Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Journal - Legal Education ReviewСтр 1 из 4Следующая ⇒
11) University Education in the United States
Система юридического образования в США – очень сложно и разветвленное явление, соответствующее самым высоким мировым стандартам образования. Следующие шаги являются наиболее важными для осуществления успешной юридической карьеры: получения бакалаврской степени, которое займет примерно 4 года, подготовка к экзамену LSAT, трехлетнее обучение на степень JD, сдача Bar exam и получение сертификата на осуществление юридической деятельности. 1.2 ХУИСТОРИЯ Система юридического образования в США, какой мы ее знаем сейчас, зародилась в 19 веке. Научный прогресс привел к росту роли университетов (особенно в Европе), чьи выпускники активно создавали профсоюзы и профессиональные ассоциации. Именно в это время были основаны Ассоциация юристов Нью-Йорка (1870год) и Ассоциация американских юристов (ABA) (1878 год). Основной целью организаций стало улучшение и стандартизация юридического образования в колледжах и создание дисциплинарной системы для исключения коррумпированных и некомпетентных адвокатов и судей. Реформы проводились под эгидой улучшения профессиональных и этических качеств будущих юристов, роста правовой грамотности населения.Ассоциации считали, что новые реформы остановят волну студентов из южной Европы. Реформы закрывали такие альтернативные пути в коллегии, как заочная или вечерняя учеба, и оставляли образование в колледже единственным путем в профессию. Дипломы колледжей тогда имело только 2% населения, и благодаря реформам начался рост престижа академического образования. Гарвардская модель Первопроходцем стал юридический фа-культет Гарварда. С 1870 по 1900 год деканК.К. Лангделл и его коллеги создали новуюмодель юридического образования. Гарвардтребовал определенной подготовки в колледжеи, в конечном счете, диплома колледжа. Онввел трехлетнюю программу последовательныхкурсов с регулярными экзаменами по каждомупредмету и отчислял студентов, которые несдавали экзаменов. Чтобы преподавать юрис-пруденцию как строгую науку, он ограничилучебный план тематикой частного права, пред-писав на первый год программу, которую досих пор применяют почти все юридическиефакультеты: иски (деликты), контракты, иму-щественное право и гражданский процесс. Оннанял преподавателей на полную ставку. Егопреподаватели опубликовали первые учебникис разбором дел и учили студентов по такой ме-тодике, поручая им разбирать материалы су-дебных дел и осваивать предмет активно и ин-терактивно путем диалога с преподавателемвместо пассивного слушания лекций. Лучшиестуденты каждого курса выбирались в редкол-легию «Гарвардского юридического обозрения»– журнала, публиковавшего статьи преподава-телей права, а также заметки и комментариистудентов по отдельным делам и общим тен-денциям развития юриспруденции. Участие вподготовке юридических обзоров стало лучшейрекомендацией для устройства на работу сек-ретарями судов в судах высшей инстанции, вадвокатские фирмы больших городов и препо-давателями права в колледжи.Гарвардская модель юридического образо-вания распространялась от факультета к фа-культету, и в конце концов была принята все-ми. Критики сетовали, что эта модель почти неимеет непосредственного практического отно-шения к юридической практике: студентов необучали навыкам работы в суде или составле-ния документов, не знакомили со статутами(законодательством) и постановлениями адми-нистративных органов, все чаще приходивши-ми на смену прецедентному (общему) праву вкачестве основных форм законотворчества, недавали знаний о корпоративном и регулирую-щем праве. Сторонники признавали, что этодействительно так, но утверждали, что эта мо-дель дает общий навык «юридического мышле-ния», который выпускники смогут гибко при-менять к любой практической ситуации. В до-полнение к методу разбора конкретных делвозникли другие программы для юридическихфакультетов, в том числе учебные судебныепроцессы, на которых студенты разбирали ги-потетические дела перед настоящими судьями. Гарвардская система была несколько реформирована в 20 веке; начиная с 20х годов в сторону юридического образования усилился поток критики. модель за то, что она позволяет преподавать юриспруденцию лишь формально, сквозь призму судебной практики и прецедентного права. Основания, приводимые судьями при решении конкретных гражданских и уголовных дел, считали " реалисты", редко были подлинными факторами, лежащими в основе принимаемых решений. " Реалисты" считали, что право следует изучать с помощью " европейского" метода как социальный продукт, возникающий в результате общественных конфликтов и обслуживающий социальные интересы и политику. Они выступали за соединение юриспруденции с общественными науками (историей, экономикой, философией, политологией и др.)22. Наряду с судебными прецедентами в учебной и монографической литературе стали фигурировать статуты, постановления административных органов, правительственные доклады и исследования в области общественных наук. После Второй мировой войны ветераны " нового курса" вновь обратились к академической науке и способствовали развитию новых дисциплин по новым областям законодательства, включая налоговое право, конституционное право, административное право, трудовые отношения, ценные бумаги, антитрестовское законодательство и другие курсы. Наряду с судебными прецедентами в учебной и монографической литературе стали фигурировать статуты, постановления административных органов, правительственные доклады и исследования в области общественных наук. Новшества в юридическом образовании появляются в 60-х и 70-х годах, когда по стране прокатились волны социальных иполитических преобразований. Общественные движения за права афроамериканцев и женщин добавили новые курсы в учебные планыюридических факультетов. Среди них, например, дискриминация при найме на работу, экологическое право. В 1965 г. создается финансируемая за счет федерального бюджета программа по оказанию юридической помощи малоимущим слоям населения25. Это побудило юридические факультеты сформировать на своей базе специальные адвокатские офисы, состоявшие из наиболее подготовленных студентов старших курсов и курирующих их профессоров права. Сегодня во многих американских вузах студенты не только изучают судебную практику и законодательство, но и активно участвуют в непосредственном консультированиии представительстве интересов отдельных слоев населения (работа в так называемых " юридических клиниках") в государственных органах, в том числе в суде, муниципалитетах и общественных организациях. Привнесенные правовыми реалистами новшества в юридическом образовании, как уже отмечалось, отразились и на юридическойнауке. Она стала более открытой для других общественных наук. С 30-х годов ученые-юристы начинают проявлять интерес к истории, экономике, психологии, социологии и культурной антропологии. В 70-е годы юридические факультеты стали активнее внедрять вучебные планы другие дисциплины, в том числе этику и аналитическую философию, социальную историю, политологию икриминологию. По словам проф. Р. У. Гордона, самые тесные и перспективные отношения сложились между правом и экономикой. Одна область права за другой - не только связанные с антитрестовскими и регулируемыми отраслями, но и с корпорациями, контрактами, исками (деликтами), имуществом и многими другими аспектами - заимствовали экономические знания для объяснения того, какие именно юридические нормы и институты эффективны или могут быть более эффективными. Экономическая теория иэкономические выкладки теперь стойко закрепились в академической юридической литературе, а часто и в судебных мнениях, так как несколько известных профессоров экономики и права стали федеральными судьями26. Международное сотрудничество в области общественной безопасности и обороны, защиты политических, социальных, культурных идругих прав человека и гражданина, интеграционные процессы в мировой экономике, глобальные проблемы человечества (оборот наркотиков, предупреждение СПИДа, мировая экологическая катастрофа, терроризм) и многие другие межгосударственные имежнациональные явления, происходящие на мировой арене, способствуют участию многих государств в международных глобальных отношениях. В связи с этим многие государства пересмотрели свою политику в различных отраслях народного хозяйства, в том числеи в образовании. Соединенные Штаты Америки не являются исключением.
|