Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Место арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации
Необходимость в органах по разрешению хозяйственных споров возникла многие века назад. Еще в Древнем Риме, в договорах между римлянами и латинами устанавливались правила, согласно которым тяжбы в ярмарочных спорах подлежали разрешению судьей единолично при нечетном числе присяжных в особых торговых судах. В Российской империи торговые и вексельные дела, а также дела о торговой несостоятельности и банкротстве рассматривали коммерческие суды. Датой зарождения органов по разрешению хозяйственных споров в Советском государстве принято считать 1922 год - начало деятельности арбитражных комиссий, которые были в 1931 году заменены системой органов Государственного арбитража, который рассматривал споры между предприятиями, одновременно осуществляя функцию управления и полномочия властного государственного органа для использования правовых средств в целях охраны социалистической собственности. В 1979 г. был принят Закон СССР «О государственном арбитраже в СССР», который закрепил роль и место арбитражных органов в государственной системе. В 1991 г., в соответствии с новой редакцией ст. 163 Конституции РСФСР, арбитражные органы были преобразованы в арбитражные суды. В этом же году был принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде», действовавший до 1995 г. Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами, они входят в единую судебную систему РФ, составляя систему арбитражных судов в РФ. До 2014 года арбитражные суды возглавлялись Высшим Арбитражным судом РФ. 5 февраля 2014 года Президентом РФ были подписаны проекты законов, предусматривающие упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ[5]15. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 04.06.2014 N 8-ФКЗ, систему арбитражных судов составляют: - арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); - арбитражные апелляционные суды; - арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах; - специализированные арбитражные суды. В соответствии со ст.2 ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» № 1-ФКЗ и от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» № 1-ФКЗ и другими федеральными конституционными законами. Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел. Основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются: - защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; - содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В арбитражных судах разбирательство дел открытое (кромеслучаев о государственной тайне, коммерческой или иной тайны). Судопроизводство ведется на русском языке. Решение арбитражного суда субъекта вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия. Решения Верховного Суда РФ вступают в законную силу с момента их принятия. Постановления Президиума Верховного Суда РФ рассматривающего дела в порядке надзора, вступают в силу с момента их принятия. Вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
2 Верховный Суд Российской Федерации – высшее звено арбитражных судов Российской Федерации В 2014 году, было произведено реформирование в судебной системе Российской Федерации – объединение Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда Российской Федерации. Основная цель слияния Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда - пересекающаяся компетенция по целому ряду вопросов, обеспечение единообразия правовых позиций, укрепление единства судебной системы РФ. 6 февраля 2014 года Президентом РФ подписан Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». Редакция коснулась следующих статей: ст. 83 – вследствие ликвидации ВАС Президенту не надо представлять Совету Федерации кандидатуру на должность его председателя; ст. 102 и ст. 128 – верхней палате не надо его утверждать; ст. 104 – исключено право законодательной инициативы ВАС; ст. 125 – исключено право ВАС обращаться в Конституционный суд; ст. 126 – к полномочиям ВС отнесены и экономические споры; ст. 127 – которая посвящалась только ВАС, исключена полностью. Таким образом, из Конституции РФ исключено положение о Высшем Арбитражном Суде РФ, а также исключено упоминание об арбитражных судах. Кроме того, в ст. 71 Конституции РФ внесены изменения и вместо гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства теперь идет речь только о процессуальном законодательстве. Также были приняты ряд законов: Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации», вступил в силу 06.08.2014; Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», вступил в силу 06.08.2014; Федеральный закон «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», вступил в силу 06.02.2014. Аналогичные изменения внесены в другие нормативные правовые акты, в частности в ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации». После упразднения Высшего арбитражного суда, Верховному Суду РФ 6 августа 2014 года переданы полномочия по разрешению экономических споров. Верховный Суд РФ является единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных ВАС РФ, теперь осуществляет Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, состоящая из 30 судей. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ является второй кассационной инстанцией, в которой пересматриваются определенные судебные акты (ч. 1 ст. 291.1 АПК РФ в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ " О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"). Кассационная жалоба предварительно изучается единолично судьей ВС РФ, после чего может быть передана (или не передана) в указанную коллегию. Акты Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ обжалуются в порядке надзора обжалуются в Президиум ВС РФ. Надзорная жалоба, как и кассационная, предварительно изучается судьей ВС РФ и лишь после этого может быть направлена для рассмотрения в Президиум ВС РФ. Более подробно структура и полномочия Верховного Суда РФ рассмотрены в параграфе 6.1 главы 6 настоящего учебника.
|