Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общенаучные и психолого-педагогические методологические принципы;Стр 1 из 8Следующая ⇒
Вопросы к экзамену по дисциплине «Методология и методы организации научного исследования» 1. Методология науки: понятие, уровни; - учение об системе понятий и их отношений, - система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей; - это алгоритм поиска цели, набор приёмов, методов, средств, способов, принципов достижения цели: Теоретической цели — модели идеального знания (в заданных описанием условиях, например, скорость света в вакууме); практической цели — программа (алгоритм) приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием. Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности. Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины. Основные уровни методологии научного исследования - методология (философская) - (философские принципы, требования, вытекающие из философских законов и категорий); - Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение, эксперимент и т.д.); - Специальные, собственные методы психолого-педагогического исследования:
Общенаучные и психолого-педагогические методологические принципы; Общенаучные методологические принципы: - Принцип детерминизма - исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы. - Принцип объективности - объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие. - Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента. Специфичные для психологии и педагогики принципы: - Принцип единства физиологического и психического - нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно. - Принцип единства сознания и деятельности - сознание деятельно, а деятельность сознательна. - Принцип развития - (известен, как принцип историзма и генетический принцип) - психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе. - Системно-структурный принцип - любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы (воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.) Инвариантности результата - рассматривает психологическое исследование как систему. В качестве элементов системы исследования он выделяет: объект, предмет, метод, условия (иначе - среда), результат (поведение, либо продукт деятельности).
|