Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Военный коммунизм и изменение в Советском государственном механизме в годы иностранной интервенции и гражданской войны.






Военный коммунизм – система чрезвычайных мер управления экономикой существования в период гражданской интервенции. Переход к этой системе мер проходил постепенно, начиная с лета 1918 г. Одной из определяющих черт военного коммунизма стала национализация промышленности. 28 июня 1918 г. были национализированы крупные предприятия, а в ноябре 1920 г. все предприятия с числом рабочих более 5 при наличии механического двигателя и более 10 без механической тяги. Каждая отрасль промышленности была объединена в один главк, управление промышленностью было сосредоточено в руках ВСНХ. Характерной чертой военного коммунизма стало повсеместное введение безденежных расчетов. Бесплатными стали транспорт и коммунальные услуги. Обесценивание денег вело к оплате труда натурой (предметами первой необходимости) и как следствие к продовольственной диктатуре. В годы военного коммунизма была введена монополия хлебной торговли. Весной 1918 г. советская власть решила прибегнуть К насильственным мерам по заготовке хлеба. В деревню направлялись продотряды «из рабочих и бедноты», задачей которых было добыть хлеб по «твердым ценам или за счет изъятия у кулаков». Половина хлеба передавалась организациям, пославшим продотряды, половина передавалась Наркомпроду. 11 января 1919 г. была введена продразверстка. Характерно, что вначале продразверстка касалась только хлеба, однако к 1920 г. она была распространена почти на все продукты питания: масло, молоко, картофель, мед, мясо. Если 5 октября 1918 г. принят декрет о введении трудовой повинности для представителей эксплуататорских классов, то с начала 1920 г. уже о всеобщей трудовой повинности. На крестьян легли обширные трудовые повинности; гужевая, дровяная и прочие. Все эти мероприятия приводили к росту недовольства политикой большевиков. Наиболее распространенной формой сопротивления крестьян был экономический саботаж. Уклоняясь от разверстки, крестьяне сокращали посевы до такой степени, что сами могли с трудом прокормить семью. Были созданы штрафные рабочие команды и концентрационные лагеря для уклоняющихся от трудовой повинности. К 1920 г. пагубность военного коммунизма стала видна многим.

Это были годы, когда встал вопрос с самом существовании Советской власти. В стране сложилась чрезвычайная 'обстановка. Резко обострилась классовая борьба, приняв самую беспощадную форму - форму гражданской войны. Государству пришлось отбивать натиск иностранных интервентов. На первый план выдвинулись следующие функции государства: оборона страны от нападения внешних врагов и подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов.

2 сентября 1918 г. ВЦИК объявил страну военным лагерем. Не только в вооруженных силах, но и на транспорте, военной промышленности, в снабжении продовольствием устанавливался военный режим. С целью проведения в жизнь этого режима декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г. создавался Совет рабочей и крестьянской обороны, которому предоставлялась вся полнота власти в области обороны. Возглавил этот орган председатель СНК В.И. Ленин.

Операциями, вопросами комплектования, снабжения вооруженных сил, решал продовольственные проблемы. Его постановления были обязательны для всех организаций, учреждений и граждан. В 1920 г. Совет рабочей и крестьянской обороны был преобразован в Совет Труда и Обороны. В постановлении VIII Всероссийского съезда Советов " О Совете Труда и Обороны" от 23 декабря 1920 г. отмечалось, что сейчас перед страной в полном объеме встали задачи хозяйственного строительства и поэтому,, следовало более точно определить правовое положение Совета Труда и Обороны. Он действовал на правах комиссии СНК. С совещательным голосом участвовал управляющий ЦСУ. Совету Труда и Обороны надлежало согласовывать и усиливать деятельность ведомств в области обороны страны и хозяйственного строительства. ВЦИК и СНК было предоставлено право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Труда и Обороны.

После покушения на председателя СНК В.И. Ленина 5 сентября 1918 г. СНК принимает по докладу председателя ВЧК постановление " О красном терроре", в котором говорилось следующее: "...необходимо очистить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мяте жам; что необходимо опубликовывать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры".

СНК постановил направить в органы ВЧК " возможно большее число ответственных партийных товарищей". 28 октября 1918 г. ВЦИК утвердил положение о ВЧК и ее местных органах, согласно которому ВЧК являлась центральным органом, объединявшим деятельность местных ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности на всей территории РСФСР. ВЧК являлась органом СНК и работала в тесном контакте с НКВД и НКЮ. Члены ВЧК назначались СНК.

В армии создавались особые отделы. 6 февраля 1919 г. ВЦИК утвердил Положение об особых отделах при ВЧК, согласно которому они должны были вести борьбу с контрреволюцией и шпионажем в вооруженных силах, руководить работой агентуры за границей и на оккупированных территориях. На транспорте создавались железнодорожные ЧК, преобразованные затем в транспортные ЧК, действовавшие под руководством транспортного отдела ВЧК.

В дополнение и развитие положения о ВЧК от 28 октября 1918 г. ВЦИК 17 февраля 1919 г. принял постановление о правах ВЧК и рев­трибуналов, согласно которому право вынесения приговоров по всем делам, расследуемым чрезвычайными комиссиями, передавались революционным трибуналам. Причем следствие по всем делам должно было заканчиваться не позднее одного месяца.

В январе 1919 г. в связи с определенной стабилизацией обстановки в стране были упразднены уездные ЧК. В ноябре 1920 г. на ВЧК была возложена охрана границ государства.

В 1918-1920 гг. шел процесс поисков, приспособления революционных трибуналов к чрезвычайной обстановке иностранной военной интервенции и гражданской войны, новых организационных форм и новых форм процессуальной деятельности. Они стали превращаться из специальных судебных органов в чрезвычайные специальные судебные органы.

16 июня 1918 г. было опубликовано постановление НКЮ, наделившее революционные трибуналы правом применения высшей меры наказания - расстрела.

В целях решительного пресечения преступлений и быстроты реше­ния дел трибуналы реорганизовывались. 1-х, ликвидировался институт народных заседателей в трибуналах. Они теперь состояли лишь из судей. 2-х, резко сократился состав трибуналов: с семи до трех человек, избираемых местными советами и исполкомами. Три­буналы действовали в составе председателя и двух членов. 3-х, в соответствии с " Положением о революционных трибуналах" от 18 мар­та 1920 г. революционные трибуналы избирались в составе председателя и двух членов, в том числе один член был из состава местной коллегии ЧК.

Согласно декрета ВЦИК " О народном суде" от 30 ноября 1918 г. в пределах РСФСР учреждался единый народный суд, действовавший либо в составе одного постоянного народного судьи либо в составе судьи и двух или шести народных заседателей. Ликвидировались окружные суды. Народный суд рассматривал все уголовные и гражданские дела за исключением дел, подсудных революционному трибуналу. Воспрещались в приговорах и решениях ссылки на законы свергнутых правительств. Суд применял советские законы, а в случае их отсутствия или неполноты руководствовался социалистическим правосознанием. Судьи, избирались Советами и исполкомами. Приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам могли быть обжалованы в кассационном порядке в Совет народных судей.

 

 

Эволюция советского государства и права в годы гражданской войны (1918–1920). Политика «военного коммунизма».

Военный коммунизм был системой чрез­вычайных мер управления экономикой, ха­рактерных для периода Гражданской войны. Причиной перехода к чрезвычайному управ­лению послужили тяжелое экономическое положение страны и реформы, проведен­ные сразу же после прихода к власти.

Страна была объявлена военным лагерем. Это означало, что везде устанавливался военный режим, а для внедрения его в жизнь был создан Совет рабочей и крестьянской обороны. С 1918 г. проводилась национализация промыш­ленности, ввели безденежные расчеты, сдела­ли бесплатными транспорт и коммунальные ус­луги, перешли к оплате труда натурой и устано­вили продовольственную диктатуру.

Поскольку жесткая система контроля и распределения основы велась на уравнительном распределении для трудящихся, она получила название коммунизма, а поскольку систе­ма возникла как чрезвычайная мера в период войны — название военного коммунизма.

Одновременно началось проведение поли­тики по уничтожению нетрудовых классов. ВЧК стала центральным органом, объединяв­шим деятельность местных ЧК по борьбе с{ контрреволюцией, спекуляцией и преступ­лениями по должности на всей территории РСФСР. Появились ревтрибуналы, которые имели право вынесения приговоров по делам, расследуемым чрезвычайными комиссиями, они стали превращаться в чрезвычайные спе­циальные судебные органы. Под зачистку попали слои населения, не принадлежавшие к трудовым классам, попал туда и трудовой класс — крестьянство. Крестьяне видели в политике Советов насилие и грабеж. Распре­деление продуктов в городах приводило к опустошению на селе.

Советы ввели монополию хлебной торговли и насильственные меры по заготовке хлеба. В деревню направляли продотряды, продраз­верстка была распространена на все продукты питания: масло, молоко, картофель, мед, мясо. С1920 г. введена всеобщая трудовая повин­ность (прежде она касалась только эксплуататор­ских классов), которая больнее всего ударила по крестьянам. Не заинтересованные в результатах своего труда, крестьяне стали сокращать посев­ные площади. Большевики назвали такую реак­цию крестьян экономическим саботажем. Для борьбы создали штрафные рабочие команды и концентрационные лагеря.

К концу 1920 г. стало ясно, что военный ком­мунизм себя исчерпал. Никакие принудитель­ные меры не могли накормить и одеть страну. С окончанием Гражданской войны он был от­менен.

Развитие уголовного права в период Гражданской войны характеризовалось наличием ряда уголовно-правовых актов, издаваемых органами советской власти, в которых содержались нормы об отдельных составах преступлений и мерах наказания. Данные акты применяли в своей деятельности революционные трибуналы, наделенные чрезвычайными судебными и карательными полномочиями. Уголовные дела разрешались не на основании закона, а в соответствии с «революционным правосознанием», что вело к произволу и по сути представляло собой узаконенный террор по отношению к неугодным власти элементам.

Систематизировав и обобщив судебную практику, Наркомюст в 1919 г. издал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Руководящие начала представляли собой кодификацию норм Общей части уголовного права. Руководящие начала состояли из 8 разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о действии уголовного права в пространстве. Введение содержало классовую характеристику уголовного права, раскрывались его задачи - охрана общественных отношений в интересах трудящихся масс путем репрессий. Преступление понималось как нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом. Наказание трактовалось не как возмездие, а как оборонительная мера. При определении меры наказания суду предписывалось оценивать не только совершенное преступление, но и личность преступника. Насчитывалось 16 видов наказаний, причем меры общественного воздействия применялись в качестве уголовного наказания (общественное порицание, бойкот). Высшей мерой наказания был расстрел. Уголовная ответственность наступала с 14 лет.

Широко применялось условное осуждение как имеющее воспитательное значение. Специфика Особенной части уголовного права состояла в наличии условного деления преступлений на «обычные», характерные для любой исторической обстановки, и «государственные, контрреволюционные преступления», направленные против правящего режима (вооруженные мятежи, шпионаж, теракты). Последние подлежали жестокому подавлению с применением крайних мер. Появление новых составов преступлений (объявление врагом народа, лишение свободы до победы мировой революции, объявление вне закона) являлось порождением революционного творчества и было спецификой отдельной страны.

 

Вопрос 68.

1. После окончания гражданской войны крестьянское хозяйство, разоренное войнами и неурожаем, к весне 1921 г. находилось в тяжелом положении. Крестьяне, недовольные политикой «военного коммунизма», организовывали выступления против Советской власти. Требовались немедленные меры, чтобы поднять производительные силы деревни. В тяжелом положении находилась и промышленность, не работали многие фабрики и заводы. Рабочие проявляли недовольство, Некоторые стали уходить в деревню. Классовая база диктатуры пролетариата стала ослабевать.

2. В течение 1918—1920гг. неоднократно выдвигались предложения о замене продразверстки натуральным налогом о переходе от коллективного продуктообмена с крестьянством к индивидуальному продуктообмену. В феврале 1921 г. В.И. Ленин передал в комиссию Политбюро записку с проектом реформы: заменить продразверстку продналогом, уменьшить размеры обложения, разрешить свободное распоряжение продовольственными излишками.

В марте 1921 г. Х съезд Коммунистической партии принял решение о переходе от продразверстки к продналогу и о переходе - к новой экономической политике (нэпу).

Период нэпа можно разделить на несколько этапов:

1) (1921—1925 гг.) — восстановление народного хозяйства, разоренного войной;

2) (1926—1929 гг.) — индустриализация, цель которой была в превращении СССР из аграрной страны в индустриальную;

3) (1930—1936 гг.) — массовая коллективизация, ликвидация капиталистических элементов, построение основ социалистической экономики.

3. 21 марта ВЦИК принял декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом». Декретом устанавливался размер налога, который оказался почти в 2 раза меньше продразверстки. После уплаты налога крестьянин мог свободно распоряжаться урожаем. К 1925 г. посевная площадь достигла довоенного уровня.

Нэп, начавшись в области сельского хозяйства, затронул и другие сферы: промышленность, финансы, трудовые отношения. Проведение нэпа привело к улучшению положения в промышленности. К 1925 г. валовая продукция достигла 75% от довоенного уровня. Производство электроэнергии превысило довоенные показатели.

Переход к новой экономической политике означал отказ от методов «военного коммунизма. Стали воссоздаваться многие институты дореволюционной экономики: рынок, частное предпринимательство, хозяйственные договоры, налоговая система и т. п.

Рыночная деятельность госпредприятий требовала наделения их правами юридического лица. Характерными чертами юридического лица были: самостоятельность в обороте, единство, бессрочность, производность и инструментальность его органов.

В экономике вводились плановые начала. На IX Всероссийском съезде Советов был утвержден Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО). Была создана Государственная плановая комиссия, на которую возлагались работы по планированию народного хозяйства.

С введением нэпа натуральное распределение продуктов и товаров среди населения заменилось торговым обменом.

4. Актуальной стала проблема организации денежной экономики. Народному хозяйству требовалась стабильная твердая валюта.

Вопросы денежной реформы начали обсуждаться осенью 1921 г. с созданием специальной комиссии по валютной политике. На IX съезде Советов, прошедшем в декабре 1921 г., было поддержано предложение Наркомфина о переходе к золотой валюте и ограничении выпуска бумажных Денег. С 1922 г. предполагалось начать выпуск новой валюты. В июле 1922 г. СНК поручил Госбанку выпуск новых банкнот — червонцев. Червонцы были обеспечены золотом, краткосрочными облигациями и ценными бумагами.

 

Переход к «новой экономической политике» и ее сущность. Кодификация советского права в период нэпа.

После окончания гражданской войны крестьянское хозяйство, разоренное войнами и неурожаем, к весне 1921 г. находилось в тяжелом положении. Крестьяне, недовольные политикой «военного коммунизма», организовывали выступления против Советской власти. Требовались немедленные меры, чтобы поднять производительные силы деревни. В тяжелом положении находилась и промышленность, не работали многие фабрики и заводы. Рабочие проявляли недовольство, некоторые стали уходить в деревню. Классовая база диктатуры пролетариата стала ослабевать.

В течение 1918—1920гг. неоднократно выдвигались предложения о замене продразверстки натуральным налогом и о переходе от коллективного продуктообмена с крестьянством к индивидуальному продуктообмену. В феврале 1921 г. В. И. Ленин передал в комиссию Политбюро записку с проектом реформы: заменить продразверстку продналогом, уменьшить размеры обложения, разрешить свободное распоряжение продовольственными излишками.

В марте 1921 г. X съезд Коммунистической партии принял решение о переходе от продразверстки к продналогу и о переходе к новой экономической политике (нэпу).

Период нэпа можно разделить на несколько этапов:

первый этап (1921—1925 гг.) — восстановление народного хозяйства, разоренного войной;

второй этап (1926—1929 гг.) — индустриализация, цель которой была в превращении СССР из аграрной страны в индустриальную;

третий этап (1930—1936 гг.) — массовая коллективизация, ликвидация капиталистических элементов, построение основ социалистической экономики.

21 марта ВЦИК принял декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом». Декретом устанавливался размер налога, который оказался почти в 2 раза меньше продразверстки. После уплаты налога крестьянин мог свободно распоряжаться урожаем. К 1925 г. посевная площадь достигла довоенного уровня.

Нэп, начавшись в области сельского хозяйства, затронул и другие сферы: промышленность, финансы, трудовые отношения. Проведение нэпа привело к улучшению положения в промышленности.

Переход к новой экономической политике означал отказ от методов «военного коммунизма». Стали воссоздаваться многие институты дореволюционной экономики; рынок, частное предпринимательство, хозяйственные договоры, налоговая система и т. п.

Рыночная деятельность госпредприятий требовала наделения их правами юридического лица. Характерными чертами юридического лица были: самостоятельность в обороте, единство, бессрочность, производность и инструментальность его органов.

В экономике вводились плановые начала. На IX Всероссийском съезде Советов был утвержден Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО). Была создана Государственная плановая комиссия, на которую возлагались работы по планированию народного хозяйства.

С введением нэпа натуральное распределение продуктов и товаров среди населения заменилось торговым обменом.

Актуальной стала проблема организации денежной экономики. Народному хозяйству требовалась стабильная твердая валюта.

Вопросы денежной реформы начали обсуждаться осенью 1921 г. На IX съезде Советов, прошедшем в декабре 1921 г., было поддержано предложение Наркомфина о переходе к золотой валюте и ограничении выпуска бумажных денег. С 1922 г. предполагалось начать выпуск новой валюты.

В июле 1922 г. СНК поручил Госбанку выпуск новых банкнот — червонцев. Червонцы были обеспечены золотом, краткосрочными облигациями и ценными бумагами

ГК РСФСР состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательственное право и наследственное право. Разделы делились на главы, а главы, в свою очередь, — на статьи. Всего ГК 1922г. содержал 435 статей.

В ГК закреплялось положение о том, что гражданские права охраняются законом.

Объем гражданской правоспособности не зависел от пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения. Правоспособность и дееспособность в полном объеме наступали по достижении 18-летнего возраста. Закон различал следующие виды собственности: государственная, кооперативная и частная. Предпочтение отдавалось первой. Так, земля, недра, леса, горы, железные дороги, их передвижной состав и летательные аппараты могли находиться только в собственности государства. С отменой частной собственности на землю было ликвидировано и деление имущества на движимое и недвижимое. ГК ограничивал объем и размеры права частной собственности.

ГК регламентировал наследование по закону и по завещанию. В сфере наследственного права необходимо выделить положение об ограничении имущества, передаваемого по наследству, в пределах 10 тыс. золотых рублей.

ЗК РСФСР состоял из Основных положений и трех частей: о трудовом землепользовании, о городских землях и государственных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении.

Кодекс закрепил отмену частной собственности на землю, недра, воды и леса в пределах РСФСР. Запрещались покупка, продажа, завещание, дарение и залог земли. Декларировалась свобода выбора крестьянами форм землепользования.

Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота. При этом допускалась только трудовая аренда.

КЗоТ РСФСР состоял из 17 глав и 192 статей. В Общей части определялось, что положения кодекса распространяются на все предприятия и всех лиц, применявших наемный труд за вознаграждение.

Отменялась всеобщая трудовая повинность. Трудовые отношения возникали в результате заключения трудового или коллективного договора.

Трудовой договор являлся соглашением двух или более лиц, по которому одна сторона (нанимающийся) предоставляет свою рабочую силу другой стороне (нанимателю) за вознаграждение. Коллективные договоры являлись соглашением, заключаемым профсоюзом как представителем рабочих и служащих и нанимателем.

КЗоТ РСФСР 1922г. вместо социального обеспечения вводил социальное страхование, которое охватило все виды выплат, которые производились из средств данного предприятия или лица.

Закон предусматривал санкции для нарушителей трудового законодательства.

УК РСФСР состоял из введения и двух частей — Общей и Особенной. Части делились на главы, а последние — на 227 статей.

Под преступлением УК РСФСР понимал всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожавшее основам советского строя и правопорядку.

Действие УК распространялось на все преступления, совершенные в пределах РСФСР как ее гражданами, так и иностранцами.

Уголовная ответственность наступала с 14 лет. В отношении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет могли быть назначены меры медико-педагогического воздействия.

Система наказаний включала в себя: общественное порицание, изгнание за пределы РСФСР, лишение свободы, принудительные работы, условное осуждение, конфискацию, штраф и др. По делам, находящимся в производстве ревтрибуналов, в качестве исключительной меры применялся расстрел. При отсутствии в УК прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания применялись по аналогии. Система преступлений по УК включала преступления государственные, против порядка управления, хозяйственные, имущественные, воинские и др.

 

Вопрос 69.

Кодификация права в РСФСР и систематизация союзного законодательства в 20-е годы.

За прошедшие с момента установления Советской власти годы накопилось значительное количество нормативных актов, которые оставались не систематизированными и зачастую противоречили друг другу. Разрозненность законодательства крайне затрудняла правоприменительную практику. При обилии нормативного материала, тем не менее, оставались и существенные пробелы в законодательстве. Вместе с тем, для укрепления законности и дальнейшего стабильного развития страны необходимы были четкие, ясные и исчерпывающие законы.

Возобновившиеся в РСФСР после завершения гражданской войны работы по кодификации законодательства должны были окончательно оформить и закрепить единую систему советского права. В основном кодификационными работами занимались специалисты отдела законодательных предположений и кодификации Наркомата юстиции РСФСР. К кодификации по мере необходимости привлекались работники соответствующих отраслевых ведомств. Проекты кодексов, подготовленные Наркоматом юстиции и другими ведомствами, передавались на рассмотрение в Совнарком, а затем – во ВЦИК. После утверждения ВЦИК проект обретал силу закона.

В 1922 – 1923 годах были приняты семь кодексов РСФСР: Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Земельный, Лесной и Кодекс законов о труде. В 1924 году принят Исправительно-трудовой кодекс. В 1926 году утверждены новые Брачно-семейный и Уголовный кодексы. На основе кодексов РСФСР создавали свои кодексы другие союзные республики и, тем самым, осуществлялась рецепция российского советского права. В 1929 году было издано систематическое собрание законов РСФСР, в которое вошли все действующие законы.

На развитие гражданского права большое влияние оказала новая экономическая политика (НЭП), в рамках которой разрешалась частная собственность и торговля. Мелкие промышленные предприятия и маломерные жилые строения денационализировались. Более крупные предприятия могли передаваться в концессию иностранным компаниям. Все это привело к расширению сферы договорных отношений, что и было отражено в новом Гражданском кодексе.

Устанавливалось, что гражданской правоспособностью обладают все граждане, не ограниченные по суду в своих правах. Гражданам гарантировался свободное перемещение и выбор места жительства, право свободного выбора занятий, организации промышленных и торговых предприятий. Дееспособность возникала в полном объеме с 18 лет. Наряду с правоспособными гражданами выделялись и такие субъекты гражданских правоотношений как юридические лица: акционерные общества, тресты и др.

Закреплялись три вида собственности: государственная, кооперативная и частная. Государство ограничивало число и виды объектов, которые могли находиться в частной собственности. Из частного обороты изымались крупные и средние предприятия (с числом рабочих более 20 человек), земля, недра, леса, железные дороги и их подвижной состав, летательные аппараты. В связи с отменой частной собственности на землю в советском гражданском праве утратило значение деление имущества на движимое и недвижимое.

В обязательственном праве особый статус имели государственные предприятия. С одной стороны, для них создавались определенные преимущества. Например, они отвечали по обязательствам только оборотным капиталом, а на основной капитал (здания, оборудование и т.д.) взыскание не обращалось. Договоры, убыточные для государства, расторгались в одностороннем порядке. С другой стороны, в отличие от частных предприятий, государственные предприятия, исходя из требований плановой экономики, всегда обязаны были не только возмещать ущерб, но и реально исполнять взятые на себя обязательства. Для таких предприятий ограничивалась свобода договоров с предприятиями, находящимися в частных руках.

Различалось наследование по закону и завещанию. Наследники могли наследовать имущество на сумму не более 10тыс. золотых рублей (ограничения были сняты в 1926 г.). Право наследования по закону имели только супруг, дети, а также лица, состоявшие на полном иждивении наследодателя в течение последнего года его жизни. Все наследники получали равные доли наследства. Завещать имущество разрешалось тем лицам, которые входили в круг наследников по закону. В 1928 г. были разрешены завещания в пользу государства, его органов, партийных, профессиональных и других общественных организаций.

Главным нововведением в семейном праве было введение института фактического брака, т.е. фактическое сожительство приравнивалось к зарегистрированному браку. Наличие фактического брака в спорных случаях устанавливалось судом на основании таких фактов, как совместное ведение хозяйства, выявление супружеских отношений перед третьими лицами в различных документах, совместное воспитание детей и др. Восстанавливался институт усыновления.

В советском трудовом праве ликвидировались институты, связанные с политикой военного коммунизма: различные принудительные повинности, трудовые мобилизации. Устанавливался единый режим трудовых отношений для предприятий разных форм собственности. Прием на работу осуществлялся на основе трудового договора при добровольном согласии гражданина. Возобновилось заключение коллективных договоров между трудовыми коллективами и администрацией государственных предприятий. С октября 1927 г. вводился 7-часовой рабочий день для фабрично-заводских рабочих. Для непрерывно действующих предприятий в 1929 г. устанавливалась пятидневная рабочая неделя, а для остальных предприятий – шестидневная.

В Уголовном кодексе РСФСР 1922 г. под преступлением понималось всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского правопорядка. Преступления подразделялись на две категории: 1) наиболее опасные преступления: по данным составам устанавливался только нижний предел наказания (суд не мог назначать наказание ниже этого предела); 2) все остальные преступления, по которым устанавливался высший предел наказания. Система преступлений включала государственные преступления, преступления против порядка управления, хозяйственные, имущественные, воинские и иные преступления. К основным видам наказаний относились: изгнание из пределов СССР на срок или бессрочно, лишение свободы на срок от 6 месяцев до 10 лет, принудительные работы без содержания под стражей, конфискация имущества, смертная казнь в виде расстрела. Допускалось наказание без вины (высылка на срок до 3 лет) по отношению к лицам, подозреваемым в причастности к совершенному преступлению. Если деяние не было напрямую запрещено законом, то допускалась квалификация по принципу аналогии, т.е. на основе диспозиции и санкции статьи, устанавливающей ответственность за похожее деяние.

Образование СССР привело к возникновению новой правовой системы – права союзного государства, тесно взаимосвязанного с правовыми системами союзных республик. Так, в 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, в которых вместо понятия наказания вводилось единое понятие «меры социальной защиты» К их числу относились меры судебно-исправительного, медицинского и медико-педагогического характера. В октябре 1924 г. были приняты Основы судоустройства и судопроизводства Союза ССР и союзных республик, в декабре 1928 г. – Общие начала землепользования и землеустройства СССР. Союзные республики приводили свои кодексы в соответствие с общесоюзным законодательством.

 

Переход после гражданской войны к мирному хозяйственному строительству активизировал дальнейшую разработку гражданско-правового законодательства, нормирующего основные направления хозяйственной работы. Новый этап развития поставил ряд важнейших правовых пробм, в том числе вопросы о правовых источниках и юридической тех нике.

Первоначальную роль источника права играло революционное правосознание. Поскольку практика и «революционное мировоззрение трудящихся масс» в тот период еще не могли принимать форму определенных законов, а старое за­конодательство было неприемлемым для нового строя, революционное правосознание оставалось почти единственным источником права. В 1917—1918 гг. принимались новые декреты о суде, в каждом из которых так или иначе интерпретировалось понятие революционного правосознания. Так, в ст. 5 Декрета о суде № 1 (1917 г.) говорилось о «революционной совести» и о «революционном правосознании» как о синонимах. В ст. 36 Декрета о суде № 2 (1918 г.) упоминается уже «социалистическое правосознание», а в ст. 22 Декрета о суде № 3 (1918 г.) — «социалистическая совесть».

Уже на данном этапе делалась попытка разграничить категории «революционная совесть» и «революционное правосознание». Первая означала субъективную способность осознавать и применять революционное правосознание, вторая —объективное содержание права.

Правоведы 20-х гг. придавали важное значение этим декретам, но все же главное место отводили судебному решению как ведущей форме правотворчества. Объяснялось это отчасти тем, что декреты этого периода (1917—1920 гг.) были разрознены и не приведены в систему. На данном этапе «революционное правосознание» составляло стереотип «революционной законности» вообще, которая, в свою очередь, почти совпадала с представлением о «революционной целесообразности». Лишь к концу периода «военного коммунизма» в правовой теории произошла определенная дифференциация этих категорий.

Сама кодификация рассматривалась в этой связи только как этап в осуществлении революционного правосознания (или целесообразности), как способ «лучшего в данных виях достижения цели». Законодательные нормы не могли покрывать всего многообразия действительности, в каждый отдельный момент точно отражать «опыт хозяйственного строительства». В этой ситуации революционное (или, как чаще начали говорить в 20-е гг., социалистическое) правосознание приобретало новую значение — метода, восполняющего пробелы в законе.

В целом в правовой теории 20-х гг. под революционной законностью стали понимать установленный и определенный государством правопорядок, комплекс правил, что связывалось с необходимостью разработки системы соответствующих норм. Расчет на скорое отмирание права (при социализме) обусловил особое отношение к правовой норме:

«закон отмечает те вехи, по которым определяются границы данного правопорядка, данной системы правовых отношений... Теоретически закон должен дать основной принцип данной системы, а остальное — уже дело пролетарского суда» (П. Стучка).

Ориентация на «революционное правосознание» как на важнейший источник права содержалась в концепциях сторонников психологической теории права (М. Рейснер), в которых отождествлялось собственно право с революционным правосознанием. Аргументам психологистов противопоставлялась социологическая интерпретация права. С этой точки зрения законодательство являлось не чем иным, как плановой политикой. «Мы не говорим о верховенстве законов, но говорим, что части подчинены целому и что в социальном строительстве отдельные его акты увязываются объединяющим их общим планом» (И. Ильинский).

Советские правоведы 20-х гг. столкнулись со значительным противоречием, заложенным в самой правовой системе переходного периода, между «пролетарским судом» и «буржуазным правом». Преемственность юридических форм («буржуазное» — советское право) выражалась, в частности, в том, что праву переходного периода наряду с принципом целесообразности был присущ и принцип «справедливости». Хотя последняя ни разу прямо не упоминалась в ГК РСФСР, но определенно присутствовала в содержании его статей, в ряде случаев даже определяя границы применения закона. Судебная и правоприменительная практика представлялась советским правоведам наиболее эффективным средством противодействия «буржуазным» началам, все еще существующим в праве переходного периода. «Творческая активность судебной практики, точно ограниченная исключительно интересами государства и трудящихся, но вовсе не ограниченная неподвижными рамками закона» — в этом виделось начало коррективов правотворческой деятельности в условиях переходного периода.

Разрешение дилеммы «пролетарский суд — буржуазное право» осуществлялось следующим образом: судья должен был прежде всего попытаться найти прямой ответ в действующем законе. Если это не удавалось, он обращался к анализу «общих начал», которые можно вывести из существа советского законодательства. Не найдя достаточно определенного ответа и там, судьи вправе был искать решение в последней инстанции — в «общих принципах классовой политики». Такой порядок обусловливал необходимость тщательно регламентировать процедуру судебного разбирательства, поэтому законодатель значительное внимание уделял разработке норм процессуального права.

Уже в 1919 г. Стучка предложил начать кодификацию нового права. Главенствующее место должна была занять Конституция. Далее шло «социальное право», включающее семейное право и право социального обеспечения. Затем должны были располагаться «имущественные права», точнее, нормы, отменяющие и ограничивающие эти права (о национализации земли и производства), а также «допустимость применения пережитков частной собственности переходного времени». Завершат сборник кодифицированные правила о труде, «остатки договорного права» и международное право. Систематизированные таким образом нормы составят «обязательное для всех право», тогда как все дальнейшие узаконения будут представлять собой лишь технические инструкции. Этот первый подход к вопросу о системе права был обусловлен практической необходимостью, связанной с формированием системы советского законодательства.

20-е гг. стали периодом интенсивной кодификационной работы. Были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде, разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного кодексов.

 

Вопрос 70.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал