Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Советское государство в период «застоя» (середина 60-х — середина 80-х гг.).
Главными особенностями внешнеполитической деятельности Советского государства являлись: наличие двух социально-политических систем — мировой системы социализма и мировой системы капитализма, продолжение «холодной войны», противостояние Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Одним из основных принципов внешней политики СССР являлся принцип мирного сосуществования двух систем, который получил юридическое закрепление в Конституции СССР 1977 г. К числу достижений внешней политики СССР следует отнести принятие Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1979 г. в Хельсинки. В Совещании приняли участие главы 33 государств Европы, а также США и Канады. СССР продолжал отстаивать предложения по прекращению гонки вооружений, запрещению атомного и водородного оружия, ограничению стратегических вооружений. В результате между СССР и США были достигнуты соглашения по противоракетной обороне — ОСВ-1 и ОСВ-2. Развивались отношения СССР с социалистическими странами. Они охватывали политическую, экономическую, научно-техническую и культурную сферы. 2. 7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР была принята новая Конституция СССР. Представительные органы власти стали теперь называться Советами народных депутатов. Изменялись сроки полномочий Советов: полномочия Верховного Совета СССР увеличивались до 5 лет, местных Советов — до 2, 5 лет. Устанавливалось равное число депутатов в палатах Верховного Совета СССР — по 750 человек. В июле 1978 г. был принят новый Закон о выборах в Верховный Совет СССР, основывавшийся на положениях Конституции 1977 г. В апреле 1979 г. он дополнен законом «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» и законом «О статусе народных депутатов в СССР». С целью повышения контроля Верховного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им органов был принят Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок законотворческой работы, контрольной деятельности и формирования подотчетных Верховному Совету органов. В 1966 г. была изменена организационная структура палат Верховного Совета СССР — Совета Союза и Совета Национальностей: наряду с бюджетной комиссией, комиссией по иностранным делам и мандатной комиссией формировались новые комиссии по направлениям деятельности Верховного Совета и направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. При каждой из палат Верховного Совета СССР было сформировано 16 постоянных комиссий. 19 апреля 1979 г. Верховным Советом было принято новое Положение о постоянных комиссиях. В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, который выполнял роль организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась контрольная деятельность Верховных Советов СССР и союзных республик и законотворческая деятельность Верховных Советов союзных республик. В 1962 г. была создана система партийно-государственного контроля. Система возглавлялась Комитетом партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР. На местах образовывались комитеты партийно-государственного контроля и группы содействия. Задачи КПГК и его местных органов определялись следующим образом: оказание помощи партии и государству в выполнении Программы КПСС, организации систематической проверки исполнения директив партии и правительства, в борьбе за всемерный подъем социалистической экономики, соблюдении партийной и государственной дисциплины и социалистической законности. В декабре 1965 г. контрольные органы были переименованы в органы народного контроля. В декабре 1968 г. правительство утвердило Положение об органах народного контроля, в систему которых вошли Комитет народного контроля СССР; комитеты союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов; группы народного контроля при поселковых и сельских Советах, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. После принятия новой Конституции в ноябре 1979 г. Верховным Советом СССР был утвержден Закон о народном контроле, определявший функции и структуру органов народного контроля. Система правоохранительных органов была приведена в соответствие с Конституцией 1977 г. В конце 1979 г. были приняты новые законы СССР: о Верховном суде СССР, о Прокуратуре СССР, о Государственном арбитраже в СССР, об Адвокатуре в СССР. В июне 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве. Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет. Его основными задачами являлись: надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законодательства. Законом о прокуратуре расширялась сфера применения прокурорского надзора: в нее были добавлены государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных Советов. С 1979 г. стали образовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей. В систему арбитражных судов входили: Государственный арбитраж, арбитражи союзных республик, арбитражи автономных республик, краев, областей, города, автономных областей и округа. Арбитражные органы действовали в соответствии с Законом об арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйственных споров и Положением о Госарбитраже при Совете Министров СССР. В соответствии с Законом об адвокатуре и республиканскими положениями об адвокатуре создавались коллегии адвокатов — объединения на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. На адвокатов возлагалось осуществление следующих задач: защита обвиняемого, представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика, участие в рассмотрении дел в суде и на предварительном следствии, оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций. В 1960 г. было упразднено МВД СССР, его функции передавались МВД союзных республик. В 1962 г. они были переименованы в министерства охраны общественного порядка. В 1966г. в целях обеспечения единого руководства деятельностью органов правопорядка в борьбе с преступностью было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В ноябре 1968 г. оно было преобразовано в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР).__
Вопрос 84. Новая Конституция СССР была утверждена Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г. В Конституции назывались основные признаки «развитого социализма»: 1) на этапе «развитого социализма» социализм развивается на своей собственной основе; 2) «развитой социализм» — это общество, в котором созданы многие производительные силы и складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности; 3) это общество зрелых социалистических общественных отношений; 4) это общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся; 5) это общество подлинной демократии. В первом разделе Конституции, посвященном основам общественного строя СССР, советское гос-во по своей сущности характеризовалось как «социалистическое общенародное государство» (ст. 1). Основным критерием общенародности гос-ва считалось, во-первых, то что оно выражало волю и интересы всех слоев советского общества — рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны, во-вторых, как отмечалось в статье 2, «вся власть в СССР принадлежит народу». В тексте Конституции появилось еще одно новое понятие «советский народ». Понятие «советский народ» рассматривалось как исторически сложившаяся социальная и интернациональная общность советских людей, имеющих общую родину, общую тер-рию, единую, основанную на общественной собственности экономику, единую по социалистическому содержанию и многообразную по национальным особенностям культур, а также и общую цель — построение коммунизма. Но положение ст. 2 о том, что вся власть в СССР принадлежит народу, отвергалось ст. 6 Конституции, которая в правовом отношении узаконивала руководящую роль в КПСС в советском обществе. Из данной статьи вытекало, что КПСС объявлялась высшей властной структурой. Второй раздел Конституции «Гос-во и личность» был призван законодательно закрепить официальную версию о том, что в СССР существовал демократический пол. режим. Если исходить из текста Конституции, то гражданам СССР не только предоставлялись, но и гарантировались широкие демократические права и свободы. Причем по сравнению с Конституцией СССР 1936 г. перечень прав и свобод граждан значительно расширился. Согласно ст. 49 граждане СССР получили право вносить предложения в гос и общественные органы об улучшении их деятельности, более того, критиковать их за недостатки в работе. Граждане СССР получили право на выбор профессии (ст. 40), право на жилище (ст. 44) и т. д. Провозглашенные права и свободы на деле оставались юр. фикцией. Наблюдается реанимация сталинизма, его негативные стороны стали затушевываться. Поэтому пол. режим остается тоталитарным. Как видно из третьего раздела Конституции, каких-либо существенных изменений в гос устройстве СССР не происходит, кроме того, что союзные республики получили право совещательного голоса в обсуждении вопросов, отнесенных к компетенции союзных органов, а автономная республика в свою очередь могла участвовать в обсуждении вопросов, отнесенных к ведению союзной республики. Разделы IV-VII Конституции были посвящены государственному механизму.
Вопрос 85.
Советское государство в период перестройки (1985—1991 гг.) Пришедшее к власти в 1985 г. новое руководство Советского Союза во главе с М. С. Горбачевым столкнулось с проблемой продолжающегося ухудшения социально-экономического положения в стране в сравнении с развитыми капиталистическими странами. В этих условиях оно выбрало путь реформирования социализма, который выразился в пересмотре исторически сложившихся политических и экономических догматов социализма. Начавшиеся реформы основывались на устранении идеологического диктата КПСС и демократизации отношений внутри самой КПСС. Демократизация внутрипартийных отношений привела к отказу от важнейшего принципа партийного строительства — принципа единства партии. В обществе свободно и открыто, в том числе и на страницах печати, начинают обсуждаться актуальные вопросы общественной и государственной жизни, наиболее драматические и сложные периоды нашей истории. Отменяется цензура. Появляются новые газеты, журналы и другие издания, а впоследствии телевизионные и радиовещательные организации и программы. Формируются общественные движения и политические партии. Возрождается многопартийность. Власти перестали чинить препятствия гражданам, выражающим оппозиционные мнения путем различных общественных акций: демонстраций, митингов, пикетирований и т. д. Реабилитируются диссиденты. Съезд народных депутатов СССР становится высшим органом государственной власти в стране. Этот орган наделяется полнотой власти и имеет право принять к рассмотрению любой вопрос. Съезд состоял из 2250 депутатов. При этом меняется избирательное законодательство. Новый Закон о выборах, принятый 1 декабря 1988 г., предусматривал возможность свободного выдвижения неограниченного количества кандидатов, в том числе от общественных объединений и собраниями избирателей по месту жительства, и проведение выборов на альтернативной основе в условиях нескольких кандидатов. Проведенные в 1989 г. на основе этого Закона выборы депутатов съезда народных депутатов СССР были первыми демократичными выборами. В соответствии с изменениями в Конституции Верховный Совет СССР потерял роль органа, олицетворяющего полновластие Советов. Теперь он становится постоянно действующим высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти в стране. В этой связи ему передается ряд полномочий, ранее принадлежавших Президиуму Верховного Совета СССР и Совету Министров СССР. Верховный Совет по-прежнему состоял из двух равноправных палат, сохранивших свои названия и выбиравшихся съездами народных депутатов. Длительное время фактическим руководителем в СССР являлся глава КПСС. Процесс отделения КПСС от государства поставил вопрос о руководителе государства и механизме замещения этой должности. 14 марта 1990 г. съезд народных депутатов учреждает пост Президента СССР. Президент — это высшее должностное лицо — глава государства. Первый Президент СССР М. С. Горбачев избирался на съезде народных депутатов* 15 марта 1990 г., однако впоследствии предусматривалось проводить выборы президента всенародным голосованием. На должность президента мог быть избран гражданин СССР в возрасте от 35 до 65 лет. Одно и то же лицо не могло занимать этот пост более двух сроков. Срок полномочий президента составлял 5 лет. Президент объявлялся гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов СССР, обладал законодательной инициативой и правом вето, преодолеваемого большинством Верховного Совета, принимал участие в формировании правительства и назначении на высшие должности в государстве. На президента возлагалось принятие мер по охране суверенитета СССР и союзных республик. Он координировал деятельность всех государственных органов по обеспечению обороны страны, являлся Верховным Главнокомандующим, имел право объявлять мобилизацию, состояние войны, военное положение, чрезвычайное положение, президентское правление. Изменениями к Конституции СССР от 1 декабря 1988 г. начинается реформа судебной системы. Появляется структура, похожая на конституционный суд, — Комитет конституционного надзора. Меняются порядок замещения судей и сроки их полномочий. Теперь судей избирали вышестоящие Советы, а срок их полномочий увеличивался до 10 лет. Впоследствии принимается ряд нормативных актов, направленных на повышение авторитета суда, придание большей значимости судебной власти. Реформируется арбитраж. 17 мая 1991 г. принимаются законы «О Высшем арбитражном суде СССР» и «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим арбитражным судом СССР». Арбитраж входит в систему судебных органов, расширяется его подсудность. Если раньше он рассматривал хозяйственные споры только между государственными организациями, то теперь стал рассматривать споры и между другими субъектами.__
Вопрос 86. Советский федерализм После Великой октябрьской социалистической революции Советская Россия, а затем Советский Союз были объявлены федеративным государством. Принципиально важным в этой связи было принятие резолюции Третьим Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. " О федеральных учреждениях Российской Республики", в пункте первом которой, в частности, говорилось: " Российская Социалистическая Советская республика учреждается на основе добровольного союза народов России, как Федерация советских республик этих народов". В пункте 5-ом и 6-ом речь шла о разграничении сферы деятельности федеральных и местных органов власти, и отмечалось, что " все местные дела решаются исключительно местными Советами" и далее " Центральная Советская власть обязана следить за соблюдением основ федерации, и представляет Российскую Федерацию Советов в ее целом. На центральную власть возлагается также проведение мероприятий, осуществимых лишь в общегосударственном масштабе, причем, однако, не должны быть нарушаемы права отдельных, вступивших в федерацию, областей". Создание федерации рассматривалось, прежде всего, как средство разрешения национального вопроса в многонациональной стране. Исторически первой была создана Российская Федерация (ее образование закрепила Конституция РСФСР 1918 года). Ее главная особенность заключалась в том, что она была основана на автономии. Второй исторически возникшей формой была Закавказская Федерация. Она просуществовала с 1922 по 1936 год, и затем входившие в нее республики вошли непосредственно в состав СССР. В отличие от РСФСР Закавказская Федерация основывалась на договоре. Советский Союз как новая форма федерации был основан на суверенитете своих субъектов и объединил как унитарные, так и федеративное (РСФСР) государства. Основными принципами построения советской федерации были провозглашены принцип добровольности объединения субъектов, их равноправность, демократический централизм. Но главным был национальный принцип построения федерации. В составе Советского Союза насчитывалось 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов. Эта громоздкая и сложная система практически управлялась строго централизованно на основе единой для всех Конституции СССР и советского законодательства. Главным, связывающим в единое целое звеном была коммунистическая партия, проводимая ею политика. Большой знаток советской истории, известный английский ученый Эдвард Карр, характеризуя эту тенденцию, в частности отмечал: " растущее сосредоточение власти, выраженное в следовавших одна за другой конституциях РСФСР и СССР, тенденция к замене федеральных форм реальностью унитарного государства и неэффективность конституционного контроля были в определенном смысле уступкой затянувшемуся чрезвычайному положению в стране. Борьба за существование, исход которой всегда под вопросом, никогда не создает атмосферы, благоприятной для децентрализации власти или для смягчения ее суровости". В последней Конституции СССР 1977 года в статье 70 - ой было дано концентрированное понимание советского федеративного государства: " Союз Советских Социалистических республик - единое многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения Советских Социалистических республик". Однако ни в Конституции, ни в других законодательных актах не было дано определение самого понятия " социалистический федерализм". В научной литературе он трактовался тоже весьма общо. Неясно было, чем отличается " социалистический федерализм" от несоциалистического и как он согласуется с положением о " едином союзном государстве". Неясно также как соотносился суверенитет Союза с суверенитетом союзных республик. К тому же уже в 70-«годы стало ясно, что сложившаяся чрезмерная централизация по существу лишала союзные республики реальной самостоятельности. На пороге 80—х годов приобрела особую актуальность дилемма дельнейшего развития советской Федерации: либо повышение самостоятельности союзных республик де-факто, либо признание Союза унитарным государством де - юре. Однако ни того, ни другого не произошло. Ситуация в субъектах советской федерации со временем складывалась таким образом, что сосредоточение власти в центре вошло в противоречие с необходимостью ее децентрализации и передачи больших полномочий на места. Необходимость радикальных изменений в этом направлении, хотя и осознавалась определенной частью партийного руководства, вовремя не была осуществлена, что вызывало все более недовольство национальных элит, возглавляющих союзные республики. Нельзя утверждать, что вообще не было попытки реформировать советский федерализм. В годы так называемой перестройки вопросы реорганизации Советского союзного государства были предметом острых дискуссий в научной среде и в средствах массовой информации. В это время (коней 80-ых годов) были выдвинуты идеи организации республиканского хозрасчета, самодостаточности республиканских территориальных общностей, создания относительно обособленных экономических организмов в пределах народнохозяйственного комплекса СССР, обеспечения республиканского экономическою суверенитета. Особенно интенсивно эти вопросы обсуждались в связи с так называемым " прибалтийским вариантом перестройки", в основе которого лежала концепция экономического суверенитета. " Реализация идеи экономического суверенитета, - отмечал С.В. Четко, - весьма вероятно, повлечет за собой серьезные изменения в существующем государственном устройстве СССР. Умеренный, условно говоря, вариант может способствовать регенерации федеративных связей, разрушенных в период сталинизма и не восстановленных доныне, А предельно радикальный вариант, включающий установление республиканских таможенных границ и введение собственной валюты и подкрепленный провозглашением республиканского гражданства, антимиграционной политикой, формированием собственных военных контингентов и тому подобными мерами, выдвигаемыми некоторыми прибалтийскими интеллектуалами, может привести к установлению даже не федеративных, а конфедеративных межреспубликанских связей, предельно облегчит превращение права республик на выход из Союза из чисто теоретического в реальную перспективу. Вероятность этой перспективы, - если она вообще, когда-либо проявится, - будет зависеть от происходящих в стране сложных общественно - политических процессов, от расстановки политических сил. Однако представляется достаточно очевидным, что осуществление всего комплекса политических мер создаст минимально необходимые экономические и политические предпосылки для обретения союзными республиками полной самостоятельности независимых государств". Последовавшие вскоре события полностью подтвердили правоту этих выводов и сделанного автором прогноза. Небезынтересно отметить, что в это же время серьезному анализу сложившаяся в стране ситуация была подвергнута зарубежными учеными. В частности издаваемый в Гааге (Нидерланды) ежеквартальный журнал " Плюралистические общества" (" Plural Societies") опубликовал в 1989 году ряд статей, посвященных проблемам настоящего и будущего Советского Союза. Этой же проблеме была посвящена книга " Последняя империя. Национальности и будущее Советов" (под редакцией Роберта Конквеста). Некоторые авторы этой коллективной монографии предсказывали распад " советской империи". Так, в статье Терезы Раковской - Гармстоун " Национальные меньшинства сегодня: обзор" содержится вывод, что марксизм - ленинизм не является главной помехой для роста национализма меньшинств. Более того, она утверждала, что за последние 20 лет в Кремле не существовало консенсуса по национальному вопросу, что советским властям понадобилось более двух десятков лет, чтобы пересмотреть " псевдофедеральную конституцию". В завершении статьи она приходит к выводу, что в настоящее время все готово для межэтнического взрыва: " им нужна только искра, чтобы вспыхнуло пламя". Столь же мрачный прогноз содержался и в статье известного французского политолога Александра Беннигсона " Национализм советских меньшинств в исторической перспективе". Близкие к данным выводы были сделаны автором другой книги: " Политика, общество и национальный вопрос в России Горбачева". Один из ее авторов - адъюнкт - профессор Колумбийского университета Александр Мотыль обратил, в частности, внимание на то, что " децентрализация побуждает местные элиты преследовать свои собственные интересы. Экономическая децентрализация в рамках централизованно управляемой социалистической федеративной системы объективно поощряет национализм, даже в среде ненационалистов или антинационалистов". И чтобы сохраниться и выжить децентрализации должен быть положен конец. А. Мотыль выделяет три пути выхода из дилеммы " децентрализация - обратная централизация": нынешнюю федерацию республик должна заменить жесткая унитарная система, в рамках которой будут разведены " территория" и " этнические группы"; Советская Федерация превратится в " подлинную" федерацию, в которой не будет русской гегемонии; в советскую систему должны быть внесены элементы рынка, предотвращавшие сверх централизацию, а, следовательно, и возникновение указанной дилеммы. Однако он отмечал, что шансов на проведение в жизнь какого-либо их этих трех сценариев нет и " финляндизация" советской империи окажется лишь вопросом времени. Сопоставив точки зрения отечественных и зарубежных ученых, можно сделать вывод, что и те и другие видели серьезные недостатки в структуре и способах функционирования государственной власти, но этого упорно не видели (или не хотели видеть) власть предержащие, что и привело, в конечном итоге, к развалу советской системы федеративных отношений и образованию новых независимых государств.
Вопрос 87.
|