Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крупнейшие ТНК мира и оценка степени их транснациональности.






Деятельность крупных ТНК отслеживается и подвергается различного рода оценкам со стороны множества экспертов, агентств, аналитических структур и международных организаций. Оцениваются: динамика стоимости их активов, возрастающая благодаря прямым инвестициям за рубеж; их капитализация; объем созданных активов и осуществляемых продаж за рубежом; численность занятых в стране базирования и за рубежом и другие показатели международного статуса этих корпораций.

В таблице 2 представлена оценка ЮНКТАД степени транснациональности 25 крупнейших нефинансовых ТНК мира, классифицированных по объему зарубежных активов в 2003 году. В соответствии с ней четыре крупнейшие по стоимости активов нефинансовые ТНК мира «Дженерал электрик» (647, 5 млрд.долл.), «Дженерал моторз» (448, 5 млрд.долл.), «Форд моторз компани» (304, 6 млрд.долл.), «Водафон» (262, 5 млрд.долл.) лидируют также по размеру активов, размещенных за рубежом. Однако по этому показателю «Водафон» занимает второе место, в то время как «Дженерал моторз» - четвертое. Среди 100 крупнейших ТНК четыре компании, возглавляемые " Хатчинсон Вампоа" (Гонконг, Китай) базируются в развивающихся странах.

По объему продажза рубежом первенство закрепилось за тремя нефтяными компаниями: «Экссон мобил корпорейшн» (США), «Бритиш петролиум» (Великобритания), «Роял датч/Шелл груп» (Великобритания/Нидерланды). По показателю числа работников компании за рубежом первое место занимает «Сименс» (Германия), затем следуют «Фольксваген груп» (Германия) и «Дженерал электрик» (США).

Существует интегральный индикатор зарубежного присутствия компании за рубежом. Речь идет об индексе транснационализации (ИТН), который рассчитывается как среднее значение следующих трех показателей: отношение зарубежных активов ко всем активам, зарубежных продаж к общему объему продаж и численности работников за рубежом к общему числу занятых.

Среди 25 крупнейших по объему активов ТНК мира только две входят в десятку лидеров по ИНТ – «Водафон» (Великобритания) и «Ньюз корпорейшн» (Австралия), занимая 7-е и 3-е места и с ИНТ 92, 5 и 85, 1 % соответственно.

«Дженерал электрик» - компания, абсолютный лидер по объему всех и зарубежных активов, по индексу транснационализации занимает лишь 77-е место, с ИНТ, равным 43, 2 %.

Величина ИНТ зависит, прежде всего, от отрасли, в которой развивает деятельность компания. Самыми интернационализированными являются компании сфер телекоммуникаций, средств массовой информации, продовольствия.

На степень транснационализации ТНК влияет географическое положение страны базирования. Японские и американские ТНК, как правило, не столь транснациональны, как их европейские. 50 ведущих ТНК из развивающихся стран, еще менее транснациональны. Однако разрыв между ТНК из развитых и развивающихся стран в этом отношении сужается.

Для оценки степени интернационализации крупнейших ТНК мира рассчитывается индекс интернациональности (ИИ), представляющий собой долю зарубежных филиалов в общей сумме всех филиалов. В группе 25 крупнейших ТНК мира первое место по ИИ занимает «Форд моторз» с индексом, равным 84 %. Однако среди 100 крупнейших ТНК мира данная компания по ИИ только на двенадцатом месте.

Крупные финансовые ТНК занимают ведущие позиции на мировых финансовых рынках с точки зрения не только совокупных активов, но и числа стран, в которых они работают. Этот перечень возглавляет компания " Ситигруп " (Соединенные Штаты), за которой следует " ЮБС" (Швейцария) и " Альянц" (Германия). На финансовые ТНК из Франции, Германии, Японии, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов в 2003 году приходилось 74% суммарных активов 50 ведущих финансовых ТНК.

Отраслевая структура производства ТНК достаточно широка. Однако в группе из 25 крупнейших ТНК в автомобильной промышленности работают – 24 %, в нефтяной отрасли - 20 %, в сфере электро-, газо- и водоснабжения – 16 %, в области телекоммуникаций – 12 % корпораций.

Деятельность ТНК достаточно диверсифицирована. Каждая из 500 крупнейших транснациональных корпораций США имеет в среднем подразделения в 11 отраслях, а наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей.

Крупные ТНК являются важнейшими участниками процесса интернационализации НИОКР. На их долю приходится почти половина глобальных расходов на НИОКР и не меньше двух третей коммерческих расходов на исследования и разработки (по оценкам, 450 млрд. долл.). В отдельных странах эти долевые показатели значительно выше. Расходы на НИОКР некоторых крупных ТНК намного превышают соответствующие затраты многих стран. Шесть ТНК (" Форд", " Пфайзер", " ДаймлерКрайслер", " Сименс", " Тойота" и " Дженерал моторс" в 2003 году израсходовали на НИОКР свыше 5 млрд. долл.

Проводимые ТНК НИОКР приобретают все более интернациональный характер. Эта тенденция характерна для всех стран базирования ТНК, однако начинается она с различных уровней.

Что касается ТНК Соединенных Штатов, доля их зарубежных филиалов, в которых имеют контрольный пакет, в совокупных НИОКР этих ТНК возросла с 11 % в 1994 году до 13 % в 2002 году. Германские ТНК в 90-х годах создали больше зарубежных подразделений для проведения НИОКР, чем за пятьдесят предшествующих лет. Что касается НИОКР шведских ТНК, то доля зарубежных исследований и разработок в них возросла с 1995 по 2003 год с 22 % до 43 %.

Для характеристики международного подхода в деятельности компаний используют так называемый индекс распространения сети — NSI (Network Spread Index). Этот индекс рассчитывается как отношение (в процентах) числа зарубежных стран, в которых ТНК осуществляет свою деятельность (размещает производство, ведет хозяйственную деятельность и т.п.), к общему количеству стран, в которых корпорация потенциально могла бы вести деятельность. В настоящее время число таких стран составляет 187. Причем, страны, небольшие по территориальному признаку, более активно, чем крупные государства, осваивают зарубежные рынки.

Наивысший уровень NSI наблюдается в компаниях химической и фармацевтической промышленности (21, 8%), занимающихся производством продуктов питания, напитков и табачных изделий (19, 31%), в отраслях электроники и электронного машиностроения (18, 9%), т.е. в отраслях, наиболее ориентированных на потребителя, наименьший — в компаниях сферы строительства и строительных материалов (8, 02%), средств массовой информации (6, 77%), т.е. в отраслях, ориентированных прежде всего на национальный рынок.

В среднем крупнейшие транснациональные корпорации осуществляют свою деятельность в 29 странах. К компаниям, превысившим средний индекс распространения сети почти в два раза (т.е. с уровнем более 30%), относятся «Роял датч/Шелл груп», «Нестле», «Юнилевер».

Однако для устойчивого развития стран-реципиентов наибольшее значение привлечение ПИИ малых и средних ТНК.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал