Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Построение и анализ трехмерной модели студийного помещения






 

В соответствии с методикой, изложенной в приложениях 1–3, с помощью программы Ulysses было выполнено построение трехмерной модели помещения, рассмотренного в данном примере, размещение на внутренних поверхностях помещения подобранны в пп. 4.2–4.3 звукопоглощающих материалов и конструкций, а также произведен анализ стандартного времени реверберации в полученном помещении в соответствии с заданием, изложенным в разделе 3.

Трехмерная проекция смоделированного помещения представлена на рис. 17.

 

Рис. 17. Модель студийного помещения, построенная с помощью

программы Ulysses

 

Результаты анализа времени стандартной реверберации приведены в табл. 20. Как было отмечено ранее, в связи с невозможностью размещения в компьютерной модели некоторых элементов основного фонда звукопоглощения, например, таких как исполнители, стулья или декорации, результат расчета времени реверберации несколько отличается от полученного в результате теоретических расчетов, однако, погрешность не превышает 30 мс. Наглядно погрешность расчета и измерения времени стандартной реверберации представлена на графике на рис. 18.

Для проведения анализа зависимости времени стандартной реверберации от заполненности помещения исполнителями и слушателями, на полу помещения были размещены две поверхности:

– зона для размещения десяти исполнителей, площадью 10× 0, 7 = 7 м2, размещенная в области, занимаемой ковром. В качестве поглощающего материала (табл. 9) выбраны стулья (свободные, занятые на 2/3, занятые полностью); материалы №202, 200, 201 соответственно;

– зона для размещения 75 слушателей, площадью 75× 0, 7 = 52, 5 м2, размещенная в области, занимаемой линолеумом. В качестве поглощающего материала (табл. 9) выбраны деревянные театральные сиденья (свободные, занятые на 2/3, занятые полностью); материалы №224, 223, 225 соответственно.

Результаты измерения времени стандартной реверберации случае различной заполненности помещения исполнителями и слушателями (для каждого из трех экспериментов заполненность принималась одинаковой для исполнителей и слушателей) представлены в табл. 20. По графикам на рис. 19 наглядно видно, что в случае полной заполненности помещения, время стандартной реверберации уменьшается, причем более значительно на высоких частотах.

 

Таблица 20

Пример результатов анализа времени стандартной реверберации

  Т, с
125Гц 250Гц 500Гц 1000Гц 2000Гц 4000Гц
Теоретический расчет 0, 53 0, 55 0, 53 0, 61 0, 57 0, 56
Результат моделирования, без учета размещения исполнителей и/или слушателей 0, 55 0, 55 0, 50 0, 58 0, 57 0, 55
Результат моделирования, с размещением 10 пустых стульев для исполнителей и 75 пустых кресел для слушателей 0, 55 0, 57 0, 56 0, 65 0, 61 0, 69
Результат моделирования, с размещением 10 стульев и 75 кресел, занятых на 2/3 0, 50 0, 54 0, 51 0, 55 0, 52 0, 51
Результат моделирования, с размещением 10 стульев и 75 кресел, полностью занятых 0, 47 0, 52 0, 49 0, 51 0, 48 0, 47

 

 

При проектировании любого студийного или концертного помещения, предполагающего наличие большого числа исполнителей и/или слушателей, необходимо проводить подробный анализ зависимости времени стандартной реверберации от заполненности помещения, с тем, чтобы обеспечить наилучшее качество звучания речевых, музыкальных или театральных программ в любых условиях исполнения или воспроизведения.

 

Рис. 18. Теоретическая (пунктир) и экспериментально полученная (сплошная линия) зависимость времени стандартной реверберации в исследуемом помещении.

 

 

Рис. 19. Зависимость времени стандартной реверберации от заполняемости помещения исполнителями и слушателями: свободное помещение (длинный пунктир); заполненное на 2/3 (сплошная линия); полностью заполненное (точка-тире).


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Курсовой проект должен содержать (в скобках приводятся примеры соответствующих таблиц и/или рисунков):

1. Задание на проектирование и акустический расчет помещения в соответствии с данными табл. 1;

2. Расчет требуемой частотной характеристики времени стандартной реверберации помещения (табл. 13–14, рис. 13–14);

3. Расчет звукопоглощения, вносимого основным фондом (табл. 15);

4. Расчет звукопоглощения, вносимого специальными материалами и конструкциями, с подробным обоснованием выбора того или иного звукопоглощающего материала (табл. 16);

5. Расчет времени стандартной реверберации (табл. 17, рис. 15);

6. Перечень примененных специальных звукопоглощающих материалов (табл. 18);

7. План расположения смежных со студией помещений (рис. 16);

8. Расчет звукоизоляции студийного помещения с подробным обоснованием выбора тех или иных звукоизоляционных конструкций (табл. 19).

После построения модели помещения в программной среде Ulysses и размещения в ней всех выбранных по результатам акустического расчета звукопоглощающих материалов, в соответствующих разделах курсового проекта следует привести:

9. Аксонометрическую проекцию и проекции на плоскости XY, XZ и YZ построенной модели помещения: а) после размещения элементов звукопоглощения основного фонда (рис. П.2.9–П.2.12); б) после размещения специальных звукопоглощающих материалов (рис. П.2.14);

10. Для каждого использованного материала (включая материалы, относящиеся к основному фонду звукопоглощения): общее количество вносимых единиц звукопоглощения, общую занимаемую площадь (блок Absorber Material в окне Face Listing);

11. Общее количество полученных в результате моделирования единиц звукопоглощения (блок Absorbtion Total в окне Face Listing);

12. Результат анализа частотной характеристики времени стандартной реверберации в построенной модели помещения и сравнение его с результатами теоретического расчета (табл. 20, рис. 18);

13. Результат анализа зависимости частотной характеристики времени стандартной реверберации от заполненности помещения исполнителями и/или слушателями (табл. 20, рис. 19).

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Электроакустика и звуковое вещание: Учебное пособие для вузов / И. А. Алдошина, Э. И. Вологдин, А. П. Ефимов, Г. П. Катунин, Л. Н. Кацнельсон, Ю. А. Ковалгин, А. А. Фадеев; Под ред. Ю. А. Ковалгина. – М.: Горячая линия – Телеком, Радио и связь, 2007. – 872 с.; ил.

2. Акустика: Учебник для вузов / Ш. Я. Вахитов, Ю. А. Ковалгин, А. А. Фадеев, Ю. П. Щевьев; Под ред. профессора Ю.А.Ковалгина. – М.: Горячая линия – Телеком, 2009. – 660 с.

3. Щевьев Ю. П., Осташевский Е. Н. Средства акустической обработки помещений: Учебное пособие. – СПб.: ООО «Типография «Береста», 2010. – 328 с.; ил.

4. Акустика: Справочник / Под ред. М. А. Сапожкова, – М.: Радио и связь, 1989.

5. Звуковое вещание: Справочник / Под ред. Ю. А. Ковалгина. – М.: Радио и связь, 1993.

6. Маньковский B. C. Акустика студий и залов для звуковоспроизведения, – М.: Искусство, 1966.

7. Проектирование театров. Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89. Общественные здания и сооружения / Госстрой СССР. – М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1989. – 40 с.

8. https://www.ifbcon.de/software/ulysses/e.php

9. https://www.virtualbox.org

10. https://www.munro.co.uk/

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал