![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок наследия. «Охраняется государством»⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
«Охраняется государством» (урок-образовательное путешествие) [9]
Адресат: учащиеся 7-8 классов. Образовательное путешествие рекомендуется провести в два этапа. Первый – связан с освоением исторического центра Санкт-Петербурга. Второй – может быть развернут на территории своего района. В ходе второго этапа учащиеся определяют объекты своего района, достойные, по их мнению, быть отмеченными досками «Охраняется государством». Цель: помочь осмыслить само понятие «культурное наследие», получить представление о типологии составляющих его объектов, о мерах, применяемых государством для их сохранения, создать условия для осознания ответственности за сохранения памятников культурного наследия. Ход занятия: 1. Образовательное путешествие начинается со вступительного слова учителя, который напоминает о том, что исторический центр Санкт-Петербурга является памятником всемирного наследия. Петербург – единственный в мире мегаполис, где весь исторический центр объявлен зоной охраны культурного наследия. Сегодня в Санкт-Петербурге под государственной охраной состоит 7783 объекта культурного наследия, и это почти 10% всех памятников, охраняемых государством на территории Российской Федерации. Какие памятники вошли в этот список? Какой период истории города они охватывают? В каком состоянии находятся? Какой ценностью для отечественной и мировой культуры обладают? На эти вопросы учащимся предлагается найти ответ в ходе образовательного путешествия. 2. Ученикам предлагается разделиться на три группы и провести исследование в городском пространстве. Маршруты: Группа 1. Пл. Островского, Малая Садовая ул., Манежная пл. Группа 2. Пл. Труда, Конногвардейский бульвар, пл. Декабристов Группа 3. Пл. Растрелли, Шпалерная ул., Таврический сад Задание: - Пройдите по предложенному маршруту, выявите объекты, которые охраняются государством и отмечены охранными досками. Какую информацию содержат эти доски? Поразмышляйте, в чем уникальность каждого из этих памятников, почему они попали в реестр объектов, подлежащих охране? - Какие, не отмеченные досками объекты, на ваш взгляд, также достойны сохранения? Обоснуйте свою точку зрения. - Предметами охраны территорий Санкт-Петербурга как объекта Всемирного наследия являются не только конкретные объекты городской среды. В числе охраняемых памятников – панорамы и виды города, системы ансамблей городского пространства. Встретились ли такие панорамы, ансамбли и видовые точки на Вашем маршруте. В чем их уникальность? - Какие здания или сооружения на вашем маршруте, как вам показалось, искажают панорамные виды города, не соответствуют общей стилистики городской застройки Петербурга? - Составьте список объектов культурного наследия, встреченных вами на маршруте. Поразмышляйте, какие запреты и ограничения влечет за собой признание этих объектов памятниками культурного наследия. - Оцените сохранность памятников, встречающихся на вашем пути. Подумайте, какие опасности им угрожают. 3. Во время подведения итогов, учащиеся представляют «коллекцию» объектов, которые они хотели бы сохранить в городе.
Дополнительный материал Церковь во имя Рождества Христова на Песках (6-я Советская ул.).
Всей артиллерии собор во имя Преподобного Сергия Радонежского. (Литейный пр., 6, угол ул. Чайковского). Сергиевский собор находился на левом берегу Невы, недалеко от реки, на пересечении Сергиевской улицы и Литейного проспекта. Со времен Петра I преобладающим населением этой части города были служившие «пушкарскому делу», то есть полевые артиллеристы, мастеровые, работавшие на существовавшем здесь с 1713 г. Литейном дворе. На углу двух Артиллерийских улиц в 1731 г. была построена небольшая деревянная церковь во имя преподобного чудотворца Сергия Радонежского, издавна называвшаяся артиллерийской. Сергиевская церковь строилась заново четыре раза. В последний раз в 1796 году по проекту архитектора Ф. И. Демерцова был возведен новый великолепный храм, вмещавшей до двух тысяч человек. Новый однокупольный собор в стиле классицизма стал главным храмом всей русской артиллерии. Собор был закрыт 31 мая 1932 года. Здание собора, стоявшее под охраной государства, было частично разобрано и перестроено через два года. Его место занял мрачный корпус ведомства государственной безопасности ОГПУ-НКВД, при строительстве которого были использованы части стен собора.
Заключение
В заключении хотелось бы напомнить одну восточную притчу: «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа? ” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: - Все в твоих руках». Приведенная притча «Все в твоих руках» отчетливо показывает: от каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, а также своя судьба и положение дел во вселенной. Также и от каждого из нас зависит судьба уникальных памятников природы и культуры. Осознание важности сохранения Санкт-Петербурга как части всемирного наследия юным поколением петербуржцев является залогом развития и процветания нашего города. [1]См. Информационное письмо «О проведении тематических урокови мероприятий в 2015/2016 учебном году»№ 03-15-402/15-0-2 от 14 08.2015.
[2] Разбегаева Л. П. Ценностные основания гуманитарного образования. – Волгоград, 2001. – С. 154. [3]Лихачев Д.С. Память о добром. – СПб.: Logos, 2006, с. 217. [4] Там же. [5]Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. – 1994, № 4, с. 7. [6]Все конспекты уроков приводятся в авторской редакции. [7]Автор – Сапон Светлана Андреевна, учитель [8]Автор – Захарова Наталья Геннадьевна, учитель [9]Автор урока – Коробкова Елена Николаевна, доцент СПбАППО
|