Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика проведения занятияСтр 1 из 4Следующая ⇒
Оснащение учебного процесса 1. Учебный препарат головы с отпрепарированными областями свода черепа; 2. Фиксированный труп для самостоятельного препарирования; 3. Учебные таблицы: 1) Слои свода черепа на фронтальном разрезе. 2) Поверхностные образования головы. 3) Внутреннее основание черепа. 4) Вены лица и твердой мозговой оболочки. 5) Артерии головного мозга. 6) Схема Кренлейна-Брюсовой. 7) Костно-пластическая трепанация черепа. 8) Декомпрессивная трепанация черепа по Кушингу. 9) Первичная хирургическая обработка раны головы. 4. Слайды: 1) Синусы твердой мозговой оболочки. 2) Топография внутрикостных образований сосцевидного отростка. 3) Топография ветвей тройничного нерва. 5. Музейные препараты головы: 1) Сухой препарат твердой мозговой оболочки. 2) Сухой препарат с сосудами головы. 3) Влажный препарат костно-пластической трепанации черепа. 6. Череп. 7. Скелет 8. Влажный препарат сосцевидного отростка. 9. Хирургический общий и специальный инструментарий. Методика проведения занятия I. Введение к теме занятия. Преподаватель подчеркивает необходимость знания топографии свода черепа для понимания высокой регенеративной способности ран, локализации гематом, образования скальпированных ран при травме головы, особенностей распространения гнойной инфекции, отмечает значение мест выхода конечных ветвей тройничного нерва - " болевые точки" для осуществления оперативных доступов в полость черепа. 2. Контроль исходного уровня знаний. Студентам даются тест-карты с тестами на подстановку и конструктивные.
Примеры тест-карт Вариант-1 I. Перечислите послойно ткани лобно-теменно-эатылочной области, которые входят в лоскут при образовании скальпирован ной раны: а)..., б)..., в).... 2. Укажите, как проводится проекция на кожу менингеальной артерии и её ветвей.
Вариант-2 I. Укажите места выхода постоянных венозных выпускников: а)..., б)..., в).... 2. Укажите причины малой подвижности кожи лобно-теменно-затылочной области.
Преподаватель производит проверку тест-карт в течение 10 минут, студенты готовятся к разбору занятия по учебным препаратам.
З. Разбор топографической анатомии областей по учебным препаратам При разборе топографической анатомии свода черепа в процессе опроса преподаватель должен обратить внимание студентов на внешние ориентиры (наружный затылочный выступ, сосцевидный отросток височной кости, надглазничный край, скуловую дугу - при этом студенты пальпируют их у себя или друг у друга), которые имеют значение при определении проекции сосудисто-нервных образований, проведении оперативных доступов в полость черепа. При разборе проекции сосудисто-нервных образований преподаватель должен отметить, что латеральная часть надглазничного края свободна от сосудисто-нервных образований и служит местом оперативного вмешательства в глазницу, тогда как надблоковый сосудисто-нервный пучок и надглазничный проецируются на медиальный отдел надглазничного края. Проекцию задних ушных сосудов и нервов необходимо знать при проведениитрепанации сосцевидного отростка. При разборе проекции поверхностной височной артерии следует отметить место ее прижатия к кости кпереди от козелка уха на 1см. с целью временной остановки кровотечения. Проекцию затылочной артерии и большого затылочного нерва, определяемую с помощью затылочного выступа и сосцевидного отростка, следует учесть при выкраивании лоскута с целью доступа к задней черепной яме. Отметить место выхода концевых ветвей первой ветви тройничного нерва. При разборе послойной топографии лобно-теменно-затылочной области необходимо обратить внимание студентов на особенности строения кожи, сращение ее с сухожильным шлемом, наличие трех клетчаточных пространств, особенностей образования и распространения гематом в них, топографо-анатомически объяснить причину образования скальпированных ран. Разобрать пути лимфооттока. Преподаватель должен подчеркнуть особенности строения вен свода черепа, связи подкожных вен, внутрикостных и внутричерепных, отсутствие клапанов, распространение инфекции по венам в полость черепа (карбункулы, с образованием остеомиелита костей, на твердую мозговую оболочку с образованием тромбозсинуситов, менингита и абсцессов мозга). При разборе височной области преподаватель обращает внимание студентов на внешние ориентиры (они уже разобраны при изучении лобно-теменно-затылочной области). Следует также отметить, что поверхностная фасция является продолжением сухожильного шлема, особенность строения височного апоневроза, наличие трех клетчаточных пространств (межапоневротического - замкнутого, подапоневротического, сообщающегося с жевательно-челюстной щелью, височным отростком жирового комка щеки, пространство между височной костью и мышцей, сообщающейся по ходу клетчатки, окружающей глубокие сосуды, с глубокой областью лица, что имеет значение при распространении гноя по клетчатке с образованием затеков). Так, флегмона височной области при локализации под мышцей может осложниться затеком в глубокую область лица. Преподаватель должен выявить при разборе знание студентами схемы Кренлейна-Брюсовой и её значение для проекции средней менингеальной артерии, отметить образование эпидуральных и субдуральных гематом при переломе височной кости в силу особенностей её строения. При разборе области сосцевидного отростка обратить внимание студентов на значение его как внешнего ориентира, места прикрепления мышц; деление его на 4 квадранта с проекцией на квадранты внутрикостных образований, важность этого при трепанации сосцевидного отростка. При разборе по препарату и таблицам венозных синусов черепа и вен наружных покровов головы отметить их связи через выпускники и диплоические вены, как возможный путь заноса инфекции в полость черепа при нагноительных процессах свода черепа. Преподаватель должен обратить внимание студентов на связи синусов свода черепа и основания черепа о разбором их по музейному препарату " синусы твердой мозговой оболочки", особенности строения пещеристого синуса, в который впадают глазничные вены, анастомозирующие с угловой веной и с глубоким венозным сплетением лица, связь пещеристого синуса с глубоким венозным сплетением лица через эмиссарии. Разобрать артерии твердой мозговой оболочки и иннервацию ее. Преподаватель обращает внимание студентов на особенности строения оболочек мозга, наличие эпидурального пространства, субдурального, субарахноидального, связь субдурального пространства головного и спинного мозга, а также субарахноидального пространства головного испинного мозга, наличие спинномозговой жидкости в субарахноидальном пространстве, сообщающимся с полостью боковых желудочков мозга, где она вырабатывается, наличие в субарахноидальном пространстве при травме примеси крови, при воспалении – лейкоцитов. Преподаватель должен при разборе оперативных вмешательств на голове (принципы первичной обработки ран головы, декомпрессивная и костно-пластическая трепанация черепа) обратить внимание на кровоточивость ран в области свода черепа в силу особенностей топографо-анатомического строения, а также на принципиальные отличия декомпрессивной и костно-пластической трепанации черепа. 4. На трупном материале студенты выполняют под руководством преподавателя костно-пластическую и декомпрессивную трепанацию черепа с помощью специального хирургического инструментария. 5. Итоговый контроль усвоения материала занятия проводится путем решения ситуационных задач. Следует отметить, что большая часть из них разобрана при работе с учебным препаратом.
Примеры ситуационных задач. I. После вскрытия карбункула затылочной области, располагавшегося кнаружи от наружного затылочного выступа, у больного началось обильное кровотечение в ране. Укажите, какие сосуды могли быть расплавлены гнойным процессом в данной области? 2. Во время операции трепанации сосцевидного отростка по поводу гнойного мастоидита (операция антротомии) в глубине костной раны началось сильное кровотечение. Укажите на возможный источник кровотечения. 6. Заключение преподавателя. Подведение итогов занятия, дается задание студентам на следующее занятие.
|