Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологический маркетинг в деятельности предприятия
Устойчивое развитие предполагает освоение новых рынков для сбыта производимой продукции при обеспечении необходимой прибыльности производства и сохранении окружающей среды. Достигать этого соотношения по мере развития производительных сил становиться все сложнее, т.е. производство и его влияние на окружающую среду все сильнее отягощаются экологическими проблемами. Немалая часть предпринимателей не стремится вкладывать необходимые средства в экологически чистые технологии, поэтому противоречия между предпринимательской деятельностью и охраной окружающей среды нарастают. Уменьшить эти противоречия возможно за счет продуманной маркетинговой деятельности предпринимателей, предприятий, компаний и фирм. Маркетинговая деятельность подразделений предприятий должна быть сориентирована на долговременную деятельность по определению потребности рынка и конкретных потребителей, организацию производства под эти потребности, обеспечение при этом надлежащего качества, рекламы и доставки продукции потребителю. Маркетинговые исследования должны определить для предприятия реальные, стратегические, в т.ч. экономические, преимущества или их отсутствие. Преимущества для предприятия, фирмы при реализации стратегии рационального природопользования могут быть следующими: - стратегические преимущества -более привлекательный имидж в глазах общественности; - обновление видов выпускаемой продукции; - рост производительности труда; - более глубокая вовлеченность персонала в процесс охраны окружающей среды и улучшение трудовых отношений; - творческий подход и готовность к решению возникающих проблем; - более ровные отношения с органами государственной власти и управления, общественностью и группами «зеленых»; - надежный выход на иностранные рынки; - выполнение экологических требований без лишнего напряжения. Экономические преимущества а) снижение издержек - экономия вследствие снижения объемов потребления энергии и других ресурсов; - экономия в результате повторной утилизации, продажи побочных продуктов и отходов производства, что снижает издержки на ликвидацию отходов; - более низкие ставки платы за ресурсы, штрафы и сумма компенсаций по суду за причиненный экологический ущерб; б) рост доходов - возросшая доля поступлений от продажи по более высоким ценам «зеленых» товаров; - возросшая доля рынка благодаря нововведениям и менее высоким показателям конкурентов; - совершенно новые товары, которые открывают новые рынки; - возросший спрос на традиционную продукцию, которая в меньшей степени загрязняет окружающую среду. Инструментарием таких исследований может быть анализ сильных, слабых сторон предприятия, его возможностей и опасностей. Чаще всего результаты этого анализа, используются при разработке бизнес-планов. Кроме изучения условий сбыта самой продукции, служба маркетинга, учитывающая в своей деятельности вопросы экологии, обязана обратить особое внимание на каналы распространения продукции: организацию эффективных систем рециркуляции, а также экологически безопасных систем перевозки и упаковки продукции. Перед службой маркетинга стоит также задача выработки ценовой политики и определения рыночной конъюнктуры в отношении своих экологически чистых товаров. Результаты изучения рынка показывают, что покупатели готовы платить более высокие цены за товары, которые способствуют защите окружающей среды. Однако такие товары не обязательно лучше традиционных, которые не считаются экологически чистыми. Если предприятие не стремится продавать старые товары, отчасти улучшив экологические показатели, то руководство отдела сбыта обязано определить, какой вклад их продукция и услуги могут внести в реальное решение проблем охраны окружающей среды. Конкретные примеры товаров, оказывающихся экологически опасными для общества, могут стать предметом специальных маркетинговых исследований. Руководство отделов маркетинга должно настаивать на создании продукции, которая оставалась бы безвредной для окружающей среды в течение всего времени использования. При принятии решений о производстве материалов на месте или закупке их на стороне необходимо рассмотреть целесообразность применения вредных материалов, компонентов или процессов. Большинство компаний при выборе поставщиков учитывают не только качество, организацию их производства, квалификацию персонала и применяемые технологии, но и экологические требования. При договоре о методе доставки предприятие должно предусмотреть использование экологически безвредных упаковочных материалов и транспортных средств, применение эффективных методов штрихового кодирования, сертификации продукции, экологической маркировки товаров.
|