Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международные слияния и поглощения (СиП) компаний как тип инвестиционной стратегии.
Слияние происходит тогда, когда суммарные операции и активы двух компаний сливаются путем помещения их под контроль руководства новой компании, находящейся в совместном владении акционеров исходных компаний. Приобретение или поглощение имеет место там, где одна компания получает контроль над другой путем приобретения контрольного пакета акций с правом решающего голоса. Основной причиной для слияния или приобретения должно быть стремление достичь синергии, т.е. эффекта, при котором ценность объединенного предприятия больше, чем сумма отдельных частей, из которых оно состоит. Но синергия достигается не всегда — либо потому, что объединение двух компаний изначально не имело смысла, либо — что более распространено — потому, что имевшиеся возможности для достижения синергии не реализуются. Приобретения и слияния могут происходить в следующих формах: Горизонтальная интеграция возникает при слиянии фирм, которые функционируют в одной области деятельности и на одном и том же этапе производственного цикла, например, объединение или слияние двух производителей кондитерских изделий или двух или нескольких розничных торговцев. Вертикальная интеграция — это слияние фирм, которые функционируют в одной сфере деятельности, но на различных этапах производственного цикла. Такая интеграция может быть либо прямой, направленной на расширение рынка сбыта, либо обратной, направленной на подчинение поставщика сырья или комплектующих частей. Диверсификация возникает тогда, когда в слиянии или приобретении участвуют фирмы, функционирующие в несвязанных областях деятельности. Мотивы к слияниям и приобретениям можно подразделить на оборонительные, когда намерение может состоять в том, чтобы защитить положение компании от неблагоприятных рыночных условий или «хищников», и наступательные, когда намерение состоит в том, чтобы воспользоваться преимуществами над выявленными слабостями других компаний или отраслей. Оборонительные мотивы слияний и приобретений могут включать как горизонтальную, так и вертикальную интеграцию. Основными оборонительными мотивами для горизонтальной интеграции являются: эффект масштаба; устранение избыточных мощностей; поддержание цены; устранение конкуренции; обеспечение роста; приобретение управления; приобретение разработок (патентных и исследовательских). Эффект масштаба позволяет достичь синергизма посредством повышения эффективности использования ресурсов за счет устранение дублирующих операций. Мотив у странения избыточных мощностей актуален, если две или более компаний не могут полностью использовать свои ресурсы. Объединение может помочь им устранить избыточные мощности и сделать совокупное производство более эффективным. Поддержание цены можно обеспечить путем приобретения компании конкурентов. Стратегия у странения конкуренции направлена на достижение господства на рынке. Обеспечение роста - самый распространенный мотив для слияний и приобретений, поскольку добиться роста путем приобретения легче, чем достигнуть его путем органического роста в рамках самой компании. С помощью операции по слиянию и поглощению компания может п риобрести качественный механизм управления, являющейся активом приобретаемой компании. Одна компания может приобрести другую для того, чтобы получить доступ к исследованиям и патентам, имеющимся у приобретаемой компании и необходимым компании приобретающей. Основными оборонительными мотивами для вертикальной интеграции являются: обеспечение постоянных поставок; контроль поставок конкурентов; защита рынков сбыта; ограничение конкуренции и контроль цен. Для обеспечения постоянных поставок компания может принять решение приобрести поставщика, чтобы у нее была возможность контролировать график, количество и, что самое важное, качество своих поставок. Такое приобретение также помогает приобретающей компании регулировать цены и увеличивать свои прибыли. Причина СиП, сосотоящая в к онтроле поставок конкурентов может возникнуть как побочная выгода от поглощения по приемлемым мотивам, но такое поглощение может заинтересовать власти и привести к наложению с их стороны ограничений или даже запрещения на поглощение. Если рынки сбыта, на которых продаются товары фирмы, оказываются по какой-то причине под угрозой, поглощение может быть одним из способов их защиты. Ограничение конкуренции и контроль цен — желаемое, но трудно достижимое состояние для компаний, которые имеют возможность монополизировать рынок, на котором они работают. Препятствием для этого служит антимонопольное законодательство. Оборонительные мотивы для диверсификации включают в себя следующие меры: распределение делового риска; уменьшение циклической нестабильности; замена вида деятельности, переживающего спад. Путем расширения ассортимента товаров и перечня рынков, на которых действует компания, снижается деловой риск, которому подвергается фирма. Если компания занимается сезонной или циклической деятельностью, то слияние с компанией, имеющей противоположную цикличность или сезонность, может положительно повлиять на у меньшение циклической нестабильности. Замена вида деятельности, переживающего спад. Примерами этого могут служить табачные компании. Все они диверсифицировались, отойдя от своих основных видов деятельности и рынков, например, компания British American Tobacco переименована в ВАТ Industries итеперь своих ресурсов имеет больше в сфере финансовых услуг, чем в табачном производстве. Наступательные мотивы включают: политику агрессивного роста; освобождение от активов; финансовые возможности; личные обстоятельства. Большинство компаний, стремящихся к быстрому (агрессивному) росту, достигают его путем приобретения другой компании. Освобождение от активов. Это происходит, когда компания покупается ради ее активов, а не как действующее предприятие. Далее активы продаются часто дороже самого приобретенного предприятия. Приобретающая компания получает ф инансовые возможности, пользуясь неэффективностью структуры капитала в целевой компании, у которой имеется свободный капитал и возможности получения займов, может выгодно использовать их в своих интересах. Если при совершении операции по слиянию и поглощению мотивом служат л ичные обстоятельства, то они отличаются большим многообразием и могут включать стремление к достижению власти, самоуважения и т.д. Большинство мотивов, рассмотренных выше, относятся к компаниям, занимающим прочные позиции и намеревающимся поглотить другую компанию. К компаниям, ожидающим поглощения, относятся следующие мотивы: постоянные неудачи в достижении плановых показателей прибыли и получении приемлемого уровня прибыли на инвестиции; нехватка компетентного управления из-за отставок или по другим причинам; дефицит оборотных средств; нехватка инвестиционных возможностей в рамках компании; желание части владельцев ликвидировать все или часть своих пакетов акций из личных соображений или из-за изменения их ликвидности. Компания, ставшая объектом попытки поглощения, вероятнее всего, имеет слабые позиции в одной или нескольких областях. Оборонительные стратегии против попытки поглощения заключается в первую очередь в более эффективном управлении. Кроме того, целевая компания могла бы использовать для отражения нежелательной попытки поглощения следующие методы. Разделение компании на отдельные самостоятельные компании и наделение акционеров новыми акциями в каждой вновь созданной компании. Эта мера может повысить рыночную стоимость компании. Распространение выгодной информации среди акционеров заключается в том, что совет директоров может убедить акционеров в нецелесообразности предстоящей сделки, поскольку предложенная цена сделки слишком низкая или что предложение не отвечает долгосрочным интересам акционеров. Компания, ожидающая поглощения может выдвинуть контрпредложение компании-«хищнице», если обе компании достаточно близки по размеру. Совет директоров может захотеть найти альтернативную, более подходящую компанию, способную сделать предложение на покупку акций поглощаемой компании. Может использоваться метод в ыкупа компании управляющими, при котором весь бизнес или его часть покупается действующей на момент выкупа командой управления у ее владельцев как действующее предприятие. Намеченная к поглощению компания может вынести предложенное поглощение на рассмотрение антимонопольного комитета, что обеспечит по крайней мере задержку в осуществлении операции поглощения на время рассмотрения вопроса комитетом. Если поглощаемая компания располагает крупной суммой денежных средств, то она может перекупить часть своих собственных акций, обеспечивая себе тем самым больший контроль. Компания, ставшая целью поглощения, может произвести переоценку своих активов в сторону увеличения. Это может сделать приобретение компании более дорогостоящим и, следовательно, менее привлекательным для приобретающей компании. Совет директоров может пожелать распродать определенную часть активов, высоко оцениваемых приобретающей компанией, чтобы сделать поглощение менее привлекательным. Компания с ограниченной ответственностью открытого типа, акции которой свободно продаются на рынке и достаточно высоко котируются, больше подвержена опасности нежелательного поглощения, чем компания с ограниченной ответственностью закрытого типа, в которой могут устанавливаться ограничения на право трансферта акций. Соответственно, котирующаяся компания может пойти на изменение своего статуса на статус компании с ограниченной ответственностью закрытого типа (например, ЗАО) в качестве защитной меры. Итак, стратегии ТНК по международным прямым инвестициям достаточно разнообразны и включают множество типов создания филиалов с участием в капитале. Наиболее масштабными операциями по прямому инвестированию являются слияния и поглощения, которые часто рассматриваются транснациональными корпорациями как возможность международной стратегии.
|