![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании
С 2012 года проверять начисление налогов в сделках с взаимозависимыми лицами будет ФНС России в рамках самостоятельного вида мероприятия налогового контроля - проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Основаниями для проведения такой проверки являются уведомления налогоплательщиков о контролируемых сделках или извещение территориального налогового органа, проводившего выездную или камеральную проверку налогоплательщика и выявившего контролируемую сделку. Для определения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, контролируемые сделки сопоставляются со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица (п. 1 ст. 105.5 НК РФ). При анализе сопоставимости коммерческих и финансовых условий сделок учитываются: - количество товаров, объем выполняемых работ (оказываемых услуг); - сроки исполнения обязательств по сделке; - условия платежей, применяемые в соответствующих сделках; - курс иностранной валюты, примененной в сделке, по отношению к рублю; - иные условия распределения прав и обязанностей между сторонами сделки (на основании функционального анализа). При определении сопоставимости коммерческих и финансовых условий сделок учитываются характеристики рынков товаров (работ, услуг), на которых совершаются анализируемые сделки, В оценке возможных факторов, влияющих на сопоставимость условий сделок, имеют значение источники информации, которые следует использовать при контроле цен и налогов по сделкам с участием взаимозависимых лиц (ст. 105.6 НК РФ) При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами ФНС России может использовать методы, предусмотренные ст. 105.7 Кодекса: 1) метод сопоставимых рыночных цен; 2) метод цены последующей реализации; 3) затратный метод; 4) метод сопоставимой рентабельности; 5) метод распределения прибыли. Допускается использование комбинации двух и более методов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Организационные вопросы проведения проверок полноты исчисления и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами предусмотрены в ст. 105.17 НК РФ. На основании ст. 105.19 Кодекса крупнейшим налогоплательщикам предоставлено право обратиться в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. Стороны соглашения заранее договариваются о том, как будут определяться цены для целей налогообложения в контролируемых сделках. В дальнейшем, если налогоплательщик в ценообразовании будет придерживаться условий соглашения, ФНС России не вправе доначислять налоги, взыскивать пени, штрафы по контролируемым сделкам, если цены в них (методы их определения) утверждены в соглашении о ценообразовании (п. 2 ст. 105.23 НК РФ). Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений (ст. 106 - 115 НК РФ) Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 и 18 Кодекса. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с 16-летнего возраста. Статьей 108 Кодекса определены общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения: - никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом; никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения; - основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу; - привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации; - привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени; - лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Статьей 109 Кодекса установлено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: - отсутствие события налогового правонарушения; - отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; - совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; - истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения. Ст. 111 Кодекса определены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения:
Кодексом определены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения и установлен размер снижения (увеличения) налоговых санкций (штрафа).
* О порядке определения срока 12 месяцев см. постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 № 9141/08. ** Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 Кодекса.
Статьей 113 Кодекса определен срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. 1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 и 122 Кодекса. Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 Кодекса. Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации. Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.
|