Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции налога
Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. При выделении функций налога необходимо использовать следующие критерии: -функция налога производна от его сущности и определяется назначением налога в обществе; -функция налога демонстрирует направление воздействия налогообложения на общественные отношения; -функция налога указывает направление активного действия права, упорядочивающего налоговые отношения; -функция налога должна отвечать критерию постоянства – стабильность, непрерывность, длительность действия функции. Таким образом, Функция налога – это направление правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающее постоянством, раскрывающее сущность налога и реализующее социальное назначение государства. Фискальная функция налога признается и выделяется в качестве основной большинством специалистов. Фискальная функция позволяет осуществлять формирование финансовых ресурсов государства в бюджетной системе и внебюджетных фондах. Регулирующая функция – стимулирующая – поощрение вида деятельности, отрасли экономики и т.д.; дестимулирующая – сдерживающее воздействие. Налог как инструмент воздействия способен влиять на: - производство путем стимулирования развития определенных отраслей либо ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов; - потребление, в частности, посредством размеров косвенных налогов (налогов на потребление), влияя на спрос и покупательную способность населения подакцизных товаров; - доходы населения и юридических лиц путем дифференцированных ставок, предоставления льгот определенным категориям лиц и т.д.; - демографические процессы (пример – налог на холостяков и субсидирование содержание иждивенцев), молодежную политику, иные социальные явления; - международные интеграционные процессы путем унификации норм налогов, сфера распространения которых выходит за границы отдельного государства. Контрольная функция – контроль за движением финансовых ресурсов, оценка эффективности налогового механизма и выявление необходимости внесения изменений в налоговую политику и бюджетную систему. Контрольная функция распространяется и на сферу распределения налоговых потоков, отслеживая целевое использование денежных ресурсов и их эффективность. Налог есть категория комплексная, имеющая как экономическое, так и юридическое значение, а потому сущностное содержание налога является экономико-правовым, т.е. двойственным. Это отражено и в его официально, закрепленном законом понятии (ст.8 НКРФ). Поэтому именно с учетом двойственной природы необходимо подходить к рассмотрению функций налога. С точки зрения экономики налог представляет собой платеж (изъятие), т.е. предусматривает разделение и движение средств. С точки зрения права налог представляет собой принуждение, выраженное в обязательности платежа. Функции налога должны отражать и платеж, и принуждение. Исходя из природы налога, функции налога можно было бы разделить на экономические и правовые, но это невозможно в силу двойственного характера самого понятия налог.
|