![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие налога и сбора.
Переход экономики России на принципы рыночного хозяйствования выявил острую необходимость реформирования всей финансовой системы страны, и, прежде всего – в налоговой сфере. Первые попытки структурных налоговых изменений, предпринимаемые в начале 90-х гг. хоть и заменили ранее существовавшую советскую систему планового распределения прибыли предприятий, когда в бюджет изымалась ее часть, оставшаяся после формирования в соответствии с установленными нормативами различных производственных и непроизводственных фондов, но не решили основную задачу налоговой системы – учесть интересы всех субъектов экономических отношений. Изменения налоговой системы России были зафиксированы в законе РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». Этот Закон впервые в новейшей истории России установил общие принципы построения налоговой системы, определил перечень налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Тем не менее для России 90-х был характерен общий высокий уровень налогового бремени, неоправданно большое количество налогов и сборов, неравномерное распределение налоговой нагрузки по отраслям экономики и отдельным налогоплательщикам, сложность и методическая неотработанность законодательных норм и правил начисления налогов, многочисленность и противоречивость нормативных документов, отсутствие достаточных правовых гарантий для плательщиков и получателей налогов, нестабильность налоговых норм, приоритет ведомственных инструкций над законами, неоднозначность и расплывчатость отдельных принципиальных положений законов, введение налоговых норм задним числом, огромное количество дополнений и пояснений к официальным текстам законов, нежелание со стороны налоговых органов консультировать налогоплательщиков, низкая общая налоговая культура всех участников налоговых отношений. Устранить существующие недостатки стало возможным при создании единой законодательной и нормативной базы налогообложения, которая учитывает интересы всех субъектов налоговых отношений. Этой базой служит Налоговый кодекс РФ, первая часть которого была принята 31 июля 1998 г. Федеральным законом от 31.07.1998 № 146-ФЗ, вторая часть была введена по главам поэтапно. Для налоговой политики России на данном этапе характерны: – стабилизация налоговой системы РФ; - жесткая регламентация введения новых налогов и сборов, а также законодательных актов об их изменениях; - общее сокращение числа видов налогов и введение закрытого перечня региональных и местных налогов; - классификация налоговых правонарушений и дифференциация финансовой ответственности за них, разделение умышленности и случайности, однократности и повторности правонарушений, степени их тяжести и последствий для бюджета. - гарантия прав налогоплательщиков. Налог используется государством как способ перераспределения национального дохода. Посредством него часть выручки, прибыли или дохода юридических или физических лиц направляется в бюджетные либо внебюджетные денежные фонды, а затем используется на решение общественных задач. Бюджеты формируются из налоговых и неналоговых доходов, а также из безвозмездных перечислений. Бюджетный кодекс РФ к налоговым доходам относит, помимо налогов и сборов, также пени и штрафы, взимаемые за налоговые правонарушения.
|