Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и структура судебной системы Российской Федерации
Под судебной системой понимается совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой установленными законом взаимоотношениями по осуществлению правосудия[3]. В Российской Федерации судебная система устанавливается Конституцией РФ (ч.3.ст.118, ст. 125-127) и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе в Российской Федерации» № 1-ФКЗ (далее – ФКЗ о судебной системе) с учетом федеративного и административно-территориального устройства страны. Подобный подход создает условия для обеспечения суверенитета страны и доступности правосудия для населения. Организация деятельности всех самостоятельно функционирующих судов в рамках единой системы дает возможность обеспечить единообразное понимание задач правосудия, четко распределить объем полномочий судебных органов и осуществлять эффективный контроль за нижестоящими судами со стороны вышестоящих судов. В 2012 году утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2013–2020 годы. Целями программы являются повышение качества осуществления правосудия и совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Сама программа направлена на обеспечение преемственности при реализации мероприятий по развитию судебной системы, улучшение качества осуществления судебных экспертиз и повышение эффективности исполнения судебных решений. Согласно ст. 4 ФКЗ о судебной системе в Российской Федерации действует две группы судов: 1. Федеральные суды. 2. Суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается федеральными конституционными законами, а судов субъектов федерации - законами субъектов федерации (не противоречащими федеральному законодательству). К федеральным судам относятся: - Конституционный Суд РФ, являющийся судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. - Верховный Суд РФ; - верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; - арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Несмотря на многоуровневую структуру и различную компетенцию судов их деятельность осуществляется на основе единства судебной системы РФ, которая обеспечивается путем: - установления судебной системы РФ Конституцией РФ и ФКЗ о судебной системе; - соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; - применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; - признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу; - законодательного закрепления единства статуса судей; - финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
|