Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общенаучные и психолого-педагогические методологические принципы;






Вопросы к экзамену по дисциплине

«Методология и методы организации научного исследования»

1. Методология науки: понятие, уровни;

- учение об системе понятий и их отношений,

- система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей;

- это алгоритм поиска цели, набор приёмов, методов, средств, способов, принципов достижения цели:

Теоретической цели — модели идеального знания (в заданных описанием условиях, например, скорость света в вакууме);

практической цели — программа (алгоритм) приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием.

Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности.

Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины.

Основные уровни методологии научного исследования

- методология (философская) - (философские принципы, требования, вытекающие из философских законов и категорий);

- Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение, эксперимент и т.д.);

- Специальные, собственные методы психолого-педагогического исследования:

 

Общенаучные и психолого-педагогические методологические принципы;

Общенаучные методологические принципы:

- Принцип детерминизма - исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.

- Принцип объективности - объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.

- Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

Специфичные для психологии и педагогики принципы:

- Принцип единства физиологического и психического - нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.

- Принцип единства сознания и деятельности - сознание деятельно, а деятельность сознательна.

- Принцип развития - (известен, как принцип историзма и генетический принцип) - психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.

- Системно-структурный принцип - любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы (воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)‏

Инвариантности результата - рассматривает психологическое исследование как систему. В качестве элементов системы исследования он выделяет: объект, предмет, метод, условия (иначе - среда), результат (поведение, либо продукт деятельности).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал