Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тематического урока
«Урок Наследия» проводится в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга в дни IV Санкт-Петербургского международного культурного форума (14-16 декабря 2015 г.) в рамках торжественных мероприятий, приуроченных к 25-летию внесения первых российских объектов в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Цель тематического урока – создать условия для осмысления школьниками важности сохранения природного и культурного наследия родного города. Основными задачами урока являются: · систематизация представлений учащихся о Санкт-Петербурге как части всемирного наследия; · расширение представлений школьников о деятельности по сохранению природного и культурного наследия Санкт-Петербурга; · осознание меры своей ответственности за сохранность природного и культурного наследия Санкт-Петербурга, воспитание установки на бережное отношение к памятникам прошлого. Возможными прогнозируемыми образовательными результатами проведения данного урока могут стать (в зависимости от возраста учащихся и типа занятия): Знание … … понятий «наследие», «всемирное наследие»; … критериев включения объектов в Список всемирного наследия; … списка компонентов, входящих в состав объекта всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». Умение… … объяснять необходимость бережного сохранения памятников природы, истории и культуры Санкт-Петербурга как части всемирного наследия; … описывать возможные социальные и культурные последствия утраты (трансформации) элементов (компонентов), составляющих объект «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников»; … анализировать различные материалы в изучении наследия Санкт-Петербурга; … обсуждать проблемы сохранения природного и культурного наследия Санкт-Петербурга; …предлагать варианты решений в вопросах сохранения объектов петербургского наследия. Опыт выстраивания эмоционально-ценностного отношения… … гордость за свой город, его историю, достопримечательности; … уважение к объектам всемирного наследия; … желание включаться в процесс сохранения культурного наследия города. Достижение цели и задач тематического урока возможно при соблюдении следующих организационно-педагогических и методических условий: · Опора на краеведческие представления учащихся, полученные в рамках формального, неформального и информального образования. При разработке занятия необходимо учитывать имеющиеся у детей и подростков краеведческие знания и умения, которые они приобрели как в процессе повседневной жизни, так и на уроках учебной дисциплины «История и культура Санкт-Петербурга» (в тех учреждениях, где предмет сохранен в учебном плане). Рефлексия накопленного опыта проживания в мегаполисе позволит школьникам оценить широту своих представлений о городе, выявить наличие стереотипов мышления, определить, а в каких-то случаях и скорректировать, свое личностное отношение к культурному и природному наследию Санкт-Петербурга. Актуализировать краеведческие знания и умения обучающихся поможет использование таких методических приемов, как: визуализация представлений о городе с помощью рисунков, коллажей, ментальных карт, решение ситуационных практических задач, проведение социологических опросов с последующим анализом результатов и сопоставлением с имевшимися ранее представлениями и пр. · Соответствие содержания урока общему уровню развития школьников. При проектировании урока необходимо учитывать уровень развития интеллектуальных и познавательных способностей школьников. Так, учащиеся младших классов вряд ли смогут освоить «в деталях» историю включения Санкт-Петербурга в Список всемирного наследия, поскольку у них еще не развито в достаточной степени историческое мышление. Они не смогут работать с неадаптированными источниками: извлечь информацию, например, из Конвенции о природном и культурном наследии ЮНЕСКО младшеклассники смогут лишь в том случае, если текст будет представлен фрагментарно, а встречающиеся юридические и культурологические понятия и термины объяснены педагогом. · Проблемность урока. Желательно на уроке не просто дать учащимся информацию о юбилейной дате – 25-летии включения Санкт-Петербурга в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, а выстроить разговор вокруг определенной проблемы, связанной с сохранением культурного наследия. Подобный подход позволит достигнуть целевой установки тематического занятия. Возможные проблемы для обсуждения приведены в пункте 2.2. данной части пособия. · Вариативность отбора памятников, ансамблей и достопримечательных мест – компонентов объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников», предлагаемых учащимся для освоения (изучения, обсуждения, оценки). В центре внимания школьников могут оказаться не только целостный объект, охраняемый ЮНЕСКО, но также и компоненты (части), составляющие его – конкретные памятники и достопримечательности. Все они обладают таким свойством как «информационность» (М. Е. Кулешова). Являясь фрагментом реальности, памятник истории и культуры фиксирует определенный опыт человечества и аккумулирует в себе все сведения о явлениях, предопределивших его появление и бытование. Поэтому процесс освоения наследия можно рассматривать как процесс раскодирования (дешифровки) информации, сокрытой в многочисленных и столь разных объектах. При отборе памятников, ансамблей и достопримечательных мест для тематического урока следует придерживаться следующих принципов: - яркость, информационная насыщенность выбранных компонентов объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». Памятники, ансамбли и достопримечательности должны остаточно отчетливо и ясно раскрывать тот или иной вопрос содержания, идею урока. - достаточность выбранных компонентов объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга…» для раскрытия темы. Как показывает практика, учащиеся начальных классов могут за урок внимательно рассмотреть и проанализировать не более 2-3-х памятников, ансамблей и достопримечательностей, а старшеклассники – не более 5-ти. Поэтому целесообразно ограничить количество изучаемых на занятии компонентов. «Лучше меньше, но лучше», – так можно раскрыть суть этого принципа. Не количество, а качество отобранных памятников, ансамблей и достопримечательностей позволит педагогу решить поставленные на уроке задачи. - личная значимость выбранных компонентов объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». Целесообразно отбирать для изучения на уроке те памятники, ансамбли и достопримечательности Санкт-Петербурга, которые являются близкими и любимыми учащимися. Через осознание субъективной важности объектов школьникам легче будет прийти к пониманию необходимости бережного отношения к петербургскому наследию. · Опора на наглядность. «Урок наследия» должен обязательно сопровождаться демонстрацией объектов культурного наследия Санкт-Петербурга. В этой связи на занятии целесообразно использовать заранее подготовленную педагогом электронную презентацию, включающую изображения памятников и достопримечательностей «северной столицы», фрагменты видеофильмов о Санкт-Петербурге и пр. Также возможно проведение урока непосредственно в пространстве города в виде экскурсии, учебной прогулки, образовательного путешествия или квеста (игры). · Организация ценностно-смысловой коммуникации. Обязательным структурным элементом тематического урока должна стать ценностно-смысловая коммуникация, понимаемая как «многомерное (многоуровневое, разнонаправленное) смысловое диалогическое общение в пространстве гуманитарного образования с целью приобщения ученика к гуманистическим ценностям»[2]. Необходимость выделения этого этапа занятия обусловлена его целевыми установками предмета, направленностью на формирование ценностных отношений учащихся. А, как известно, ценности нельзя усвоить. Они не могут быть «внесены» в головы школьников помимо их воли. К ценностям можно лишь приобщиться в процессе специально организованного общения. Субъектами ценностно-смысловой коммуникации выступают ученик, учитель, объекты природного и культурного наследия города. В ходе общения учащиеся имеют возможность осмыслить свое отношение к миру, увидеть многообразие личностно-смысловых позиций, скорректировать собственную шкалу ценностей. · Проведение тематического урока как части воспитательного или образовательного проекта (общешкольного, общеклассного). Воспитательный и образовательный эффект от занятия будет выше, если оно замышляется как часть образовательного проекта, разворачивающегося в течение предстоящего учебного года. Тематический урок может стать своеобразным «введением» в коллективный (общешкольный, общеклассный, семейный) исследовательский или социальный проект и иметь продолжение в мероприятиях внеурочной и внешкольной деятельности.
|