Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Массовый террор






28 июня 1937 г. Политбюро ЦК ВКП (б) приняло следующее решение: «1. Признать необходимым применение высшей меры наказания ко всем активистам, принадлежащим к повстанческой организации сосланных кулаков. 2. Для быстрейшего разрешения вопроса создать тройку в составе тов. Миронова (председатель), начальника управления НКВД по Западной Сибири, тов. Баркова, прокурора Западно-Сибирского края, и тов. Эйхе, секретаря Западно-Сибирского краевого комитета партии».
2 июля 1937 года Политбюро ЦК ВКП (б) приняло решение послать секретарям обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик следующую телеграмму:

«Замечено, что большая часть бывших кулаков и уголовников, высланных одно время из разных областей в северные и сибирские районы, а потом по истечении срока высылки, вернувшихся в свои области, — являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений, как в колхозах и совхозах, так и на транспорте и в некоторых отраслях промышленности.

ЦК ВКП(б) предлагает всем секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учет всех возвратившихся на родину кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки, а остальные менее активные, но все же враждебные элементы были бы переписаны и высланы в районы по указанию НКВД.

ЦК ВКП(б) предлагает в пятидневный срок представить в ЦК состав троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке». Телеграмма была подписана Сталиным.

16 июля 1937 г. состоялось совещание Ежова с начальниками областных управлений НКВД для обсуждение вопросов проведения предстоящей операции. Имеются свидетельства отдельных его участников в следственных делах на наркома Н.И.Ежова и его заместителя М.П.Фриновского - показания С.Н.Миронова (начальник УНКВД по Западно-Сибирскому краю), А.И. Успенского (нарком внутренних дел УССР), и Н.В.Кондакова (нарком внутренних дел Армянской ССР) и других. С.Н.Миронов показывал: «Ежов дал общую оперативно-политическую директиву, а Фриновский уже в развитие ее прорабатывал с каждым начальником управления «оперативный лимит» (см.: ЦА ФСБ РФ. Арх. № Н-15301. Т. 7. Л. 33), то есть количество лиц, подлежавших репрессии в том или ином регионе СССР. С.Н.Миронов в заявлении на имя Л.П.Берия писал: «... в процессе доклада Ежову в июле я ему заявил, что столь массовые широкие операции по районному и городскому активу... рискованны, так как наряду с действительными членами контрреволюционной организации, они очень неубедительно показывают на причастность ряда лиц. Ежов мне на это ответил: «А почему вы не арестовываете их? Мы за вас работать не будем, посадите их, а потом разберетесь — на кого не будет показаний, потом отсеете. Действуйте смелее, я уже вам неоднократно говорил». При этом он мне заявил, что в отдельных случаях, если нужно «с вашего разрешения могут начальники отделов применять и физические методы воздействия»» (см.: ЦА ФСБ РФ. Арх. № Н-15301. Т. 7. Л. 35-36). Бывший нарком внутренних дел Армении Н.В.Кондаков со ссылкой на своего бывшего начальника по Ярославскому управлению НКВД А.М. Ершова показывал: «Ежов допустил такое выражение «Если во время этой операции и будет расстреляна лишняя тысяча людей — беды в этом совсем нет. Поэтому особо стесняться в арестах не следует» (ЦА ФСБ РФ Ф Зое Оп 6 Д 4 Л 207). «Начальники управлений, — показывал А.И. Успенский, — стараясь перещеголять друг друга, докладывали о гигантских цифрах арестованных Выступление Ежова на этом совещании сводилось к директиве «Бей, громи без разбора» Ежов прямо заявил, — продолжал он, — что в связи с разгромом врагов будет уничтожена и некоторая часть невинных людей, но что это неизбежно» (ЦА ФСБ РФ Ф Зое Оп 6 Д 3 Л 410). На вопрос Успенского, как быть с арестованными 70- и 80 летними стариками, Ежов отвечал «Если держится на ногах — стреляй» (ЦА ФСБ РФ Ф Зое On 6 Д 3 Л 410).

31 июля 1937 Ежов подписал одобренный Политбюро приказ НКВД № 0447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов».

 

Вопрос 80.

Советское государство и право в период Великой Отечественной войны. ГКО. Ставка Верховного главнокомандования.

В конце июня 1941 г. Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) приняли совместное постановление о создании высшего чрезвычайного органа - Государственного комитета обо­роны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Возглавил Комитет И. В. Сталин. Своего аппарата ГКО не имел и действовал через существующие государственные, партийные, общественные органы и своих уполномоченных.

Поскольку сразу встал вопрос об эвакуации промышленных предприятий в восточные рай­оны страны, был создан Совет по делам эвакуа­ции при ГКО. В октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприя­тий промышленности. В декабре оба органа сменило Управление по делам эвакуации. Эва­куацией людей занималось Управление по эва­куации населения. В это же время возникли Ко­митет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР и местные бюро по учету ра­бочей силы, на которые возлагалась трудовая мобилизация населения. Всеобщую мобилизацию объявили в пер­вый же день войны, ей подлежали мужчины в возрасте от 19 до 55 лет.

Высшее военное руководство было воз­ложено на Ставку Верховного Главнокоман­дования. Органами Ставки были Генеральный штаб Красной Армии, управления наркома­тов обороны и флота, командование фрон­тами. Ставка занималась планированием во­енных операций и всеми вопросами, связан­ными с военными действиями.

В самой армии действовал (слета 1941 по осень 1942 г.) институт военных комиссаров и по­литруков, затем — институт заместителей командиров по политчасти. В первый же день войны появилась Особая система военной юстиции (по указу «О военных трибуналах в местно­стях, объявленных на военном положении, и районах военных действий»). Трибуналы обра­зовались во всей армии и флоте, они рассматри­вали все преступления, сроки рассмотрения дел были предельно сжаты. Дела слушались в закры­том процессе. Приговоры вступали в законную силу с момента их провозглашения и приводи­лись в исполнение немедленно.

При Ставке главнокомандующего был создан Центральный штаб партизанского движе­ния, а затем — Особое Главное командование партизанского движения.

Когда началось освобождение оккупирован­ных территорий, в ноябре 1942 г., была образована Чрезвычайная Государственная комис­сия по установлению и расследованию зло­деяний немецко-фашистских захватчиков. Советское право во время войны считалось действующим как на не захваченных против­ником территориях, так и на оккупированных. Поэтому лица, нарушившие советские зако­ны, признавались совершившими преступление. Само право ужесточилось и чаще все­го выступало в виде указов Президиума Вер­ховного Совета.

Вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений.

22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР (ПВС СССР) «О военном положении», по которому военные власти имели право привлекать граждан к трудовой повинности. Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», утвержденный 26 июня 1941 г., увеличивал меру труда. Директора предприятий могли устанавливать обязательные сверхурочные работы на срок до 3 часов в день.

На всех предприятиях и в учреждениях отменялись отпуска. Они заменялись денежной компенсацией. Отпуска предоставлялись: в случае болезни, по беременности и родам, работникам до 16 лет.

Указ ПВС СССР от 13 февраля 1942 г. вводил мобилизацию трудоспособного городского населения на период военного времени для работы на производстве и в строительстве. Трудовой мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к уголовной ответственности.

Колхозное право решало следующие задачи: обеспечение продовольствием и сырьем, укрепление трудовой дисциплины, восстановление разрушенного сельского хозяйства и т. д. Принимаются меры, направленные на усиление плановых начал в сельском хозяйстве.

Ввиду военной ситуации в целях обеспечения страны продовольствием был повышен обязательный минимум трудодней в году. Члены семей колхозников в возрасте от 12 до 16 лет были обязаны отработать не менее 50 трудодней в году.

На селе не хватало рабочей силы. В связи с этим СНК СССР и ЦК ВКП(б) предоставило СНК союзных и автономных республик, краевым, и областным исполкомам право привлекать для сельскохозяйственных работ трудоспособное население городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, часть служащих учреждений, учащихся 6— 10-х классов, студентов техникумов и вузов.

В условиях военного времени произошли существенные изменения в уголовном праве. Действовали как довоенные нормы уголовного права, так и новые нормы, вызванные военной обстановкой.

Указ ПВС СССР от 6 июля 1941 г. «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения» за совершение таких действий устанавливал уголовную ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. устанавливалась уголовная ответственность для воинских начальников за незаконное награждение. Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала.

Указ ПВС СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших государственную тайну» устанавливал уголовную ответственность в виде лишения свободы для должностных лиц на срок до 10 лет, для граждан — до 3 лет.

19 апреля 1943 г ПВС СССР для фашистских преступников и их пособников были введены новые виды наказаний смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет. Применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания.

 

 

Вопрос 81.

Советское государство и право в 1945–1953 гг.

В послевоенные годы основными задачами государства были восстановление разрушенного народного хозяйства, его дальнейшее развитие и перестройка военной промышленности на производство мирной продукции. В результате изменения международной обстановки резко возросла внешнеполитическая и внешнеэкономическая активность СССР, повысился его международный авторитет, развиваются дипломатические отношения. Возникает новая система государств - социалистический лагерь, основой которого становится развитие сотрудничества и взаимопомощи государств мировой системы социализма. В 1949 г. была создана межправительственная экономическая организация социалистических стран - Совет Экономической Взаимопомощи {СЭВ). Параллельно шел процесс распада мировой колониальной системы, многие освободившиеся страны шли на сотрудничество с СССР. В результате в мире сложилось два центра силы. НАТО (1945 г.) и Организация Варшавского договора (1955 г.), противостояние которых было названо холодной войной, сопровождавшейся гонкой вооружений под постоянной угрозой атомной войны с участием главных «действующих лиц» - США и СССР. С окончанием войны произошла и перестройка государственного аппарата: в феврале 1946 г. проводятся выборы в Верховный

Совет СССР, годом позднее - в Верховные советы союзных и автономных республик; упраздняются чрезвычайные и военные органы, их функции передаются отраслевым органам;

с 1946 г. СНК СССР, совнаркомы союзных и автономных республик переименовываются в соответствующие

Советы министров, а наркоматы - в министерства. Реорганизация системы управления характеризуется введением наряду с отраслевым и территориального, межотраслевого принципа - для более оперативного управления региональными предприятиями. В этих целях проводится разукрупнение министерств. Создаются новые министерства, например, Министерство по строительству предприятий тяжелой индустрии, Министерство по строительству топливных предприятий. Репрессии имеют место, но становятся узконаправленными и не такими массовыми («ленинградское дело», «дело врачей»), С окончанием войны была ликвидирована Ставка Верховного Главнокомандования. С 1946 г. Красная Армия

стала называться Советской Армией, сократилась ее численность. Судебные органы перестраиваются на работу в мирных условиях, применяется обычный процессуальный по рядок. Были проведены выборы в народные суды. Развитие права в послевоенный период отражало изменения, проводимые государством для перехода к мирному существованию. В декабре 1947 г. была проведена денежная реформа путем деноминации - замены прежних денег на новые в соотношении 10: 1. При этом денежные вклады населения в сберкассах не пострадали, т. к. были пропорционально увеличены государством. Рубль становился не-

конвертируемой валютой, соотносился не с долларом США, с золотым запасом страны. Это позволило государству поддерживать низкие цены, снижать их и не допускать инфляции.

В гражданском и хозяйственном праве снова возрастает роль договорных отношений. Договор признается единственно правильной формой взаимоотношений между хозяйственными органами.

Государство разрешает индивидуальное строительство, граждане приобретают право строить или

приобретать на праве личной собственности один жилой дом общей площадью не более 60 кв.м. В семейном праве с 1948 г. вводится запрет на заключение браков с иностранцами. В трудовом праве ликвидируются чрезвычайные нормы, характерные для военного времени. Восстанавливаются отпуска, 8-часовой рабочий день, система коллективных договоров, отменяются сверхурочные работы и трудовые мобилизации.

Перед трудовым правом стояла задача трудоустройства большого количества демобилизованных граждан, для этого законодательно устанавливалась обязанность руководителей предприятий в месячный срок предоставить демобилизованному работу по специальности. Повышается роль профсоюзов, которые строго следили за соблюдением администрацией трудового законодательства. В уголовном праве четко прослеживается тенденция на усиление уголовной репрессии. Усиление уголовного наказания связано с ростом преступности в условиях послевоенной разрухи и трудностями перехода к мирной жизни. Усиливается ответственность по важнейшим государственным преступлениям: восстанавливается смертная

казнь за измену Родине, шпионаж, диверсии. Жестче карается разглашение государственной тайны и утрата документов, ее содержащих. Повышается наказание за имущественные преступления, касающиеся не только общественной, но теперь уже и личной собственности. Издаются Указы ≪ Об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона≫, ≪ Об усилении уголовной ответственности за изнасилование≫, ≪ Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил безопасности ведения работ в угольных и сланцевых шахтах≫.

 

 

Вопрос 82.

На внешнеполитическую деятельность Советского государства значительное влияние оказывала сложившаяся после второй мировой войны международная обстановка. Главной ее особенностью было продолжение «холодной войны» между капиталистическими странами и Советским Союзом и другими социалистическими странами, начавшейся в первые послевоенные годы.

В мае 1955 г. между Советским Союзом, Болгарией, Польшей, Чехословакией, Румынией, Венгрией и Германской Демократической Республикой был заключен Варшавский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Таким образом, в Европе сложились две противостоявшие друг другу военные группировки — страны Североатлантическою блока (НАТО) и страны Варшавского Договора.

Советский Союз оказывал политическую и экономическую помощь странам Азии, Африки и Латинской Америки. При его содействии были прекращены войны в Индокитае, Египте и других странах.

СССР продолжал отстаивать вопросы всеобщего сокращения разоружения, запрещения атомного и водородного оружия и их испытаний, сокращения вооруженных сил и т. д.

Демократизация государственной жизни нашла отражение в мерах, направленных на повышение роли Советов, активизацию их деятельности и упрочение связей с народными массами.

В январе 1957 г. ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами», в соответствии с которым задачами Советов объявлялись: улучшение организационно-массовой работы, укрепление связей Советов с населением, вовлечение трудящихся в работу комиссий и т. п.

В результате принятых мер деятельность Советов значительно активизировалась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, теснее стали связи Советов с населением, активизировалась деятельность комиссий Советов и др.

В 1957—1960 гг. в союзных республиках были приняты новые Положения о местных Советах депутатов трудящихся. В данных нормативных актах устанавливались полномочия Советов, порядок их деятельности, структура и другие организационные вопросы.

В рассматриваемый период встала проблема повышения эффективности управления народным хозяйством. Существовавшая централизованная административно-командная система тормозила развитие экономики.

На смену отраслевому принципу управления промышленностью и строительством пришел территориальный. Страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них создавался Совет народного хозяйства, который руководил всеми предприятиями и стройками района. Переход к территориальной системе управления преследовал цель приблизить управление к производству, преодолеть ведомственные барьеры, усилить кооперацию в различных сферах народного хозяйства. Однако значительных изменений в развитии промышленности и строительства не произошло.

В марте 1954 г. из состава МВД СССР был выделен и образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.

В октябре 1956 г. управления Министерства внутренних дел и управления милиции в областях и краях были реорганизованы в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся. Органы милиции в районах, городах и рабочих поселках были преобразованы в отделы исполкомов районных, городских и поселковых Советов депутатов трудящихся. Таким образом, в организационном построении органов внутренних дел был восстановлен принцип двойного подчинения.

Были восстановлены принципы организации и деятельности прокуратуры, нарушенные в условиях культа личности. 24 мая 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с данным Положением высший надзор за исполнением законов всеми государственными органами и учреждениями, отдельными должностными лицами и гражданами возлагался на Генерального прокурора СССР. В Положении устанавливалась обязанность всех работников прокуратуры быть принципиальными и непримиримыми в борьбе за обеспечение строгого соблюдения законности. На прокуратуру возлагалось своевременное применение мер по устранению всяких нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни исходили.

В 1957 г. были восстановлены наблюдательные комиссии. Они создавались при исполкомах районных Советов депутатов трудящихся, на территории которых имелись исправительно-трудовые учреждения. На наблюдательные комиссии возлагалась задача по осуществлению постоянного контроля за соблюдением законности в деятельности ИТУ, за приобщением осужденных к общественно полезному труду.

Органы правосудия также подверглись существенной реорганизации. В 1958-г. Были пересмотрены полномочия и объем деятельности высшего судебного органа страны — Верховного суда СССР. Были сокращены его надзорные функции и расширены полномочия верховных судов союзных республик.

Верховный суд СССР состоял из Пленума Верховного суда СССР, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии.

В состав Верховного суда СССР входили: Председатель Верховного суда СССР, заместители Председателя Верховного суда СССР, члены Верховного суда СССР, народные заседатели, избиравшиеся Верховным Советом СССР, председатели верховных судов союзных республик, являвшиеся членами Верховного суда СССР по должности.

В декабре 1958 г. в соответствии с утвержденными Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автонемных республик участковая система народных судов подлежала замене народным судом города (района). Увеличивался с 3 до 5 лет срок полномочий народных судей. Народные заседатели избирались на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, а военнослужащих — по воинским частям.

 

Вопрос 83.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал