![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Географическая культура и школьное образование 1 страница
1. Современный этап перестройки школы и школьной географии 1.1. Культурологическая концепция последней школьной реформы В советский период истории нашего государства предпринималось несколько школьных реформ. Из них первая, начатая в 1918 году, отличалась наибольшей культурологической направленностью. Причем это было не случайностью, а результатом соответствующей государственной политики. Достаточно вспомнить, что тогда же, выступая с речью на тему «Что такое образование», нарком просвещения РСФСР А. В. Луначарский говорил: «Подлинное человеческое правильное общество идет путем разделения труда к тому, чтобы приобрести возможно больший общий капитал как благ, так и познаний. Но если бы никто не сознавал этих общих познаний, того, что творит медицина у себя, социология у себя, география в своей области, астрономия в своей, что такое химические или механические умения, биология и педагогика, если бы каждый знал только свою работу, а итоги других не были бы ему известны, тогда культура бы распалась. Образованный же человек тот, кто все это знает в общем, суммарно, но имеет и свою специальность, который знает свое дело досконально, а об остальном гордо заявляет' ничто человеческое мне не чуждо. Человек, который знает основы и выводы и в технике, и в медицине, и в праве, и в истории и т. д — действительно образованный человек». А на I Всероссийском съезде по просвещению он же говорил о том, что «единственный предмет изучения, собственно говоря, есть человеческая культура»... Однако в ходе последующих реформирований школы наметился явный отход от культурологического принципа, как основополагающего. Это проявилось уже во второй половине 20-х годов, в еще большей мере в середине 30-х годов. То же можно сказать и о послевоенной реформе 1958 года, когда была предпринята попытка теснее связать школу с жизнью и осуществить профессиональную подготовку учащихся, и о реформе 1966 года, когда был декларирован переход ко всеобщему среднему образованию, да и о последующих более частных. Постепенно вместо широкого культурологического подхода самодовлеющее значение в нашем образовании стал приобретать принцип научности обучения. Еще в 1932 году постановление ЦК ВКП(б) обязывало Наркомпрос РСФСР «обеспечить действительное, прочное и систематическое усвоение детьми основ наук». С тех пор этот тезис, переходя из постановления в постановление, приобретал черты все большей директивности. Естественно, что проблема усиления научных основ школьного образования стала привлекать повышенное внимание и со стороны педагогической науки. Различным ее аспектам посвящены работы М. Н. Скаткина, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, А. И. Маркушевича, Ю. К. Ба-банского, Л. В. Занкова, И. Я. Лернера, И. Т. Огороднико-ва, Б. С. Гершунского, В. Г. Разумовского, И. Д. Зверева, В. В. Краевского и многих других крупных специалистов. В процессе исследований был четко сформулирован принцип научности обучения, который вошел во все учебники по педагогике. В целом такой подход ни в коей мере нельзя считать ошибочным. Он способствовал заметному продвижению вперед в сфере определения содержания образования, под которым стали понимать: 1) систему знаний о природе, обществе, человеке, мышлении, технике, способах деятельности; 2) систему общих и интеллектуальных практических навыков и умений; 3) опыт творческой деятельности; 4) опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу [249, с. 102— 103]. Он способствовал созданию более четкой типологии научных знаний с подразделением их на теоретические, методологические и эмпирические. И тем не менее подобный подход все же оказался слишком односторонним, однобоким. В известной мере именно он привел к возникновению таких диспропорций нашей школы как диспропорция между содержанием образования и потребностями жизни, между гуманитарным и технократическим началами образования, между учебным материалом и учебным временем, между дидактическими принципами научности и доступности. Можно было надеяться, что с началом реформы 1984 года, когда на смену текущему — даже косметическому — «ремонту» школьного здания по идее должен был придти его капитальный ремонт, положение радикально изменится к лучшему. Но, к сожалению, этого не произошло. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» опять было предельно четко записано: «Важнейшая, непреходящая задача советской школы — давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умения применять их на практике, формировать материалистическое мировоззрение». Иными словами, реформа 1984 года ориентировала на тот же односторонний подход. И это не говоря уже о многих тактических ошибках, допущенных в ходе ее осуществления. Интересно, что по отношению к реформе 1984 года Э. Д. Днепров обычно применяет термин «лжереформа». А «контрреформа», по его мнению, началась в 1988 году и получила законодательное оформление в Законе РФ «Об образовании», который был принят в июле 1992 года. Как один из инициаторов и ведущих организаторов «контрреформы», Э. Д. Днепров не только четко определяет десять ее базовых принципов, три последовательных этапа осуществления, но и формулирует ее стержневые социально-педагогические идеи и задачи — поворот школы лицом к ребенку, лицом к обществу, деунитаризация, деунификация, демократизация. Еще более лаконично он определяет сверхзадачу «контрреформы», ее ключевую идею как идею развития [251, с. 32—35]. Следовательно, речь идет по существу о новой философии; новой идеологии образования, одной из основ которых служит широкий полиструктурный подход.
Все эти новшества в целом часто именуют одним понятием — гуманизации образования, трактуя его как общий поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему. Гуманизация представляет собой ключевой элемент нового педагогического мышления, радикально видоизменяющий саму суть учебного процесса. Принцип гуманизации исходит из признания личности каждого ученика высшей социальной ценностью. Он предполагает создание благоприятных условий для становления гражданина с высокими нравственными и интелектуальными качествами. С гуманизацией тесно связана и гуманитаризация общего образования. Под гуманитаризацией нередко понимают увеличение доли предметов гуманитарного цикла к учебном плане школы. Однако это только внешнее отражение существа дела, поскольку по сути гуманитаризация обеспечивает осуществление повышенного интереса новой школы к мировой истории, к духовной и материальной культуре, к человеческим ценностям — словом, к очеловеченной картине мира. Именно это, видимо, имел в виду Н. Г. Чернышевский, когда писал о том, что «как ни возвышенно зрелище небесных тел, как ни восхитительны величественные или очаровательные картины природы, человек важнее, интереснее для человека». Можно добавить, что гуманитаризация образования в наши дни стала отчетливой общемировой тенденцией, связанной со становлением нового типа цивилизации. Такой цивилизации, которая должна обеспечить потребности личности и общества в воспроизводстве и приращении интеллекта и культуры. Из гуманизации и гуманитаризации образования непосредственно вытекает широкий культурологический подход к нему, предусматривающий воспитание образованной,.культурной личности, владеющей основными элементами политической, экономической, экологической, правовой, нравственной, художественно-эстетической, физической культуры, культуры труда, отдыха, поведения, речи, семейных отношений и т. п. Фундаментом же общей культуры служит все содержание образования — комплекс знаний, идей, ценностных представлений, способов познания, мыш- ления, практической деятельности, без овладения которыми невозможны взаимопонимание и взаимодействие людей, гармония человека и общества, человека и природы. Само собою разумеется, что широкий культурологический подход должен отводить достойное место и науке, которая в отечественной школьной практике слишком долго была настолько оторвана от культуры, что даже перестала восприниматься как ее неотъемлемая часть. Тем более отрадно, что в статье 14 Закона РФ «Об образовании» прямо записано, что содержание образования должно обеспечить формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира. Гуманизация и гуманитаризация образования в России нашла конкретное отражение в «Базисном учебном плане средней общеобразовательной школы», который был принят в 1993 году. Базисный план представляет собой основной нормативный государственный документ, определяющий стандарт общего среднего образования на федеральном уровне; он же служит основой для разработки национально-региональных базисных учебных планов, а также планов отдельных школ. В этом плане прослеживается, хотя, наверное, и недостаточно последовательно, линия на уменьшение прежней излишне технократической ориентации школьных предметов, на некоторое изменение соотношения между гуманитарным и естественно-математическим циклами, хотя дело заключается, разумеется, не только в улучшении межцикловых пропорций, но и в определенном переосмыслении всего содержания многих предметов. Заодно нельзя не подчеркнуть, что это относится не только к гуманитарным предметам, особенно чувствительным к произошедшей в России «смене вех», но и к предметам естественного цикла, которые также несут большую мировоззренческую нагрузку, особенно в условиях гуманизации всего комплекса взаимоотношений человека и природы. В самом деле, разве акад. П. Л. Капицу, Н. Н. Семенова, А. Ф. Иоффе, Б. В. Раушенбаха, Н. Н. Моисеева можно без оговорок зачислить в разряд «технарей»? Скорее на ум приходит уже полузабытое представление о «физиках» и «лириках». Следовательно, нельзя уж слишком сильно противопоставлять гуманитарные и естественные науки — как и саму науку — общей культуре. Базисный учебный план школы важен и в другом отношении, также напрямую связанном с культурологической концепцией последней школьной реформы. Речь идет об определении базового уровня или стандарта общего среднего образования. Определение базового уровня содержания образования, который должен не только дать учащимся необходимый объем знаний и умений и научить использовать их в повседневной жизни, но и подготовить их к самообразованию, саморазвитию, было актуальным всегда. Однако в современных условиях разнообразия учебных планов, плюрализма программ и учебников эта актуальность резко возросла. Основное требование к базовому содержанию можно сформулировать так: оно должно быть необходимым и достаточным, доступным и обязательным для всех учащихся, независимо от их ориентации на будущую профессию, и вместе с тем содержать предпосылки, ориентирующие на сознательный выбор жизненного пути. Проблема превращения науки в учебный предмет за последние десятилетия превратилась прямо-таки в «вечный вопрос» дидактики. В принципе дидакты договорились о том, что логика структуры учебного предмета и его содержание не должны быть упрощенной копией соответствующей науки. Договорились о том, что в школу не следует пытаться привносить основы науки в полном объеме, а нужно вести речь только об избранной части этих основ — о тех самых фундаментальных законах и закономерностях, которые составляют основу миропонимания. Еще в 70-х годах А. И. Маркушевичем была выдвинута идея выделения в содержании образования массивного, относительно стабильного «ядра» и более конъюнктурной и мобильной «оболочки». В конце 80-х годов на эту идею вновь обратил внимание член-корр. РАН Г. А. Ягодин, который отнес к «ядру» те знания, что ложатся в основу наук, а к «периферии» те знания, в рамках которых идет непрерывный процесс накопления и обновления. Собственно, эта идея и была положена в основу Базисного учебного плана, в общих чертах определяющего общегосударственный уровень (стандарт) образования. Но теперь речь идет уже не только о науке, а о науке и культуре. Что же касается самого базового уровня знаний, необходимых «на выходе» из средней — в особенности из основной средней — школы, то после длительных дебатов ученые РАО пришли к почти единодушному мнению о том, что этот уровень должен определять необходимый минимум подготовки, так сказать, нижнюю границу полноценного школьного образования. Такой подход позволяет разгрузить основные программы и учебники и сделать массовую школу доступной для каждого учащегося. Именно эта идея была заложена в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Важным новшеством этого стандарта, причем на всех трех его уровнях, явилось также введение крупных областей знаний вместо традиционных учебных предметов. Затрагивая общие вопросы реформ 80-х годов, нельзя не упомянуть и о начавшемся процессе демократизации школы, который нашел отражение и в управлении ею, и в плюрализме программ и учебников и в дифференциации всего образовательного процесса. Дифференциация — ключевое направление преобразований школы во всем мире. Она исходит из гораздо большей вариативности, учета индивидуальных наклонностей детей, их одаренности, в конечном счете предоставляя им право широкого выбора. По сравнению с канцелярски-унифицированной советской школой это преобразование — одно из самых революционных. За сравнительно короткое время на смену аморфным факультативам и немногочисленным элитарным спецшколам пришли самые разные типы школ и классов, которые намного превзошли все то, что еще недавно было разработано теоретиками и практиками педагогики в области внутренней и внешней дифференциации. Пожалуй, несколько сложнее обстоит дело с интеграцией школьных предметов и курсов, «мода» на которую в первые годы реформы была чрезвычайно велика. В какой-то мере подобная тенденция поддерживалась «сверху», преследуя формальную цель сокращения многопредметности учебных планов. Но гораздо важнее была ее вторая цель — помочь учащимся в обобщении, интегрировании знаний и умений, не ограничиваясь традиционной и, кстати, не столь уж оправдавшей себя системой внутрипредметных связей. Интегрирование особенно важно потому, что настоящее овладение культурой невозможно только на основе специальных знаний, без целостного видения мира, без формирования целостной картины природы, общества, взаимоотношений между ними.
По нашему мнению, можно говорить о частном синтезе, когда школьный предмет в старшем звене завершается обобщающим синтетическим курсом (типа: общая биология, общая химия). И о высшем синтезе на межпредметном уровне (типа: обществоведение, естествознание). В этом смысле обычно говорят о внутрипредметнои и межпредметной интеграции. С первой из них несколько меньше проблем. А вот вторая при неумеренном применении может принести существенный вред. Здесь очень многое зависит от ступени школьного образования. На наш взгляд, межпредметная интеграция может быть плодотворной прежде всего на начальном этапе обучения — до перехода к систематическим предметам — и на старшем этапе. Тем не менее практическое осуществление школьной реформы в России, включая и ее культурологическую направленность, почти с самого начала натолкнулось на целый ряд трудностей. На первых порах явные перегибы были допущены в деполитизации и деидеологизации школы, которые сразу резко увеличили разрыв между образованием и воспитанием, в отрицании всего прошлого накопленного опыта. «Разгул демократии» привел к своеобразному параду школьных суверенитетов, затруднившему интеграцию образовательной системы, к еще большему усилению элитарности. Огромные материально-финансовые трудности школы не только замедлили внедрение всех намеченных инноваций, в том числе и в области гуманизации и развивающего обучения, но в ряде случаев даже отбросили ее назад. Более того, по авторитетному мнению Э. Д. Днепрова, «в современном российском властном сознании по-прежнему преобладает мнение о примате экономических преобразований в модернизации. Мнение — что она начинается именно с этих преобразований, а затем охватывает социальную сферу, политику, идеологию, право, культуру, образование и т. д. Эта точка зрения, как свидетельствует и российский и мировой опыт модернизации, ошибочна» [251, с. 17]. Но все же нельзя отрицать того, что даже при сильных «сбоях» в ходе реформы, в труднейших условиях общего кризиса российская школа сохранилась как социальный институт, доказав свою жизнеспособность и начав крупные преобразования. Пусть медленнее, чем хотелось бы, но они продолжаются. А завершение их наступит в той пока еще полумифической «школе будущего», когда молодое поколение россиян будет приобретать знания в благоприятных условиях хорошо обеспеченной школы, да еще при 12-летнем, как в большинстве цивилизованных стран, сроке обучения. Причем стандарт образования будет исходить не из минимума, а из оптимума. 1.2. Культурологический подход в школьной географии В отношении культурологического подхода школьная география в течение последних десятилетий, что называется, шла в ногу с другими предметами. В 1918—1923 годах, когда школа не имела единых, обязательных для всех планов и программ, когда под руководством Д. Н. Анучина готовилась первая общегосударственная программа по географии, культурологический подход начал было пробивать себе дорогу. Но затем, как хорошо известно, в экономической географии возобладал отраслево-статистической подход с уклоном в статистику и политэкономию, который в совокупности с внедрением нерациональных методов обучения, в культурологическом отношении, да и в целом, отбросил школьную географию назад. Хорошо известное постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 года «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР» улучшило положение, но лишь отчасти. Существенных изменений не произошло и в 50-е годы. Напротив, общая ситуация даже осложнилась, поскольку в школьной географии вообще возобладал фактологизм, а ее программа превратилась в своего рода справочно-номенкла-турный прейскурант. В эпоху начавшейся НТР и связанных с нею дифференциации науки и бурного информационного взрыва географы не сумели перестроить свое отношение к отбору и генерализации учебного материала. Характерно, что именно к этому времени относится мудрое наставление-предупреждение Н. Н. Баранского, которым он открыл свою знаменитую «Методику»: «При отборе научного материала для средней школы необходимо руководствоваться, с одной А в 60-х годах, в полном соответствии с идеями тогдашней школьной реформы, началось тотальное «онаучивание» школьной географии — углубление теоретических знаний, непропорциональное расширение понятийного аппарата. Казалось бы, в принципиальном плане эти акции были вполне уместными. Вспомним, что некоторые наши дидакты (И. К. Журавлев, Л. Я. Зорина) разработали трехчленную типологию учебных предметов, согласно которой география — наряду с физикой, химией, историей, биологией и др. — отнесена к категории учебных дисциплин, в которых главный компонент содержания составляют научные знания. Но практическое осуществление «онаучивания» оказалось весьма далеким от идеала и свидетельствовало о том, что наша учебная география еще не до конца переболела той «детской болезнью», симптом которой — желание привнести в школу как можно больше разнообразных научных сведений. Нельзя отрицать определенной правомерности того, что в те годы в курсы физической географии был введен целый ряд геологических, геоморфологических, гидрологических, климатологических, картографических, а в курсы экономической географии — экономико-географических, экономических, политэкономических понятий и терминов. Но сделано это было с таким размахом, что трюмы школьной геогра фической бригантины оказались перегруженными балластом второстепенных знаний. Наряду с этим сохранялись излишества фактического материала, выходящего за рамки обязательной географической культуры. В результате фак-щологизм оставался едва ли не главным бичом школьной географии, а море фактов было, выражаясь языком древних, ни чем иным как «морем мрака» — главным источником излишней нагрузки на память и общей перегрузки.
В 70-е годы в полном соответствии с новым партийно-правительственным постановлением линия на всемерное углубление фундаментальных знаний была продолжена, определяя идею так называемых усовершенствованных программ. Правда, при переходе на эти программы была попытка исключить из них излишне сложный и второстепенный материал, но полностью осуществить ее так и не удалось. Например, в VIII классе по-прежнему почти все изложение концентрировалось вокруг научной концепции энергопроизводственных циклов, в ту пору очень популярной. Сохранился сложный материал, связанный с характеристикой картографических проекций. Симптоматично, что даже географы Академии наук СССР в эти годы не раз подвергали резкой критике программы и учебники по географии как раз за излишнюю «плотность терминологии». И все это в значительной мере в ущерб культурологическому содержанию школьных курсов. В результате к началу 80-х годов в школьной географии сложилась прямо-таки революционная ситуация. И она стала подвергаться все более резкой критике, причем как «сверху», так и «снизу». Критика «сверху» шла со стороны ученых-географов (И. П. Герасимов, В. С. Преображенский и др.), которые упрекали школьную географию прежде всего за то, что по своему уровню она еще очень сильно отставала от географической науки. «В самом общем виде, — писал акад. И. П. Герасимов в 1979 году, — можно сказать, что школьная география при используемых ныне программах и методах преподавания не дает представления об основах современной науки, ее проблемах, вкладе в народное хозяйство, в удовлетворение потребности общества. Она подменяет все это набором популярных знаний о странах и районах и не учит эффективному использованию географических знаний в практической жизни». Словом, наши ученые, часто не представляя себе возможности школьной географии, возрастных особенностей учащихся и многое другое, приговаривали ее не иначе как к «высшей мере».
А критика «снизу», т. е. со стороны учителей географии, относилась прежде всего к перегрузке программ и учебников. В самом деле, пока учитель зоологии изучал со школьниками, скажем, лягушку или дождевого червя, учитель географии должен был познакомить их со всей Африкой или Латинской Америкой. Естественно, что к этому добавлялись такие общие болезни школы как канцелярщина, процентомания, необходимость тащить к аттестату зрелости и способных и неспособных учиться. Недовольны были и сами учащиеся, возражавшие против принудиловки и показухи и особенно остро чувствовавшие диспропорцию между учебным материалом и учебным временем. Вот почему географы обрадовались тому, что в 1983— 1984 годах в наш педагогический лексикон снова вошло слово «реформа». Однако с началом реформы 1984 года составители школьной программы по географии опять оказались в довольно сложном положении. С одной стороны, натиск тех, кто ратовал за еще большую «наукоемкость» предмета, снова возрос. С другой стороны, на страницах «Литературной газеты» математик проф. М. М. Постников, открыто солидаризировавшись с Простаковой, предложил отвести на всю школьную географию... пять уроков.
Если же учесть, что на все науки он предлагал отвести по 1 часу в день, то ему, видимо, не давали покоя лавры того щедринского градоначальника, который въехал в город Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки.
Тем не менее в 1984—1985 годах, пожалуй впервые за последние десятилетия, удалось объединить в едином творческом коллективе представителей разных географических и методических школ, чтобы еще раз обсудить извечные вопросы: зачем, чему и как учить школьников? В результате была создана во многом принципиально новая программа по географии, в основу которой было положено представление о географической культуре: при работе над программой ее составители исходили прежде всего из стремления как можно лучше определить ту грань, которая отделяет общее географическое образование, необходимое всем учащимся, независимо от их будущей профессии, от специальных географических знаний. Иными словами, речь шла о лучшем выделении главных, фундаментальных знаний, составляющих основу миропонимания, мировоззрения, дающих представление о современной географической картине мира как части общей научной картины мира. В результате общий научный уровень программы был снова значительно повышен. Отныне в ней говорилось о предмете географической науки, об источниках географических знаний и методах исследования. Четче были сформулированы некоторые географические закономерности, например, развития географической оболочки. То же относилось к важнейшим научным теориям — таким, как теория экономического районирования, географического разделения труда, а также научным концепциям о природных, территориально-производственных комплексах и др. Эти закономерности, теории, концепции в свою очередь нашли выражение в системе общих понятий и научных терминов. Одновременно были предприняты новые попытки обосновать саму процедуру превращения географической науки в учебный предмет (рис. 40). Однако при всем этом общая культурологическая направленность программы 1986 года, переизданной в 1990 году [245], осталась еще недостаточной. То же относилось и к системе факультативов, которым в пореформенной школе предназначалось более видное место. Факультативных курсов широкого культурологического профиля среди них почти не было [315]. Более заметный перелом в направлении культурологии начался уже на рубеже 80—90-х годов. В 1989 году появились принципиально важные высказывания по этому поводу Рис. 40 Логическая схема конструирования учебной дисциплины (по С. И. Сидору) отечественных ученых, например, в советско-американском сборнике-диалоге «Наука и искусство географии». В доказательство приведем хотя бы мнение Б. Б. Родомана о том, что современный образованный человек должен иметь более или менее целостное представление в виде мысленной карты, на которую он будет в течение жизни наносить впечатления, поддающиеся географической локализации. Или мнение В. С. Преображенского о том, что география становится элементом культуры эпохи научно-технической революции, так что человеку не просто грамотному, а и культурному, прежде всего необходимо твердое понимание того, что судьбы народов и человечества едины [79, с. 77—78]. Особое внимание проблемам географической культуры в области образования было уделено на IX съезде Географического общества страны (1990), например, в докладе И. И. Барино-вой.
|