Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические аспекты применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел






СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...6

1. Психологические аспекты применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел………………………………………….7

2. Методика и критерии оценки психологической готовности сотрудников органов внутренних дел для несения службы с огнестрельным оружием…..15

3. Формирование готовности сотрудников органов внутренних дел к применению огнестрельного оружия…………………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………….46

Список литературы………………………………………………………………48

Приложение………………………………………………………………………51

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Анализ состояния преступности в России, агрессивность и жестокость криминального общества на фоне его современной оснащенности делают проблему психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к применению и использованию огнестрельного оружия в оперативно-служебной деятельности особенно актуальной. Преступность в настоящее время имеет современное оружие, средства индивидуальной защиты и мощные автотранспортные средства. В свою очередь, криминогенная обстановка способствует увеличению числа случаев применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел. В 2014 году дел зафиксирован 2051 случай применения сотрудниками органов внутренних огнестрельного оружия[1].

В настоящее время умение грамотно применить и использовать табельное огнестрельное оружие являются факторами, с одной стороны, соблюдения личной безопасности сотрудника ОВД, с другой – защиты жизни, здоровья и имущества граждан от нападения. Таким образом, в сложившейся ситуации практически востребованным становится обеспечение готовности сотрудников ОВД к применению и использованию огнестрельного оружия при выполнении служебных обязанностей. Следует сказать, что для решения названной проблемы необходим комплексный междисциплинарный подход, учитывающий психологический и юридический аспекты.

В научном и прикладном отношении изучение указанной проблемы и разработка комплексной методики определения психологической готовности сотрудников органов внутренних дел на транспорте для несения службы с огнестрельным оружием представляют значительный интерес.

Психологические аспекты применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел

 

Деятельность сотрудников органов внутренних дел происходит зачастую в напряженных, сложных условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Жизнь и здоровье личного состава в таких ситуациях во многом зависят от добросовестности и профессионального мастерства (специальной, тактической, физической, огневой и морально-психологической подготовки), самих сотрудников ОВД. Выполняя свои служебные обязанности, сотрудникам ОВД приходится выдерживать и преодолевать чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки, что характеризует условия их деятельности как экстремальные.

В специальной литературе существуют разные определения экстремальности (с фр. – «крайность»). Под экстремальными условиями в психологии А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский понимают наличие в деятельности стресс-факторов. В.Н. Смирнов к экстремальным относит те виды деятельности, которые характеризуются интенсивным, нередко сверхсильным воздействием. А.М. Столяренко экстремальными называет ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, крайнему, предельному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить стоящую задачу. Понятие «экстремальность» часто употребляется для обозначения любых условий, порождающих стресс. В психологической литературе, помимо понятия «экстремальные» условия деятельности, часто встречаются такие, как «особые, затрудненные, необычные» и т.д. условия. Имеются в виду условия, связанные с действиями экстремальных факторов. Особые условия отличаются от стрессогенных или экстремальных меньшей интенсивностью и специфической направленностью на деятельность.

В психологии уже к концу XX века сложилось в целом единое представление о том, что такое экстремальные условия и какова их роль в психической регуляции деятельности. А.М. Столяренко экстремальными называет ситуации, «которые ставят перед человеком большие объективные и психологические трудности, обязывают его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности». По мнению А.М. Томиловой, экстремальная ситуация определяется в качестве системы внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность и переживаемых им как сложных, трудных, связанных с большим риском. При этом понятие экстремальности предполагает неопределенность, опасность, внезапность (неожиданность) ситуации, новизну обстановки, повышенный риск в деятельности, ответственность за принимаемые решения.

Полагаем, что экстремальные ситуации в полицейской практике возникают, когда налицо реальная угроза наступления общественно опасных последствий. Одним из таких последствий являются случаи ранения и гибели сотрудников ОВД, когда они страдают от рук преступников, не сумев воспользоваться огнестрельным оружием. В то же время превышение служебных полномочий при применении огнестрельного оружия может обернуться человеческими трагедиями. Важнейшим элементом структуры применения оружия считается способность сотрудника ОВД быстро и объективно оценить обстоятельства применения огнестрельного оружия в сложной ситуации и психологическая готовность к его применению.

разные подходы к понятия «психологическая и его содержательной интерпретации. В общем виде готовность может определена как сформированность свойств, без которых успешное овладение Однако конкретное требуемых психологических раскрывается различными по-разному.

Так, В.Б. Листков, Хоменко, В.Н. рассматривают психологическую к деятельности как наличие знаний, навыков и В частности, В.Б. и А.Н. Хоменко под психологической готовностью необходимых мотивов, опыта, обеспечивающих эффективного осуществления в любой обстановке. мнения о сущности готовности, но уже конкретно в готовности к деятельности в условиях, придерживается Смирнов, который ее как «наличие знаний, и навыков, необходимых для в экстремальных условиях».

Абрамцев, В.А. О.В. Бычков и анализируют психологическую в аспекте личностных человека, способствующих деятельности. Так, Аврамцев и В.А. под психологической готовностью к понимают системное образование, интегрирующее эмоциональный и операторный О.В. Бычков психологическую готовность к как комплекс психических включающий в себя готовность (возможность устойчивого положительного к данной деятельности), и умственную.

Многие рассматривают психологическую к деятельности, как психическое Так, А.В. и М.Г. Ярошевский определение психологической к деятельности, как психического предстартовой активизации Психологическая готовность к деятельности, по их мнению,

– осознание им своих оценку имеющихся определение наиболее способов действия;

– мотивационных, волевых, усилий, вероятности результата, мобилизацию

Подобного мнения А.М. Столяренко, психологическую готовность к как «способность к быстрому от ожидания к действию … в обстановке».

Рассмотренные точки зрения авторов не имеют характера. Между знакомство с ними нам сделать вывод о рассматриваемого явления – готовности к деятельности. многогранность определяет изучения психологической к деятельности в различных ее в том или ином аспекте.

наиболее адекватным психологической готовности к нам представляется комплексный подход к ее изучению. В отношении интересными исследования В.М. Л.А. Моисеенко, Ф. и др. В частности, В.М. рассматривает психологическую к деятельности, как интегральное личности, систему свойств и состояний. Моисеенко анализирует два аспекта в трактовке психологической готовности к функциональный и личностный. предполагает исследование готовности к деятельности, как состояния психики, будучи сформированным, высокий уровень При личностном подходе под готовностью понимается к определенной деятельности. В случае она включает в разнообразные компоненты когнитивный, эмоционально-волевой), а совокупность умений, и личностных особенностей, требованиям, содержанию и деятельности.

Как многоаспектную рассматривает психологическую к деятельности Ф. Генов, четыре ее вида:

– готовность определяется изменениями, наступающими в ор в результате тренировки;

– готовность характеризуется изменениями, наступающими в человека в связи со деятельностью;

– техническая обусловливается уровнем способности к выпо соответствующих действий;

– готовность определяется выполняемой деятельности. Она объединяющим звеном для остальных сторон и обусловливается также опытом всей человека.

Специальными психологической готовности ОВД к деятельности в экстремальных по мнению А.М. являются: профессиональное готовность к риску, и помехоустойчивость мышления, к специфическим факторам умение выполнять совмещенных по времени готовность к принятию решений, способность в условиях дефицита психического перенапряжения и темпа работы. Лебедев полагает, что психологическая готовность к в экстремальных условиях высокими способностями к уверенностью в своих эмоциональной устойчивостью, мышления в сложной целеустремленностью, увлеченностью, к своей профессии.

образом, рассматривая готовность человека к в экстремальных условиях, принимают во внимание комплекс переменных, от зависит успех Их объединяют в следующие

– компоненты квалификации, приобретения необходимых и умений;

– мотивационные характеризующие отношение к

– особенности личности и состояние.

В аспекте проблемы психологической сотрудников ОВД для несения с огнестрельным оружием сказать, что формирование компонента достигается в профессиональной служебной Содержание данного составляют необходимые для применения огнестрельного знания (знание правовых актов, применение и использование оружия)[2] и навыки огнестрельным оружием. В совокупности знания и создают только для формирования психологической но сами по себе ее не Мы полагаем, что адекватное имеющихся знаний, и навыков определяется особенностей личности ОВД.

Что касается мотивационного то следует заметить, что его на психологическую готовность ОВД для несения службы с оружием оказывает влияние на эффективность деятельности сотрудников и в целом. Мотивационная сотрудника органов дел к профессиональной деятельности как актуализация потребности в и профессиональном саморазвитии в и проявляется в мотивационном конкретного направления формировании уровня и самооценки, зависящей от характеристик самореализации в профессиональной деятельности. с тем, можно что образование мотивов, как и приобретение навыков огнестрельным оружием, его применения в соответствующих тесно связаны с личности сотрудника ОВД.

позволяет нам рассматривать готовность сотрудников ОВД для службы с огнестрельным как многомерное комплексное содержащее совокупность знаний и навыков, мотивов, а также личности, определяющих применить оружие в с законом. При этом в контексте целей и настоящего исследования конкретное изучение особенностей, обеспечивающих готовность сотрудников ОВД к применению и использованию оружия. Мы полагаем, что их и анализ влияния на применения огнестрельного становятся возможными на имеющихся данных об личности, определяющих человека в экстремальной

Как показали результаты исследования, в основе готовности сотрудников ОВД для службы с огнестрельным лежат качества, личностный адаптационный решительность; ситуативная и тревожность; комплекс реакций в ситуации включающий значения интрапунитивных, импунитивных и реакций с фиксацией на потребности.

Показатели анализа психологической сотрудников ОВД для несения с огнестрельным оружием с особенностями личности о том, что у сотрудников ОВД с психологической готовностью к огнестрельного оружия высокий личностный потенциал, высокая устойчивость, развитые способности и моральная Такие сотрудники легко адаптируются к условиям деятельности, входят в новый достаточно легко и ориентируются в ситуации, вырабатывают стратегию поведения. Как правило, они не обладают высокой устойчивостью.

Сотрудники ОВД, к применению огнестрельного характеризуются высокой выраженности нервно-психической и поведенческой регуляции, адекватную самооценку и восприятие действительности. У них высокий уровень коммуникативных способностей, они легко устанавливают с коллегами и окружающими. сотрудники реально свою роль в ориентируются на соблюдение норм поведения.

На полученных результатов говорить о том, что у ОВД с высокой психологической к применению огнестрельного существует тенденция не значения случившимся Они стремятся найти в неблагоприятной ситуации сторону или обучающий В общении им характерно избежать межличностных готовность идти на В поведении этим свойственны деликатность и Показатели диагностики об инициативности, стремлении на свои силы при выхода из трудных способности переждать ситуацию.

Сотрудники ОВД с готовностью к применению оружия редко в состоянии фрустрации, они повышенные требования к поведению и оценивают в основном адекватно. особенности личности ОВД как с высокой, так и с низкой готовностью к применению мы видим, что у них преобладают с фиксацией на удовлетворении что является признаком реагирования на фрустрационную Яркой отличительной сотрудников ОВД с низкой к применению огнестрельного является то, что они предпочитают агрессивно с предъявлением требований к окружающим. эмпирического исследования что для сотрудников ОВД с высокой готовностью к правомерному и использованию огнестрельного характерно наличие решительности, в тоже сотрудники с низкой готовностью продемонстрировали более низкие

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал