![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Как обеспечить рост
Как обеспечить рост прибыли в вашей компании? Решение, которое предлагает эта книга, укладывается в одно-единственное слово: инновациями. Меры по сокращению затрат дают практический результат, поскольку увеличивают разрыв между валовой выручкой и чистой прибылью, но отнюдь не умножают доход, который указывается в верхней строке баланса, и не гарантируют рост. Чтобы обеспечить рост, нужно предложить своим клиентам нечто новое. Нечто наилучшим образом удовлетворяющее их запросы, нечто такое, чего они не получат больше нигде, только у вас. Вы должны выйти на рынок с продуктами и стратегиями, которые заставят уже имеющихся и новых потребителей покупать больше продаваемых вами продуктов или услуг. Для этого нужно искать новые группы покупателей, делать новые предложения — они увеличат прибыли и цифры, указываемые и в верхней, и в нижней строках баланса. Вот в чем заключается суть инноваций. Инновации не новость. Чтобы занять свои нынешние позиции на рынке, компании использовали инновации. Исследования показывают, что менеджеры, работающие в разных секторах рынка, в полной мере осознают важность инновации в качестве ключевого фактора роста, прибыльности и конкурентоспособности. Согласно опросу 399 руководителей глобальных компаний, который проводило агентство PricewaterhouseCoopers, инновация значительно опережает глобализацию, конвергенцию в отрасли и даже электронную коммерцию, являясь для опрошенных наиболее важной стратегической задачей 1. Но есть проблема. Опросы показывают: несмотря на веру в потенциал инноваций для обеспечения будущего роста, реальное улучшение работы в данной сфере сильно отстает. Сотрудники консалтингового агентства Arthur D. Little опросили 669 руководителей глобальных компаний и выявили: даже один из четырех опрошенных не считает, что полностью овладел искусством извлечения экономической выгоды из инноваций2. Проще говоря, есть некоторая разница между тем, что, по мнению менеджеров, они должны делать для обеспечения роста прибыли, и тем, что они умеют делать. Эта книга должна помочь вам и вашей компании обеспечить необычайно мощный рост с помощью фундаментально иного подхода к инновациям. Сегодня в большинстве компаний инновационную практику можно сравнить со спариванием панд: редко, неуклюже и по большей части неэффективно. В то время как в мире произошли коренные изменения, инновационная практика за последние 20 лет почти не изменилась и по-прежнему остается произвольной, несистематичной, фрагментарной и рассчитанной на авось. Инновации сегодня в том же положении, в каком в 1980-е гг. была борьба за качество. Тогда она осуществлялась на уровне отдела, который можно было выделить на блок-схеме организационной структуры компании. Сейчас забота о качестве в большинстве фирм охватывает все уровни деятельности компании, входит в обязанности каждого сотрудника, является основой корпоративной культуры и методов работы. В большинстве фирм инновациями все еще занимаются исключительно специальные отделы, имеющие монополию на создание идей. «Вам придется объяснить, что вы подразумеваете под инновацией, — прошептал директор одной компании пищевых продуктов, входящей в рейтинг „Fortune-500", когда я готовился выступать перед его 200 топ-менеджерами. — Они понимают инновацию как разработку и продвижение нового продукта на рынок или как маркетинг». Право и реальная обязанность воспринимать и отстаивать новые идеи все еще находится в руках у немногих избранных. Рядовые сотрудники или, как мы будем их называть, лица, вносящие индивидуальный вклад в деятельность компании, удалены от усилий подобного рода. Преобладающее отношение можно выразить следующим образом: «Если нам понадобятся новые идеи, мы их затребуем». Поскольку в компаниях, как правило, никто не отвечает за инновации и не ставит гибких задач, основное внимание уделяется усовершенствованиям, что сопряжено с минимальным риском и дает медленный и постепенный прирост. Для компании, работающей с потребительскими товарами, это может означать примерно следующее: добавить синих хлопьев в стиральный порошок и назвать его новым и улучшенным. А в случае с фирмой, разрабатывающей программное обеспечение, — включить новый звонок или свисток в очередную версию продукта и назвать его «существенно обновленным». Аналогичным образом производитель безалкогольных напитков может вывести на рынок продукт, в котором стало ровно на одну калорию больше, и назвать его революционным. Сегодняшние умудренные опытом покупатели уже устали от дешевых рекламных трюков. Они ждут решений, которые приносят реальную выгоду. Они хотят, чтобы компании лучше решали их проблемы и предлагали им возможность осмысленного выбора. Зачастую они испытывают разочарование — так же как и компании и их акционеры. Поскольку сегодня инновации нередко представляют собой небольшие постепенные усовершенствования, их воздействие на рост компаний имеет аналогичный характер. Бизнес мало рискует и мало выигрывает. В то же время, если компания вдруг станет тратить миллионы или даже миллиарды долларов на идеи, плохо продуманные, плохо рассчитанные по срокам реализации и плохо исполненные, то результаты могут оказаться катастрофическими. Для обеспечения роста предприятия образца XXI в. такие подходы не годятся. Эту книгу не следует рассматривать как академический трактат; это не теория и не методика обучения по применению инноваций. Напротив, здесь дается синтез вариантов того, что делают компании-лидеры для резкого повышения темпов роста и прибылей с помощью инноваций. Но этим дело не ограничивается. Опыт ведущих компаний описывается в книге для того, чтобы другие предприятия могли руководствоваться им в разработке собственной стратегии и обеспечить себе уровни роста, необычные не только в своей отрасли, но и в сопоставлении с любыми другими организациями. Обобщение инновационного опыта стало возможным совсем недавно. Настолько недавно, что книги по этой теме обычно ограничивались описанием соответствующей деятельности лишь некоторых компаний и сосредоточивали внимание лишь на узком аспекте проблемы: скажем, на стратегической инновации; или на разработке нового продукта; или на творческих подходах к решению каких-то вопросов; или даже на том, как разработать программу компании по изучению предложений сотрудников, чтобы лучше управлять идеями. Все эти аспекты темы очень важны, однако если рассматривать их изолированно, то и результат будет частичным и нескорым. Автор книги исходит из того, что для обеспечения роста эти на первый взгляд не связанные принципиально между собой вопросы должны быть интегрированы в единую комплексную стратегию. Вот почему в книге обобщаются и в сжатой форме излагаются ключевые проблемы использования инноваций. Книга написана так, чтобы каждая глава способствовала разработке инновационного процесса в вашей фирме на комплексной и всесторонней основе. Сегодня внутри небольшой, но растущей группы компаний заметен прогресс в отношении инновации самой инновации. Намечается тенденция по трансформации инноваций в системный, встроенный процесс, который неизменно обеспечивает прибыли. Компании, идущие в авангарде инноваций — Citigroup, EDS, Medtronic, Colgate-Palmolive, Borg-Warner, Royal Dutch/Shell, — пересмотрели каждый шаг, каждый этап процесса реализации новых идей и обеспечили быструю отдачу, ускорив тем самым рост прибыли и сделав эту тенденцию устойчивой. В этих компаниях поощряют новые предложения сотрудников всех подразделений, а не только тех, кто работает в отделах по разработке новых продуктов. Используя в высшей степени нестандартные методы, здесь выявляют неудовлетворенные и непроанализированные потребности клиентов. Эти компании быстрее принимают новые идеи в разработку и основательнее готовят их технико-экономическое обоснование, используют более разнообразные формы финансирования, а также создают системы управления идеями, чтобы новые предложения с хорошим потенциалом быстрее вышли на рынок и масштаб их воздействия был значительным.
|