Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Мировоззрение и эстетическое своеобразие культуры и литературы XVII века.






План.

I. Общая характеристика эпохи: секуляризация сознание, эволюция средневекового хронотопа, демократизация литературы.

II. Жанровое и идейно-стилевое своеобразие бытовой повести. Анализ одной из них в контексте взаимовлияния фольклорной и литературной традиции: проблематика, особенности героя, композиция, художественно-изобразительные средства («Повесть о Горе-злочастии», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне»).

III. Раскол и творчество протопопа Аввакума.

1. Мировоззренческие основания раскола, судьба старообрядчества – инд. сообщение.

2. Жанровое и идейно-стилевое своеобразие «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного». Литературное новаторство в области жанра и стиля, система образов и символов.

Литература.

1. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры: В 2-х томах. – М.-СПб., 1999. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. – С. 116-196.

2. Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3-х томах. – Л., 1987. Т. 1. – С. 171-258, 568-588; Т. 2. – С. 308-342; Т. 3. – С. 141-157.

3. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в литературе Древней Руси. Л., 1984. – С. 59-71.

4. Учебники, тексты, хрестоматии по списку литературы к курсу.

Основные понятия (тезаурус):

Теоцентризм, иррационализм, историзм, символизм, этикетность, канон, бинарность, христианская антропология и эсхатология, аскетизм, юродство, первый и второй монументальный историзм, агиография, торжественное красноречие, панегирическая проза, идеализирующий биографизм, исихазм, стиль «плетения словес», беллетристический стиль, барокко, жанр жития, притчи, поучения, хождения, слова, патерик, повесть, летопись, бытовая и сатирическая повесть, секуляризация, раскол, старообрядчество, силлабо-тоническая система стихосложения.

Организация самостоятельной работы студентов.

Проверка качества усвоения знаний по курсу «Древняя русская литература» проводится в течение семестра в устной форме: вопросы репродуктивного и проблемно-аналитического характера. Сравнительный анализ идей и концепций различных авторов. Выполнение письменных работы, предполагающих целостный анализ как отдельных эпизодов, так и полных текстов художественных произведений. Подготовка индивидуальных сообщений и докладов по отдельным вопросам, а также осуществление реферативных разборов по наиболее актуальным научным проблемам курса. Выполнение заданий тестового характера.

Освоение учебного материала курса предполагает интенсивную работу студента с научной литературой, в том числе ориентирует к аналитическому усвоению литературного материала в его строгой теоретической отнесенности. Прежде всего необходимо знакомство с тестами Священного Писания, художественные тексты древнерусской литературы изучать не только по хрестоматиям, но по изданию «Памятники литературы Древней Руси» (№ 43 в списке литературы). В связи с этим студенты должны к экзамену освоить корпус научной литературы по курсу, иметь тезисные конспекты следующих работ: Д.С. Лихачёв (№ 28 – по списку литературы, тома и страницы указаны в плане практических занятий, № 31-33), И.П. Ерёмин (№ 19), Адрианова-Перетц В.П. (№ 5), Б.М. Гаспаров (№ 13), В.В. Бычков (№ 8 – тома и страницы в плане практических занятий, № 9), А.В. Муравьёв (№ 36), № 49, № 59,

Кроме этого, необходимо познакомиться с работами С.С.Аверинцева (№ 4), И.А.Ильина (№ 22), А.Я. Гуревича (№ 14), В.Н. Лазарева (№ 25), А.С. Орлова (№ 37-39), Г. Федотова (№ 54), В.О. Ключевского (№ 24) С.А. Зеньковского (№ 21), А.Ф. Замалеева, Е.А. Овчинниковой Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. - Л., 1991; В.В. Колесова Древняя Русь: наследие в слове, мир человека. СПб., 2000; В.Д. Чёрного (№ 57), А.В. Юдина (№ 60), А.С. Панарина Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002 или в журнале «Москва» за 2001, № 3-6, 8, 10, 11; Энциклопедическим словарём «Христианство» (№ 55). В целом содержание курса призвано создать основу для изучения последующих историко-литературных курсов, способствовать формированию системного представления национальной и мировой литературе.

Методические рекомендации для преподавателя

Основная задача изучения курса – познакомить студентов с основными положениями древнерусской эстетики. Прежде всего необходимо дать представление о картине мира средневекового человека, особенностях его миросозерцания и формах эстетического освоения мира. Прояснить историко-литературный контекст древнерусского художественного сознания в его взаимосвязях как с европейской культурой и литературой, так и с византийской книжной и философской традицией. Дать целостное представление о динамике эволюционного развития древнерусской литературы и культуры.

Принципы отбора учебного материала курса " Древняя русская литература" определяются целями и задачами курса и его местом в блоке историко-литературных курсов, системе филологического образования в целом. Прежде всего курс во многом определяет своеобразие эстетического содержания русской литературы, способствуя формированию представления о начальных этапах развития книжной традиции. Свое прояснение получают такие важнейшие литературоведческие категории, как род литературы, жанр, стиль, тропеические формы выражения идеи и характеристики образа.

Освоение учебного материала курса предполагает интенсивную работу студента с научной литературой, в том числе ориентирует к аналитическому усвоению литературного материала в его строгой теоретической отнесенности. В целом содержание курса призвано создать основу для изучения последующих историко-литературных курсов, способствовать формированию системного представления национальной и мировой литературе. Отбор содержания связан с реализацией идеи интеграционного подхода в изучении литературы, поскольку современная методология предполагает в литературоведении синтез и органическое взаимодействие категорий философии, филологии, истории, этики, эстетики, психологии и педагогики. Содержание курса может быть углублено и расширено за счет самостоятельного знакомства студентов с различными источниками не только научного, но и учебного характера, а также выполнения различного рода творческих и самостоятельных заданий по различным темам курса.

Курс лекций, семинарских и индивидуальных занятий организован таким образом, чтобы способствовать формированию не только теоретических, но и практических знаний, активно развивать приемы и методы аналитического усвоения материала. Изучение курса актуализирует проблему историко-литературного развития, представленного в наиболее репрезентативных памятниках литературы и культуры.

На семинарских занятиях проверяется как уровень освоения теоретических понятий, изложенных в лекциях и научной литературе, так и навыки аналитического изучения литературных памятников. Система заданий и вопросов, а также тематика коллективных обсуждений способствуют формированию целостного представления о каждом отдельном памятнике и периоде исторического развития древнерусской литературы. Работа на семинарах предполагает и активное использование индивидуально-групповых способов подготовки по отдельным темам. Могут быть предложены и следующие формы письменной аттестации: контрольные и проверочные работы с вопросами проблемного и репродуктивного характера, тесты по содержанию текстов, сравнительный анализ концепций, изложенных в разных учебных пособиях и монографиях разными авторами, творческие задания, реферативные обзоры. Система текущей аттестации намечает оптимальные пути подготовки к итоговой аттестации по предмету в форме экзамена.

Методические указания для студентов.

Прежде всего студенты должны усвоить такие основные понятия курса, как философия иррационального мистицизма, бинарность, символизм древнерусского сознания, благодатный образ мира в православном сознании, восточная патристика, христианская антропология и эсхатология, средневековый хронотоп, провиденциализм христианского сознания, иррациональный мистицизм, метафизика, гносеология, этикетность и канон, символизм мышления, софийность искусства, исихазм, литургика, притчевый язык, иконопись, соборность, первый и второй стиль монументального историзма, стиль " плетения словес", стиль идеализурующего биографизма, торжественного красноречия, агиография, аскетизм, юродство, жанр летописи, хожения, жития, поучения, слова, повести, патерика, апокрифа, традиция смеховой культуры, барокко, литература нового времени, секуляризация, раскол, старообрядчество барокко, силлабо-тоническая система стихосложения.

Освоение учебного материала курса предполагает интенсивную работу студента с научной литературой, в том числе ориентирует к аналитическому усвоению литературного материала в его строгой теоретической отнесенности. Прежде всего необходимо знакомство с тестами Священного Писания, художественные тексты древнерусской литературы изучать не только по хрестоматиям, но по Памятникам литературы Древней Руси: В 12 тт. – М., 1978-1994. В связи с этим студенты должны к экзамену освоить определенный корпус научной литературы по курсу, иметь тезисные конспекты следующих работ: Д.С. Лихачёв (№ 28 – по списку литературы, тома и страницы указаны в плане практических занятий, № 29, № 30, № 32, № 33); И.П. Ерёмин (№ 19); Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. – Л., 1974, № 5; Б.М. Гаспаров (№ 13), В.В. Бычков (№ 8 – тома и страницы в плане практических занятий, № 9), А.В. Муравьёв (№ 36), № 49, № 57, О.А. Еремина Повесть о Петре и Февронии Муромских как произведение христианской культуры // Русская словесность. – 2002. – № 4. – С. 15-24; И.В. Грачевой Новые принципы изображения человека в “Житии протопопа Аввакума” // Русская словесность. – 2000. – № 5. – С. 42-47.

Кроме этого, необходимо познакомиться с работами С.С. Аверинцева (№ 2, 3); И.А. Ильина (№ 22); А.Я. Гуревича А.Я. (№ 14); В.Н. Лазарева (№ 25); А.С. Орлова (№ 38, № 39, № 40); Г. Федотова (№ 54); В.О. Ключевского Древнерусские жития святых как исторический источник. – М., 1988. Репринт; С.А. Зеньковского Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. - М., 1995. Репринт; А.Ф. Замалеева, Е.А. Овчинниковой Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. – Л., 1991; В.В. Колесова Древняя Русь: наследие в слове, мир человека. – СПб., 2000; В.Д.Чёрного (№ 57), А.В. Юдина (№ 60), А.С. Панарина Православная цивилизация в глобальном мире. – М., 2002 или в журнале «Москва» за 2001, № 3-6, 8, 10, 11; Энциклопедическим словарём «Христианство» (№ 55). В целом содержание курса призвано создать основу для изучения последующих историко-литературных курсов, способствовать формированию системного представления национальной и мировой литературе.

Проверка качества усвоения знаний по курсу «Древнерусская литература» осуществляется в течение семестра в устной и письменной форме: вопросы репродуктивного и проблемно-аналитического характера. Сравнительный анализ идей и концепций различных авторов. Выполнение письменных работы предполагает целостный анализ как отдельных эпизодов, так и полных текстов художественных произведений. Подготовка индивидуальных сообщений и докладов по отдельным вопросам, а также рефератов разборов по наиболее актуальным проблемам курса.

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

а) Основная литература:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал