Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 9. Электрооборудование, его обслуживание и ремонт
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий с механиками-водителями 3 танковой роты по дисциплине
«Техническая подготовка»
Тема 9. Электрооборудование, его обслуживание и ремонт
Занятие 1. Составные части электрооборудования танка, их назначение и размещение в танке. Общее устройство распределительных щитков. Назначение и общее устройство аккумуляторных батарей, уход за ними, порядок установки и снятия. Н-Тх-2, 3. Правила эксплуатации электрооборудования, меры предупреждения повреждения аккумуляторных батарей, приборов (потребителей электрической энергии) и электроприводов.
Учебно-воспитательные цели:
1. Изучить составные части электрооборудования танка, их назначение и размещение в танке, общее устройство распределительных щитков.
2. Изучить назначение и общее устройство аккумуляторных батарей, уход за ними, порядок установки и снятия. Н-Тх-2, 3.
3. Изучить правила эксплуатации электрооборудования, меры предупреждения повреждения аккумуляторных батарей, приборов (потребителей электрической энергии) и электроприводов..
4. Воспитывать чувство ответственности при изучении электрооборудования танка.
Время: 90 мин.
Место: класс.
Вид занятия: практическое.
Метод: рассказ-показ, беседа.
Материальное обеспечение:
- плакат «Устройство АБ»,
-макет аккумуляторной батареи
- стенд электрооборудования танка,
- учебно – действующий стенд,
Литература:
-Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М. Воениздат, 1989 г., кн. 2, ч. 2., с.9 - 35.
- Методическое пособие по технической подготовке танковых подразделений. Воениздат. Москва. 1977 г.
- Пособие для руководителей занятий по технической подготовке танкистов. Книга 4. Москва. 1966 г.
План
проведения занятия и расчет времени.
I.Вводная часть.
| 10 мин.
| II.Основная часть.
| 70 мин.
| 1.Составные части электрооборудования танка, их назначение и размещение в танке.
| 15 мин.
| 2.Общее устройство распределительных щитков.
| 10 мин.
| 3.Назначение и общее устройство аккумуляторных батарей, уход за ними, порядок установки и снятия. Н-Тх-2, 3.
| 30 мин.
| 4.Правила эксплуатации электрооборудования, меры предупреждения повреждения аккумуляторных батарей, приборов (потребителей электрической энергии) и электроприводов.
| 15 мин.
| III.Заключительная часть.
| 10 мин.
| Ход занятия:
Учебные вопросы и время
| Методические указания
| I. Вводная часть. 10 мин.
|
| 1.1 Проверка готовности к занятию.
| принять рапорт;
проверить наличие и внешний вид солдат;
отметить отсутствующих;
| 1.2 Постановка задачи на занятие.
| объявить тему, цели занятия, тему написать на доске;
объявить порядок ее изучения и порядок отработки учебных вопросов
| II. Основная часть 70 мин.
|
| 1-й учебный вопрос: «Составные части электрооборудования танка, их назначение и размещение в танке»
| Объявить первый учебный вопрос.
| Электрооборудование, установленное в машине предназначено для обеспечения работы систем и механизмов с электрическими приводами, средств связи, контроля режимов работы систем двигателя, освещения и сигнализации.
Техническая характеристика системы электрооборудования танка Т-72
Тип системы - однопроводная (за исключением дежурного освещения и электродвигателя водооткачивающего насоса ОПВТ), децентрализованная.
Однопроводная система характерна наличием одного провода (плюсового), вторым (минусом) проводом служит корпус танка. Это упрощает монтаж, облегчает определение неисправностей в системе, а также экономически дешевле двухпроводной схемы.
Децентрализованная система характеризуется наличием нескольких распределительных устройств (щитков) на которые электрическая энергия передается от источников по магистральным проводам, а уже от них отходят линии потребителям электрической энергии.
Напряжение бортовой сети:
-при неработающем двигателе - 22- 24В,
-при работающем двигателе - 27- 29В.
| Материал довести методом рассказа
| Система электрооборудования танка включает:
-источники электрической энергии;
-потребители электрической энергии;
-вспомогательные приборы электрооборудования;
-контрольно-измерительные приборы (КИП);
-электрическую бортовую сеть
| Составные части электрооборудования танка довести методом рассказа.
| 1.1.«Источники электрической энергии.
К источникам относятся:
-стартерные аккумуляторные батареи марки 12СТ-85Р или 6СТЭН-140М
-стартер-генератор СГ-10-1С (работающий в генераторном режиме).
1.2. Потребителями электрической энергии
Потребителями электрической энергии являются:
- приборы комплекса вооружения;
- стартер-генератор СГ-10-1С, работающий в стартерном режиме;
- электродвигатели;
- радиостанция и переговорное устройство;
- приборы системы защиты от ОМП;
- приборы освещения и сигнализации.
1.3. Вспомогательные приборы электрооборудования
К вспомогательным приборам электрооборудования относятся:
— вращающееся контактное устройство ВКУ-330-4;
— распределительные щитки;
— выключатели, переключатели, контакторы, кнопки;
— автоматы защиты сети АЗР, предохранители, переходные колодки, штепсельные разъемы.
1.4. Контрольно-измерительные приборы
К контрольно-измерительным приборам относятся:
-вольтамперметр,
-электрические термометры и манометры,
-тахометр,
-счетчик моточасов,
-спидометр,
-топливомер,
-часы.
| Назначение и размещение составных частей электрооборудования танка в танке довести методом рассказа и показа.
| 2-й учебный вопрос: Общее устройство распределительных щитков
Щиток контрольных приборов механика-водителя предназначен:
- для размещения КИП, органов управления приборами электрооборудования и сигнальных ламп:
- для распределения электрической энергии по цепям потребителей в корпусе машины и их защиты от перегрузок.
Щитсостоит из щитка 1 контрольных приборов и щитка 16 автоматов защиты (АЗР), на которых смонтированы КИП, АЗР и другие приборы. Щит съемный и включен в схему с помощью разъемов.
С внутренней стороны щита механика-водителя расположены: коробка релейная КР-73-1 (в которой установлены контактор включения МЗН двигателя, реле системы подтормаживания и реле контроля ламп), преобразователь ГПК, резисторы цепей освещения щита и фары ФГ-127, контактор включения свечей подогревателя.
Рис. Щит контрольных приборов механика-водителя:
1 - щиток контрольных приборов; 2 - болт; 3 - часы; 4 - кнопка сигнала; 5 - вольтметр; 6 - переключатель ППН-45; 7 - счетчик моточасов общий; 8 - счетчик моточасов нагрузки; 9 - сигнальные светильники СЛЦ-51; 10 - кнопка МЗН буксира; 11 - кнопка МЗН двигателя; 12 - разъем АКД; 13 - кнопка стартера; 14 - переключатели ПН-45М; 15 - разъем; 16 - щиток автоматов АЗР; 17 - крышка; 18 - кнопка контроля сигнальных ламп; 19 - выключатели В-45М; 20 - скоба предохранительная; 21 - указатель тахометра; 22 - рычажок; 23 - указатель спидометра; 24 - указатель топливомера; 25 - указатель манометра ЭДМУ-6-Н; 26 - указателъ тахометра ТУЭ-48-Т; 27 - указатель манометра ТЭМ-15
Распределительные щитки
Блок защиты аккумуляторных батарей предназначен для защиты бортовой сети танка от перегрузочных токов и коротких замыканий, а также распределения электрической энергии по цепям потребителей.
На блоке защиты аккумуляторных батарей (БЗА) установлены; шунт 3 вольтам перметра, плавкие предохранители 5 и 6 закрытого типа ТП-400 на номинальный ток 400 А и про водочные—на 200 и 250 А, автоматы защиты сети АЗР (выключатели) 9, 10, 11 и 12 в цепях питания водопомпы, дежурного освещения, нагнетателя и радиооборудования.
На АЗР НАГНЕТАТЕЛЬ и АЗР В4 установлены планки, предохраняющие АЗР от несакционированного включения.
Шунт, предохранители и «плюсовый» зажим для подключения внешнего источника закрыты кожухом с откидной крышкой 1, которая закрепляется защелкой 7;
Блок защиты аккумуляторов расположен над аккумуляторными батареями и установлен на кронштейне, приваренном к подбашенному листу.
Щиток распределительный правый предназначен для размещения автоматов защиты сети АЗР, органов управления отдельными потребителями и сигнализации.
Щиток состоит из корпуса 2, в котором размещены десять автоматов защиты, из которых восемь являются предохранителями, а два автомата в цепях управления АЗ и люка предохранителями-выключателями, кнопка 1 ППО (под крышкой), кнопка 5 вызова механика-водителя командиром, кнопка 6 аварийной остановки двигателя (под крышкой).
Автоматы-предохранители закрыты скобами 9 и при эксплуатации танка должны находиться в положении ВКЛ.
Снизу корпус закрыт крышкой Провода к щитку подключаются через штепсельные разъемы 8.
Щиток установлен на правой стенке башни над радиостанцией
Электрическая принципиальная схема щитка показана на электрической принципиальнойсхемеэлектрооборудования башни.
Щиток распределительный левый по назначению и конструкции аналогичен правому распределительному щитку.
В щитке размещены десять автоматов защиты сети 5, из которых восемь являются предохранителями, а два автомата (освещения АЗУ и электроспуска) — предохранителями-выключателями, кнопка 8 ППО (под крышкой), кнопка 2 контроля сигнальной лампы нагнетателя, светильник 3 сигнализации включения нагнетателя, кнопки 4 управления нагнетателем Автоматы-предохранители при эксплуатации танка должны находиться в положении ВКЛ.
Щиток установлен на левой стенке башни рядом с сиденьем наводчика
Электрическая принципиальная схема щитка показана на электрической принципиальной схеме электрооборудования башни
| Объявить второй учебный вопрос.
Материал довести методом рассказа и показа.
Материал довести методом рассказа и показа.
Материал довести методом рассказа и показа.
Материал довести методом рассказа и показа.
| 3-й учебный вопрос: Назначение и общее устройство аккумуляторных батарей, уход за ними, порядок установки и снятия. Н-Тх-2, 3.
| Объявить третий учебный вопрос.
| 3.1.Аккумуляторные батареи предназначены:
- для питания электрической энергией системы электрического пуска двигателя машины; - для питания электрической энергией потребителей во всех режимах, когда при работающем двигателе генератор не обеспечивает необходимой мощности; - для питания потребителей на стоянке, когда двигатель не работает или работает на пониженных частотах вращения коленчатого вала.
На танке Т-72 устанавливаются четыре аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М или 12СТ-85Р.
|
| Техническая характеристика аккумуляторных батарей 6СТЭН-140М и 12СТ-85Р.
№
п/п
| Наименование параметра
| Тип АБ
| 6СТЭН-140М
| 12СТ-85Р
|
| Номинальное напряжение, В:
|
|
|
| Тип
| свинцово-кислотная
|
| Номинальная емкость, А*ч:
при 20-часовом режиме разряда
|
|
|
| Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота
|
|
|
| Масса, кг:
без электролита
с электролитом
|
52, 2
62, 0
|
62, 0
72, 0
|
| Количество электролита, л:
в батарее
в одном аккумуляторе
|
8, 0
1, 33
|
0, 83
|
| Гарантийный срок службы
| 3 года (600 м/ч)
|
| Минимальный срок службы
| 6 лет (600 м/ч)
|
| Срок хранения в сухозаряженном состоянии
| не менее 7 лет
| не менее 10 лет
|
| Материал довести методом рассказа
| 3.2.Общее устройство АБ:
| 6СТЭН-140М:
- крышка батареи;
- защитный кожух;
- ящик батареи;
- две ручки;
- два полюсных вывода;
- пять перемычек;
- две стяжные ленты;
- шесть аккумуляторов.
| 12СТ-85Р
- крышка батареи;
- защитный кожух;
- корпус из стеклопластика;
- две ручки;
- два полюсных вывода;
- одиннадцать перемычек;
- двенадцать аккумуляторов;
|
| Материал довести методом рассказ-показа
| 3.3. Уход за аккумуляторными батареями
Техническое обслуживание аккумуляторных батарей.
Объем обслуживания
| Периодичность обслуживания
| Без снятия батарей с машины:
|
| Провести внешний осмотр и очистку поверхности батарей от пыли и грязи.
| Один раз в 15 дней.
| Проверить:
плотность крепления наконечников проводов с полюсными выводами батарей;
надежность крепления батарей на стеллажах и в гнездах;
работоспособность батарей.
| Один раз в 15 дней.
| При снятых батареях с машины:
|
| Очистить:
поверхность батарей от пыли и грязи;
контактные поверхности выводных зажимов от окислов.
| Один раз в три месяца.
Летом при температуре 250 С и выше – один раз в месяц.
| Проверить:
|
| чистоту вентиляционных отверстий в пробках;
отсутствие трещин в мастике;
уровень электролита во всех аккумуляторах.
| Один раз в три месяца.
Летом при температуре 250 С и выше – один раз в месяц.
| Нейтрализовать поверхность батарей 10% раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта.
| Один раз в три месяца.
Летом при температуре 250 С и выше – один раз в месяц.
| Проверить степень разряженности по плотности электролита.
| Один раз в три месяца.
Летом при температуре 250 С и выше и зимой при температуре – 100 С и ниже – один раз в месяц.
| Провести полной заряд на зарядной станции.
| При разряженности батарей летом на 50 %, а зимой на 25 %.
При сезонном обслуживании.
| Провести контрольно-тренировачный цикл.
| Один раз в год (для 12СТ-85Р – один раз в 9 месяцев).
При поступлении АБ из других частей.
| |
|