Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Системы координат, применяемые в аэродинамике
Для изучения аэродинамических сил и решения задач аэродинамическому расчёту самолёта применяется скоростная система координат (поточная) В скоростной системе координат главной является ось ОХa, которая направлена по вектору скорости полёта (скоростная ось). Ось ОY a перпендикулярна оси ОХa и лежит в плоскости симметрии самолёта. Ось OZ a перпендикулярна плоскости X a OY a и направлена в сторону правого крыла. Ось OY a называется осью подъёмной силы. Ось OZ a — боковая ось.
При изучении характеристик устойчивости и управляемости самолёта и для расчёта самолёта на прочность применяется связанная система координат. Начало координат располагается в центре масс самолёта, а оси жёстко соединены с самолётом и являются его главными осями инерции. Рис.1.7. Скоростная и связанная системы координат
Ось OX направлена вдоль продольной оси самолёта к его носу и называется продольной осью. Ось OY перпендикулярна OX и лежит в плоскости симметрии самолёта. Она называется нормальной осью. Ось OZ, перпендикулярная плоскости XOY и направленная в сторону правого крыла, называется поперечной осью. Земная система координат применяется при изучении движения самолёта относительно Земли. Начало координат берётся в произвольной точке на поверхности Земли. Ось направлена по направлению ускорения свободного падения, а оси и направлены произвольно, но так, чтобы они составляли правую прямоугольную систему координат. Положение самолёта в потоке воздуха определяется углами скольжения и атаки. Углом скольжения называется угол между направлением потока и плоскостью симметрии самолёта. Углом атаки называется угол между продольной осью самолёта и проекцией вектора скорости потока на плоскость симметрии самолёта. Положение самолёта в пространстве характеризуется углами рысканья, тангажа, крена. Углом рысканья называется угол между проекцией траектории (осью в земной системе координат) и проекцией продольной оси самолёта ОХ на горизонтальную плоскость. Углом тангажа называется угол между продольной осью самолёта и горизонтом. Углом крена называется угол между вертикальной плоскостью, проходящей через продольную ось самолёта, и нормальной плоскостью самолёта (). Силы и моменты, возникающие при полёте самолёта в скоростной системе координат имеют следующие названия: X — сила лобового сопротивления; Y — подъёмная сила; Z — боковая сила; Мх — момент крена; My — момент рысканья (путевой момент); Mz — момент тангажа (продольный момент) пикирующий и кабрирующий.
|