![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятийный аппарат научно-исследовательской работы (цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования);
Понятийный аппарат научного исследования образуют актуальность исследования, его цель, проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи, методика, новизна, практическая значимость. Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее характеристику издалека нет необходимости. Для кандидатской диссертации достаточно в пределах одной-двух страниц, для дипломной работы - одной, для курсовой работы- полстраницы машинописного текста показать главное. Цель - это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Проблема. Проблему часто отождествляют с вопросом. В основном это верно. Каждая проблема - это вопрос. Но не каждый вопрос - это проблема. Проблема- это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить проблему- значит выйти на эту границу. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема - это противоречивая ситуация, требующая разрешения. Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. При проведении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет - это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования. Гипотеза - это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза - это предполагаемое решение проблемы. Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования. К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования: а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены; б) она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик. Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают. Задачи исследования - это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.
9. Теоретико-методологическая основа научного исследования;
Теоретические основы исследования - это совокупность научных понятий, выявленных закономерностей, вытекающих из них принципов, достаточную для решения исследовательской задачи. Пример: Теоретико-методологическое основание исследования: 1. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского; 2. Системный подход к изучению семьи (А.Я. Варга, 2000, 2001, 2009; С. Минухин, 1998; Черников А. В., 1997; Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис, 2000; Дж. Хейли, 1980; М. Боуэн, 2005); 3. Положения возрастной психологии, раскрывающие особенности подросткового периода (Личко А. Е., 1985; Кон И. С, 1989, Божович Л. И., 1979; Пиаже Ж., 1986; Андреева Г. М., 1994; Эльконин Д. Б., 1989; Давыдов В. В., 1989); 4. Положения, раскрывающие особенности профессионального самоопределения подростков (Е.А. Климов, Л.А. Йовайша, Дж. Голланд, А.П. Чернявская, Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжников и др.).
|