Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления анализа прибыли и валового дохода предприятия ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Существует два вида показателей, характеризующих финансовые результаты предприятия: Ι группа – показатели прибыли, которые характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия; Ι Ι группа – показатели рентабельности, которые характеризуют относительную эффективность или финансовую отдачу от различного вида вложенных финансовых средств. Основные характеристики прибыли: ▪ постоянная прибыль создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, то есть обеспечивает его экономическую независимость; ▪ прибыль является основой для осуществления расширенного производства на предприятии; ▪ рост и наличие прибыли является источником для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и собственников предприятия; ▪ за счет прибыли покрываются все обязательства предприятия, и прежде всего, перед бюджетом. Предприятие реализует свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение. Прибыль представляет собой основной результат деятельности фирмы. Различают следующие виды прибыли: от реализации, валовая, налогооблагаемая, чистая. Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции и себестоимостью этой продукции. Валовая прибыль включает в себя прибыль от реализации продукции, основных фондов, иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Налогооблагаемая прибыль исчисляется для целей определения величины налога на прибыль на базе валовой прибыли, уменьшенной на определенные суммы в соответствии с положениями, предусмотренными законом о налоге на прибыль. Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении коммерческой организации после выплаты налогов. Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия служит принятая для всех предприятий, независимо от формы собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия в условиях рыночных отношений, основанная на формировании прибыли. На рис. 2 приведена схема формирования показателей и факторов прибыли. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями (налоги, обязательные платежи). Если прибыль от реализации растет быстрее, чем нетто-выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг, то это свидетельствует об относительном снижении затрат на производство продукции. Если чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от реализации, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности и прибыль отчетного периода, то это свидетельствует об использовании предприятием механизма льготного налогообложения.
Рис. 2. Структурно-логическая модель формирования показателей прибыли Если опережающими темпами растут внереализационные расходы на производство, то это свидетельствует о снижении прибыли отчетного периода. Факторный анализ прибыли предприятия Изменение прибыли от реализации продукции формируется под воздействием следующих факторов: изменения объема реализации; изменения структуры реализации; изменения отпускных цен на реализованную продукцию; изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции: 1.Расчет общего изменения прибыли (∆ Р) от реализации продукции: ∆ Р= Р1 – Р0, (1) где Р1- прибыль отчетного года; Р0- прибыль базисного года. 2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (∆ Р1): ∆ Р1=NP1- NP1.0=∑ p1q1- ∑ p0q1, (2) где NP1=∑ p1q1- реализация в отчетном году в ценах отчетного года (p- цена изделия; q- количество изделий); Np1.0=∑ p0q1- реализация в отчетном году в ценах базисного года. 3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (∆ Р2) (объема продукции в оценке по базовой себестоимости): ∆ Р2= Р0К1- Р0= Р0(К1- 1), (3) где Р0- прибыль базисного года; К1- коэффициент роста объема реализации продукции К1= (4) где s1.0- фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный год в ценах и тарифах базисного года; s0- себестоимость базисного года. 4. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции (∆ Р3): ∆ Р3=Р0(К2- К1), (5) где К2- коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам К2= (6) где Np1.0- реализация в отчетном периоде по ценам базисного года; Np0 - реализация в базисном году. 5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (∆ Р4): ∆ P4=S1.0- S1, (7) где S1.0- себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах и условиях базисного года; S1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года. 6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆ Р5): Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (∆ Р6). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой: ∆ Р= Р1- Р0= ∆ Р1+∆ Р2+∆ Р3+∆ Р4+∆ Р5+∆ Р6, (8) или где Р - общее изменение прибыли; Рi- изменение прибыли за счет i-го фактора. В рамках внутреннего финансового анализа при условии наличия необходимых аналитических данных бухгалтерского учета общая величина прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг) предприятия рассматривается как сумма величин прибылей (убытков) от реализации по товарным направлениям. Прибыли (убытки) от реализации по товарным направлениям выступают в качестве факторов общей прибыли (убытка) от реализации предприятия. Такой факторный анализ позволяет сопоставить прибыльность различных товарных направлений и сделать соответствующие выводы о корректировке рыночной стратегии предприятия. Лишь в исключительных, особых случаях убыточное направление может финансироваться за счет прибыльных товарных направлений. Как правило, в результате такого анализа принимается решение об изменении структуры деятельности предприятия. Планирование увеличения прибыли предприятия 1. Метод экстраполяции является наиболее простым методом планирования формирования прибыли предприятия. Он основан на результатах трендового анализа динамики маржинальной, валовой и чистой прибыли за ряд предшествующих периодов и выявлении линии тренда, который распространяется на плановый период. Вместе с тем этот метод планирования прибыли является наименее точным, так как не учитывает изменения факторов внешней и внутренней среды. 2. Метод прямого счета является относительно простым и достаточно надежным методом планирования прибыли. ü плановая маржинальная операционная прибыль ; ü плановая валовая операционная прибыль ; ü плановая чистая операционная прибыль , где ВОДпл – плановая сумма валового операционного дохода; ПИо – плановая сумма операционных издержек; ПИпер – плановая сумма переменных затрат; НПпл – плановая сумма налога на прибыль. Необходимо отметить, что данный метод недостаточно ориентирован на достижение целевых показателей уровня операционной прибыли и позволяет осуществлять только одновариантные расчеты 3. Нормативный метод. Условием применения данного метода является наличие на предприятии соответствующей нормативной базы. В качестве таких нормативов используются: ü норма прибыли на собственный капитал (средняя норма депозитного процента на денежном рынке) , где - среднегодовая стоимость собственного капитала в плановом периоде; НВП – норма валовой прибыли на собственный капитал, %; ü норма прибыли на операционные активы , , где - среднегодовая стоимость операционных активов в плановом периоде; НВП – норма валовой прибыли на единицу операционных активов, %; НЧП - норма чистой прибыли на единицу операционных активов, %; ü норма прибыли на единицу реализуемой продукции (норма рентабельности продукции) , , где ОРпл – планируемый объем реализации продукции. Нормативный метод планового расчета прибыли получил определенное распространение в процессе ее определения для вновь созданных предприятий. Его недостатком является то, что он не увязан с другими показателями операционной деятельности (операционными затратами, налоговыми платежами), вследствие чего также не может быть использован в многовариантных расчетах суммы прибыли. 4. Метод CVP (взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли). Плановые расчеты ведутся в такой последовательности: ü определяется безубыточный объем реализации , где ПИпост – планируемая сумма постоянных операционных издержек; ПУЧД – планируемый уровень чистого операционного дохода к объему реализации продукции, %; ПУи пер – планируемый уровень переменных издержек к объему реализации продукции, %; ü определяется плановая сумма валовой операционной прибыли ; ü определяется плановая сумма маржинальной операционной прибыли или ; ü определяется плановая сумма чистой операционной прибыли , где СНП – средняя ставка налоговых платежей за счет прибыли, %. Построенный на основе плановых значений график «CVP», позволяет использовать этот метод в качестве имитационной модели многовариантных расчетов с разложением и варьированием отдельных показателей. Кроме того, такая модель может использоваться для оперативной корректировки плановых показателей прибыли при изменении отдельных текущих показателей деятельности предприятия. 5. Метод целевого формирования прибыли позволяет обеспечить взаимосвязь плановой величины прибыли со стратегическими целями управления прибылью в предстоящем периоде. Основой этого метода является предварительное определение потребности в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет чистой операционной прибыли. Расчет ведется по формулам: , , где - плановая целевая сумма валовой операционной прибыли; - плановая целевая сумма чистой операционной прибыли; - плановая целевая сумма маржинальной операционной прибыли. К достоинствам этого метода можно отнести то, чторассматриваемые плановые показатели являются целевыми ориентирами развития деятельности предприятия. 6. Метод прогнозирования денежного потока. В основе данного метода лежит разработанный на предприятии текущий план поступления и расходования денежных средств по операционной или производственной деятельности. , гдеПДСпл – плановая сумма поступления денежных средств по операционной деятельности предприятия; РДСпл – плановая сумма расходования денежных средств по операционной деятельности предприятия; АОпл – плановая сумма амортизационных отчислений; ПКпл – плановая сумма выплаты основного долга по кредиту и процентов по нему. 7. Метод факторного моделирования прибыли является наиболее сложным, так как требует осуществления обширных аналитических и прогнозных расчетов: 1. определяется система факторов, влияющих на прибыль предприятия; 2. анализируется степень влияния отдельных факторов на формирование чистой операционной прибыли данного предприятия; 3. отбираются факторы, оказывающие наибольшее влияние на сумму чистой операционной прибыли и с учетом степени их влияния строится однофакторная или многофакторная модель регрессии. Наибольшее влияние оказывают факторы, у которых коэффициент корреляции (r) больше 0, 9. П(t) = а1+а2× Ф(t) – однофакторная модель; П(t) = а1+а2× Ф2(t)+…+аn× Фn(t) – многофакторная модель; 4. прогнозируются изменения факторов, включенных в модель регрессии в предстоящем периоде; 5. получение прогнозного (планируемого) показателя чистой прибыли путем подстановки прогнозируемых значений факторов в модель регрессии; 6. на основе рассчитанной чистой операционной прибыли по ранее рассмотренным моделям определяются плановые значения валовой и маржинальной прибыли. Использование этого метода позволяет осуществлятьмноговариантные расчетов плановой суммы прибыли путем последовательного изменения заданных значений отдельных факторов. Процесс планирования прибыли на предприятии Планирование прибыли представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективного использования в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Процесс планирования прибыли на предприятии базируется на использовании трех систем: ü системы прогнозирования формирования и распределения прибыли; ü системы текущего планирования формирования, распределения и использования прибыли; ü системы оперативного планирования формирования и использования прибыли. Система прогнозирования формирования и распределения прибыли заключается в разработке политики управления прибылью предприятия на ряд предстоящих лет. Процесс управления прибылью на предприятии состоит из следующих этапов: 1. определение общего периода разработки политики формирования и распределения прибыли предприятия. 2. исследование факторов внешней среды и степени их воздействия на прибыль предприятия; 3. определение системы стратегических целей формирования и распределения прибыли; 4. конкретизация целевых показателей формирования и распределения прибыли; 5. разработка политики формирования прибыли; 6. разработка политики распределения прибыли; 7. разработка системы организационно-экономических мероприятий по реализации политики управления прибылью; 8. оценка разработанной политики управления прибылью. Система текущего планирования формирования, распределения и использования прибыли базируется на разработке конкретных видов планов. Исходными предпосылками для разработки планов являются: ü целевые показатели, разработанные в процессе формирования политики управления прибылью; ü планируемые объемы производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия; ü система норм и нормативов затрат отдельных видов ресурсов; ü действующая система ставок, налоговых платежей; ü результат анализа прибыли за предшествующий период. Система оперативного планирования формирования и использования прибыли заключается в разработке системы бюджетов.
2.3. Анализ прибыли предприятия ООО «Альтернатива – Сервис» Конечный финансовый результат деятельности любого предприятия — балансовая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товаров, продукции, работ, услуг; результата (прибыли или убытка) от финансовых операций, доходов и расходов от внереализационных операций. Таблица 2 Анализ прибыли ООО «Альтернатива – Сервис»
Из анализа отчета о прибылях и убытках видно, что прибыль предприятия увеличилась на 6143 тыс. руб. Основной причиной стало увеличение выручки от реализации, что положительно характеризует данное предприятие. Также можно заметить, что темп роста выручки от реализации превышает темп роста себестоимости. Это связано с повышением цен на продукцию, при неизменной цене сырья. В общем можно сделать вывод о том, что предприятие функционирует нормально, т.е. является прибыльным, оно значительно увеличило объемы производства, чем добилось увеличения прибыли больше чем в два с половиной раза. Все это говорит о правильной политике управления предприятием. 2.4. Расчет показателей рентабельности ООО «Альтернатива – Сервис» Показатели рентабельности представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия, поэтому они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия с различных позиций. Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. На основе формы №1 и формы №2 рассчитаем показатели рентабельности Таблица 3 Расчет показателей рентабельности и доходности
Анализ показателей рентабельности подтверждает вывод, сделанный на основе анализа прибыли о том, что предприятие функционирует нормально. Показатели находятся на достаточно высоком уровне, при этом наблюдается рост по сравнению с предыдущим периодом.
|