Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Налоговый учет расходов на создание резервов
Организации, использующие для признания доходов и расходов от реализации товаров (работ, услуг) метод начисления, могут создавать резервы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Чтобы суммы резервов являлись расходами в целях налогообложения, необходимо указать порядок их формирования в учетной политике. Создание резервов позволяет производить учет расходов равномерно с начала налогового периода, а также увеличивать расходы и уменьшать налоговую базу в целях исчисления налога на прибыль. Таких резервов несколько. 1 Резерв по сомнительным долгам. Резервы по сомнительным долгам вправе создавать только налогоплательщики, применяющие метод начисления (подп. 7, п. 1, ст. 265 НКРФ). Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1, ст. 265 НКРФ). Этот резерв создается на основании данных инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода. Для ведения налогового учета резерва по сомнительным долгам достаточно удобно использовать изначально предназначенную для целей бухгалтерского учета унифицированную форму № ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами», утвержденную постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. Ее необходимо только дополнить следующими графами: - срок возникновения сомнительной задолженности (соответственно более 90 дней, от 45 до 90 дней, менее 45 дней); - размер возможных отчислений в резерв (соответственно 100, 50, 0%). Кроме того, налогоплательщику необходимо будет отслеживать и фиксировать следующие данные: - переход сомнительного долга в группу безнадежных долгов с указанием основания для признания долга безнадежным и суммы резерва, использованной на покрытие такого долга; - остаток суммы резерва на конец отчетного (налогового) периода, если такой резерв не израсходован в полном объеме. Чтобы рассчитать сумму резерва по сомнительным долгам, фирме необходимо провести инвентаризацию своей дебиторской задолженности на последний день отчетного или налогового периода и разделить ее на три группы: 1) сомнительная задолженность со сроком возникновения свыше 90 дней; 2) сомнительная задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 дней включительно; 3) сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней. Сумма задолженности из первой группы полностью включается в состав формируемого резерва, из второй группы - в размере 50%, а из третьей группы не включается вовсе. Сумма создаваемого резерва ограничена строгим условием: она не может быть больше, чем 10% от выручки налогоплательщика за отчетный (налоговый) период. И при этом сформированный резерв организация может использовать только с одной целью - покрыть убыток от безнадежных долгов (п. 4 ст. 266 НК РФ). Если в течение отчетного или налогового периода всю сумму резерва по сомнительным долгам использовать не удастся, то остаток можно перенести на следующий отчетный или налоговый период. При этом налогоплательщик должен сравнить между собой сумму этого остатка и сумму резерва, рассчитанного исходя из результатов инвентаризации долгов в данном новом отчетном или налоговом периоде.
|