Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Признаки классификации
По содержанию По целям По продолжительности
Системные Многоцелевые Краткосрочные Структурные Ограниченно целевые Среднесрочные Долгосрочные Бессрочные
1. При системной налоговой реформе проводятся масштабные преобразования концептуальных и методологических положений свей системы налогообложения. В результате указанных преобразований системы налогообложения, как правило, коренным образом меняется перечень налогов, устанавливается долгосрочная приоритетность прямых или косвенных налогов и т.д. Структурные налоговые реформы в наиболее общем виде представляют собой изменения налогообложения, преимущественно связанные со структурой налогов и организацией налогового администрирования. Эти налоговые преобразования призваны обеспечить прежде всего принципиальные изменения по определению базы налогообложения, установлению налоговых ставок, кардинальной перестройке механизма предоставления налоговых льгот. 2. В ходе проведения многоцелевой реформы должен решаться весь программный комплекс проблем по масштабным преобразованиям системы налогообложения для создания устойчивой фискальной основы поступательного развития национальной экономики на долгосрочную перспективу. Ограниченно целевые реформы могут выступать в различных формах, в частности реформа выделения ресурсов, реформа изменения налоговых отношений, не затрагивающая доход, и налоговая реформа нейтрального подхода. Налоговая реформа выделения ресурсов направлена на ускоренное развитие отдельных приоритетных отраслей народной экономики. Однако эти реформы, как свидетельствует мировая налоговая практика, чаще всего характеризуется низкой эффективностью в связи с тем, что наличие преференций создает основу и способствует уклонению от уплаты налогов. В результате проведения налоговых реформ, не затрагивающих доход, решаются главным образом задачи обеспечения полноты и своевременности налоговых поступлений в государственный бюджет. При осуществлении реформ нейтрального дохода в действующую систему налогов вносятся принципиальные изменения, состоящие в замене одних налогов другими. Новые налоги не оказывают негативного воздействия на хозяйственные субъекты, в отличие от прежних налогов создают больше стимулов для развития производственной и инвестиционной активности данных субъектов. 3. Краткосрочная реформа обычно проводится в течение трех лет. Налоговые преобразования являются неполными и затрагивают отдельные принципиальные составляющие налоговых отношений. Среднесрочные налоговые реформы имеют продолжительность до восьми лет. Указанные преобразования являются более полными и более значительными. В то же время действующая система налоговых отношений не нуждается в существенной трансформации и, как следствие, в длительной адаптации. Долгосрочная реформа реализуется свыше восьми лет. Подобные реформы проводятся в том случае, если в стране функционирует несовершенная налоговая система, что вызывает необходимость осуществления кардинальных налоговых изменений. Достаточно редко проводятся бессрочные налоговые реформы, которые не имеют строго установленных временных ограничений и реализуются путем последовательных налоговых преобразований. Такие реформы позволяют очень тщательно анализировать промежуточные, шаговые результаты осуществленных изменений в системе налогообложения и вносить необходимые коррективы в стратегию перестройки системы налоговых отношений. Разные страны в зависимости от целого ряда факторов внутреннего социально-экономического развития и задач международной интеграции проводят как среднесрочные, так и долгосрочные налоговые реформы. Так, например, в Великобритании преобразования налогообложения осуществлялись непрерывно в течение десяти лет начиная с 1979 года, а в Германии – в три этапа (1986, 1988, 1990 гг.). Тогда как в США налоговые реформы проводились в два этапа: в 1981 и 1986 гг.; во Франции они осуществляются с начала 80-х гг. до настоящего времени. Как любой процесс преобразования, налоговые реформы должны проводиться последовательно в несколько этапов: - на подготовительном этапе в первую очередь разрабатываются системные принципы и методология реформ налоговых отношений, определяются главные положения и порядок осуществления реформы. Необходимым элементом данного этапа является всесторонний анализ обоснованности налоговой реформы и актуальности ее проведения с учетом экономических и политических целей. В частности, определяется реальность и своевременность проекта реформы. Заключительной фазой подготовительного этапа является принятие нового налогового законодательства. Подготовительный этап является необходимым условием успешного проведения всей реформы. При несоблюдении условий четкого и полного проведения всего комплекса мероприятий по проектированию реформы налогообложения сама налоговая реформа, как правило, превращается в неудачный эксперимент и, как следствие, ведет к необоснованному разбалансированию даже эффективных дореформенных налоговых отношений с весьма непредсказуемыми социальными и экономическими последствиями. Второй этап налоговой реформы – это этап проведения, т.е. непосредственного введения в действие нового налогового законодательства. Одновременно на этом этапе отрабатываются новые налоговые механизмы, оперативно вносятся необходимые корректировки в случае выявления незначительных недоработок и т.д. На заключительном этапе налоговых преобразований проводится анализ и делается оценка их социальной и экономической эффективности, делаются необходимые выводы т обоснования, на основе которых разрабатываются предложения по дальнейшему совершенствованию налоговых отношений. Главной целью любой налоговой реформы является формирование перспективного фискального механизма как основы социально-экономического развития страны. При этом необходимо особо подчеркнуть, что преобразования в области налогообложения в краткосрочном периоде оказывают значительно меньшее влияние на достижение стабильности, чем такие монетарные реформы, как изменение обменного валютного курса национальной денежной единицы, перестройка кредитно-денежной политики и др. Реформа налогообложения, как правило, следует после политических и структурных перестроек. Налоговые преобразования обычно реализуются как вторичные реформы. Это вызвано тем, что она является более инерционной в смысле эффективности одномоментных результатов по сравнению даже с такими экономическими преобразованию политического характера, как приватизация, отмена государственной монополии внешней торговли, либерализация цен и др. Именно поэтому налоговые реформы зачастую осуществляются достаточно продолжительный отрезок времени. Характерной особенностью налоговых реформ в рыночной экономике является то, что они реализуются последовательно, как бы поэтапно переходя одна в другую. Связано данное положение в основном с тем, что поиск экономически перспективных направлений налоговой политики и соответствующих перестроек национальных фискальных систем является непрерывным процессом. Т.О., можно выделить след. основные признаки налоговой реформы в рыночной экономике: эволюционность, последовательность и непрерывность. Вместе с тем указанные признаки отнюдь не означают, что налоговая реформа не может проводиться и революционным способом. Но подобные преобразования проводятся в крайних случаях, когда налоговая реформа крайне важна для государства. Рассмотрим наиболее значительные налоговые реформы последнего времени. В 50-х годах 20 века в странах с развитой рыночной экономикой последовательные преобразования налогообложения проводились вслед за реформами денежной системы, заработной платы, изменением ценовой политики. Эти налоговые реформы были направлены на увеличение налоговых доходов бюджета для скорейшего восстановления разрушенного войной хозяйства и переоснащения производства. За счет налогового перераспределения ВВП осуществлялись государственное финансирование приоритетных отраслей промышленности, поддержка агропромышленного комплекса, участие в капитале крупных частных корпораций, развитие рыночной инфраструктуры и социальной сферы. Начиная с 60-х годов, произошло изменение целей налоговых реформ. В ведущих странах они стали ориентироваться на достижение не только фискальных целей, но и на обеспечение государственного регулирования экономики и внешнеэкономических отношений, проведение антикризисной политики при ограниченных социальных расходах. Т.О., в условиях послевоенной ограниченности материальных и финансовых ресурсов преобразования налогообложения в 50-60 годы выражали политику налогового дирижизма, жесткого перераспределения ВВП в наиболее значимые сферы хозяйственной деятельности. Именно налоговые преобразования указанного периода позволили странам с рыночной экономикой осуществить переход от государственного бюджетного субсидирования и прямого финансирования отдельных отраслей и конкретных предприятий к налоговым методам регулирования, которые способствовали самостоятельному распределению частными корпорациями расходов на расширение и техническое перевооружение собственных производств. При этом активно использовался значительный объем налоговых льгот и привилегий.
|