Таблица 4 - Общенаучные методы исследования. Методы формальной логики[2]
| Метод
| Содержание
|
| 1. Методы эмпирического уровня научного познания
|
| Наблюдение
| Преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам исследования.
|
| Измерение
| Определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон.
|
| Эксперимент
| Явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях.
|
| 2. Методы обработки и систематизации знаний эмпирического уровня
|
| Сравнение
| Определяет сходство и различие явлений и процессов. Позволяет соотнести известное с неизвестным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории.
|
| Анализ
| Процесс мысленного, нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения).
|
| Синтез
| Соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.
|
| Индукция
| Движение от частного к общему, перенос тех или иных познанных свойств с узкого круга явлений на более широкий. Нового знания как такового не появляется. Движение по формуле: «факты – факты».
|
| Классификация
| Объединение различных понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью установления связей между объектами и классами объектов.
|
| 3. Методы теоретического уровня познания
|
| Абдукция
| Своеобразное промежуточное звено между индукцией и дедукцией. Движение по формуле: «факты – гипотеза», открывающее новое знание.
|
| Дедукция
| Движение по формуле: «гипотеза - факты» с демонстрацией в фактах ранее полученного знания.
|
| Абстрагирование
| Отвлечение в процессе познания от каких-то свойств объекта с целью углубленного исследовании одной его стороны. Результат - выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сторон.
|
| Моделирование
| Непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заменитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект.
|
| Идеализация
| Мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но имеющих близкий прообраз или аналог в реальном мире.
|
| 4. Методы построения и объяснения теории
|
| Проблематизация
| Четкое формулирование вопроса или комплекса вопросов, возникающих в процессе познания.
|
| Гипотеза
| Выдвижение научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.
|
| Доказательство
| Обоснование истинности одной мысли с помощью других.
|
| Объяснение
| Использование более конкретных, в частности, эмпирических знаний для уяснения знаний более общих.
|