования в налоговой сфере следует отнести договор налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, а к числу недоговорных актов — все остальные индивидуальные правовые акты.
Список литературы 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.: РГ, 1993, № 237, 25 декабря. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3824. 3. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. М., 2000. 4. Березин Н.Ю. Налоговое право: курс лекций. Изд. 6-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2005. 5. Крохина Ю.А. Налоговое право России: Учебник. М. – ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 6. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций – М.: Велби, 2006. 7. Миляков Н.В. Налоговое право: Полный курс лекций. - М.: Инфра-М, 2006. 8. Теория государства и права / Под ред. В. М. Карельского, В. Д. Перевалова. М.: Норма, 2000. 9. Хрестоматия по налоговому праву / Сост. Д.В. Винницкий – М.: Высшее образование, 2006.
Задача Определите сумму прямых расходов, распределяемых на остаток товаров в розничной торговле для целей налогообложения прибыли на 1 февраля налогового периода. Известно: 1) Издержки обращения на начало налогового периода - 40 000 руб. (в том числе транспортные расходы - 25 000 руб.). 2) Транспортные расходы по перевозке товаров (оплаченные) -100 000 руб. 3) Реализовано товаров за январь налогового периода - 3 000 000 руб. 4) Остаток товаров на конец января налогового периода - 400 000 руб. Доходы и расходы определить по методу начисления. Решение: 1) определяем сумму прямых расходов (по методу начисления, который состоит в том, что доходы или расходы учитываются в периоде, когда они возникли независимо от фактического поступления или выплаты денег): 25 000 р. + 100 000 р. = 125 000 р. 2) определяем сумму товаров: 3 000 000 р. + 400 000 р. = 3 400 000 р. 3) вычисляем средний процент расходов в общей стоимости товаров: 125 000 р.: 3 400 000 р.* 100 % = 3, 676 % 4) определяем сумму прямых расходов для целей налогообложения, распределяемую на остаток товара на 1 февраля налогового периода, для чего остаток товара умножаем на средний процент прямых расходов о общей стоимости товаров: 400 000 р.* 3, 676% = 1 470 400 р. Ответ: сумма прямых расходов, распределяемых на остаток товаров в розничной торговле для целей налогообложения прибыли на 1 февраля налогового периода, составляет 1 470 400 р.
|