Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы рыночных структур

1. Понятие рыночной структуры;

2. Рынок совершенной конкуренции;

3. Чистая монополия;

4. Олигополия;

5. Монополистическая конкуренция.

1. Понятие рыночной структуры

Рыночная структура – совокупность условий, в которых протекает взаимодействие фирм на рынке. Характер рыночной структуры определяется рядом факторов:

1) количество и размер фирм на рынке;

2) характер продукции (однородная или дифференцированная, т.е. удовлетворяющая одну и ту же потребность, но характеризующаяся различными свойствами);

3) характер входных и выходных барьеров (факторы препятствующие переливу капитала из одной отрасли в другую);

4) характер и степень распространения информации относительно способов производства продукции, цен на различных сегментах рынка, намерений фирм и т.д.

В экономической теории выделяют 2 типа рынков: рынок совершенной конкуренции (ни одна из фирм отрасли не в состоянии изменить рыночную ситуацию); рынок несовершенной конкуренции (отдельная фирма в состоянии воздействовать на рынок, может регулировать спрос, предложение, цену в выгодном для себя направлении). Выделяют 3 типа несовершенной конкуренции: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция.

Совершенная конкуренция существует при следующих условиях:

· на рынке действует большое количество фирм, которые очень малы относительно размеров рынка;

· продукция однородная (идентичная), т.е. покупателю не важно у кого он купит этот товар;

· компании могут свободно вступать на рынок и покидать его;

· наличие единой общей информации о рынке всех продавцов и покупателей;

· отдельные покупатели или продавцы не могут повлиять своими действиями на рыночную цену – они принимают цену как данную («ценополучатели»), это происходит вследствие того, что размер компании является небольшим по сравнению с рынком, цены определяются взаимодействием спроса и предложения на рынке.

Рынок совершенной конкуренции является теоретической моделью, однако можно назвать ряд рынков, которые по своим характеристикам максимально приближены к совершенной конкуренции (например, товарные рынки – чай, кофе, шерсть, хлопок, пшеница; валютные рынки; фондовые рынки).

Признаки чистой монополии:

· единственный поставщик, отрасль – синоним фирмы, поскольку фирма всего одна;

· реализуемый продукт уникален, отсутствуют близкие заменители данного вида продукции;

· на пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного происхождения (в первом случае естественные монополии – предприятия общественного пользования, например: электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия; искусственные барьеры – патенты и лицензии, контроль товарных запасов и пунктов сбыта и др.);

· доступ к информации блокирован;

· монополист обладает рыночной властью: контролирует цены, поставки продукта на рынок.

В условиях чистой монополии фирма обладает максимальной, но не абсолютной властью, т.к. при принятии решений относительно объема выпуска и цены продукции фирма должна учитывать рыночный спрос.

В экономической теории также различают монопсонию – рыночная структура при которой на рынке действует только один покупатель.

 

 

Признаки олигополии:

· на рынке действует несколько крупных компаний, зависимых друг от друга, т.е. при принятии решений относительно объема выпуска и цены продукции фирмы должны учитывать не только рыночный спрос, но и действия других фирм;

· производят как однородную, так и дифференцированную продукцию (однородная – рынки сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.п.; дифференцированная – рынки потребительских товаров);

· существуют определенные барьеры вхождения в отрасль, доступ к информации затруднен.

Признаки монополистической конкуренции:

· большое количество продавцов и покупателей;

· компании предлагают похожую, но не идентичную продукцию (продукция дифференцированная – одинаковая по назначению, но разная по качественным характеристикам);

· относительная легкость вступления в рынок;

· отдельная фирма в условиях дифференциации продукции обладает, в некоторой мере, монопольной властью над своим товаром; она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль.

 

 

Характеристика типов рыночных структур

Основные черты рыночной структуры Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Чистая монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Количество и размеры фирм Много мелких Одна крупная Несколько крупных Много мелких и средних
Тип продукции Однородный (идентичная) Уникальный Однородный, дифференцированный Дифференцированный
Условия входа в отрасль и выходы Свободный Блокирован Трудный Вход и выход возможны
Доступ к информации Свободный Затруднен Затруднен Относительно свободный
Контроль над ценой Отсутствует Полный Заначтельный Частичный

 

В экономической теории рыночные структуры рассматриваются с двух точек зрения:

· анализ принципов принятия решений относительно объема выпуска и цены;

· анализ влияния рыночных структур на общественное благосостояние.

При анализе поведения фирм предполагается, что целью любой компании действующей на рынке является максимизация общей прибыли. Соответственно оптимальный объем выпуска можно выразить следующим образом:

PF = TR – TC

PFmax: (PF)Q’ = 0; (TR)Q’ – (TC)Q’ = 0; MR = MC

 

 

2. Рынок совершенной конкуренции

Фирма в условиях совершенной конкуренции принимает рыночные цены как данные, поскольку объем ее производства является незначительным и не может стать определяющим на цену фактором. Это означает, что цена равна среднему доходу и предельному доходу (P = AR = MR). Кривая спроса на продукцию фирмы, работающей в условиях совершенной конкуренции, является абсолютно эластичной, а кривая спроса на продукцию всей отрасли носит убывающий характер.

Рыночная цена будет одинаковой независимо от того, какой объем продукции производит эта фирма. Условие равновесия: P = MC. В условиях совершенной конкуренции предельный доход всегда равен цене.

В краткосрочном периоде фирма работает при фиксированных мощностях, в рамках которых и определяет оптимальный для себя объем выпуска. При этом в зависимости от соотношения уровня издержек и рыночной цены фирма может оказаться в различных ситуациях.

Ситуация 1 P > ACmin

В данном случае фирма может работать с прибылью при объеме выпуска от Q1 до Q2, но оптимальным будет объем Q0, т.к. он соответствует условию максимизации прибыли P = MC.

Ситуация 2 P = ACmin

В данном случае фирма может покрывать средние общие издержки и получать нормальную прибыль при объеме выпуска Q0, однако фирма не получает чистой прибыли. Такая ситуация получила название безубыточности фирмы.

Ситуация 3 AVCmin < P < ACmin

В данном случае фирма может покрывать все средние переменные издержки и часть средних постоянных издержек при объеме выпуска от Q1 до Q2. В краткосрочном периоде фирма не может покинуть отрасль, это означает, что фирме имеет смысл продолжать производство и минимизировать свои убытки, установив объем выпуска на уровне Q0.

Ситуация 4 P ≤ AVCmin

В данном случае фирма не может покрывать средние переменные издержки, а т.к. фирма не может покинуть отрасль, то с целью минимизации издержек она должна временно прекратить производство. В этом случае ее убытки будут равны величине постоянных издержек.

В результате кривая предложения совершенно конкурентного предприятия в коротком периоде представляет собой возрастающую ветвь кривой предельных затрат, которая лежит выше минимума средних переменных затрат (точки закрытия). При более низком уровне цен кривая предложения совпадает с осью цен.

Для выражения условия равновесия фирмы совершенного конкурента может быть использован валовой подход, т.е. подход на основе показателей общей выручки и общих издержек. Т.к. совершенный конкурент выступает как ценополучатель, то цена фиксирована, и общий доход можно представить в виде луча выходящего из начала координат с углом наклона Р. Функция общих издержек выражается возрастающей кривой, которая имеет перегиб, определяемый действием закона убывающего предельного продукта.

 
 

 


PF = TR – TC PFmax: P = MC

(точка безубыточной работы фирмы: луч касается ТС)

В условиях долгосрочного периода фирма может изменить все свои ресурсы (все факторы становятся переменными), а отрасль может менять число своих фирм. Отрасль окажется в состоянии равновесия, если фирмам будет не выгодно входить и выходить из отрасли, т.е. условия равновесия фирмы и отрасли совпадут. Ориентиром для принятия решений являются рыночная цена и уровень долгосрочных средних издержек.

Если цена окажется выше минимального уровня долгосрочных средних издержек, то данная фирма и отрасль в целом будут работать с чистой прибылью. Возможность получения прибыли привлечет в отрасль новые фирмы. В результате рыночное предложение будет расширяться и цена снизится до уровня минимальных долгосрочных средних издержек. В этом случае фирмы перестанут получать чистую прибыль, и вхождение фирм прекратиться. Если цена ниже …

В целом отрасль и фирмы окажутся в состоянии равновесия, если:

P = LACmin = MC

Рынок совершенной конкуренции обеспечивает эффективное распределение и использование экономических ресурсов.

Эффективное распределение ресурсов определяется условием равенства предельных издержек цене готовой продукции или денежному выражению предельной полезности. Такое распределение ресурсов соответствует критерию Парето-оптимума, т.е. оно обеспечивает максимизацию благосостояния общества, при которой нельзя улучшить благосостояние одного члена общества, не ухудшив при этом благосостояние другого.

Эффективное использование ресурсов определяется тем, что в долгосрочном периоде цена соответствует уровню минимальных средних издержек, это означает, что любая фирма, работающая в отрасли, должна добиваться минимизации своих издержек.

3. Чистая монополия

Чистая монополия существует, если в отрасли действует только один производитель, и он защищен от конкуренции.

На практике в условиях чистой монополии производится 5 – 6% МВП. В большинстве случаев монопольной властью обладают доминирующие фирмы, производящие значительный удельный вес продукции данного вида.

Фирма, будучи чистым монополистом, сталкивается с «потенциальной конкуренцией» со стороны фирм, которые при определенных условиях могут войти в отрасль. Так же фирмы могут испытывать конкуренцию со стороны иностранных фирм.

Особенность чистой монополии состоит в том, что отрасль и фирма совпадают, и чистый монополист работает с рыночным спросом, который, как правило, имеет вид убывающей функции. Это означает что MR < P, и условие равновесия (максимизации прибыли) принимает вид: MR = MC.

Монополист всегда производит меньше продукции, чем совершенноконкурентная отрасль и реализует продукцию по более высокой цене. Это позволяет монополисту перераспределять часть излишка потребителя в свою пользу, и получать «сверхприбыль»

В сверхприбыли реализуется рыночная власть монополиста. Другим проявлением реализации рыночной власти является возникновение безвозвратных потерь в общественном благосостоянии, называемых «мертвым грузом монополии». Он образуется из потерь излишков потребителей и производителей, которые образуются в результате сокращения объема выпуска по сравнению с конкурентным.

Несмотря на сверхприбыль, монополист не застрахован от возникновения убытков. Величина прибыли определяется соотношением уровня средних издержек и монопольной цены.

Коэффициент Лернера

Для оценки степени рыночной власти используется коэффициент Лернера. Он показывает как существующее равновесие соотносится с условием равновесия совершенно конкурентной отрасли, и рассчитывается по формуле:

L = (P – MC) / P.

Если отрасль является совершенно конкурентной, то рыночная цена равна предельным издержкам и коэффициент Лернера равен нулю. Если фирмы в отрасли обладают рыночной властью, то они стремятся выпускать объем выпуска соответствующий равенству предельного дохода и предельных издержек, при этом цена будет выше предельных издержек и коэффициент Лернера окажется выше нуля.

Степень рыночной власти зависит от степени эластичности спроса, чем эластичность меньше, тем большей властью обладает фирма. В то же время фирма-монополист всегда работает в области эластичного спроса, т.к. в области низкой эластичности у монополиста нет условий для равновесия (MR < 0, MC > 0).

На основе коэффициента Лернера можно вывести правило определения цены монополиста.

L = (P – MC) / P = – 1 / EPD, P = MC / (1 + 1 / EPD).

Государственное регулирование монополии

В связи с возникновением «мертвого груза», с точки зрения общественного благосостояния, монополии должны регулироваться государством. При этом целью государственного регулирования является увеличение объема выпуска, уменьшение рыночной цены и изъятие сверхприбыли монополиста.

К основным способам регулирования монополии относятся: установление предельных цен, введение потоварного и паушального налогов.

Установление предельных цен означает, что государство устанавливает максимально допустимую цену продукции. В результате кривые спроса и предельного дохода изменяются.

После установления предельной цены Pmax часть кривой спроса лежащая выше точки А исчезает для монополиста. Его эффективная кривая спроса становится ломанной. Она состоит из горизонтального сегмента Pmax А и сегмента обычной кривой спроса, лежащей ниже точка А. Эффективная кривая предельного дохода также будет состоять из двух сегментов: горизонтального сегмента Pmax А и имеющего отрицательный наклон сегмента BF.

Установление максимальной цены целесообразно только на уровне ниже цены монополиста.

В такой ситуации монополист вынужден производить Q0 и реализовывать его по Pmax, т.к. при меньшем выпуске эффективная кривая MR лежит выше кривой MC и у монополиста есть стимул увеличивать объем выпуска до Q0, при большем объеме выпуска MR < MC и у монополиста есть стимул сокращать объем выпуска до Q0. Чтобы побудить монополиста увеличить объем производства сверх Q0, необходимо установить предельную цену на еще более низком уровне. В частности установление предельной цены на уровне Р1 может побудить монополиста довести выпуск до конкурентного уровня Q1, в этом случае фирма будет работать без чистой прибыли. Минимально возможным уровнем цен будет Р2, при более низкой цене монополист не сможет возместить затраты на производство и вынужден будет покинуть отрасль.

В целом введение предельной цены на продукцию монополиста является достаточно эффективной мерой, т.к. оно позволяет изымать сверхприбыль монополиста, и расширять объем выпуска вплоть до конкурентного уровня.

Введение потоварного налога. Потоварный налог устанавливается в расчете на единицу продукции и рассматривается монополистом как дополнительный элемент переменных затрат. Графически введение потоварного налога выражается в параллельном смещении функции МС вверх. В результате ценообразования, исходя из условия максимизации прибыли, монополист заинтересован в сокращении объема выпуска и росте цены.

В целом введение потоварного налога на продукцию монополиста неэффективно, т.к. несмотря на изъятие части сверхприбыли, потери в общественном благосостоянии увеличиваются за счет дополнительного сокращения Q.

Введение паушального налога. Величина паушального налога не зависит от объема выпуска, поэтому он является элементом постоянных затрат монополиста. В таком случае оптимальный объем и цена останутся прежними, изменится только величина чистой прибыли. Графически введение паушального налога выражается в смещении функции средних издержек.

Т.о. введение паушального налога позволяет изъять часть сверхприбыли, но не влияет на условие равновесия монополиста. Аналогичный эффект вызывает введение налога на прибыль, величина которого определяется долей прибыли.

Естественная монополия – это частный случай чистой монополии, особенность которой состоит в том, что положительный эффект масштаба исчерпывается при объеме выпуска, сопоставимом с объемом рыночного спроса. В такой ситуации минимизации уровня средних издержек можно добиться, если на рынке будет функционировать только одна фирма. А значит, существование монополии считается экономически обоснованным.

Нерегулируемая естественная монополия ведет себя как обычный монополист и максимизирует прибыль за счет ограничения объема выпуска (Q1) и завышения цены (P1). Основным способом регулирования естественной монополии является установление предельной цены.

При этом может быть установлена эффективная цена (P3), т.е. цена, соответствующая условиям конкурентного равновесия отрасли. Данная цена обеспечивает эффективное распределение ресурсов. Однако, как правило, в этом случае монополия будет работать с убытком. Это связано с тем, что естественные монополии работают в условиях высоких постоянных издержек (строительство и эксплуатация трубопровода, электрических сетей и трансформаторов) и низких предельных издержек (доставка дополнительного кубометра газа, киловатт-часа электроэнергии). В такой ситуации для предотвращения выхода фирмы из отрасли государство должно субсидировать продукцию монополиста, чтобы цена и субсидия покрывали величину средних издержек фирмы. Дотирование деформирует рыночное равновесие в других отраслях, поэтому государство может прибегать к установлению справедливой цены.

Справедливая цена (Р2) позволяет фирме работать безубыточно, она соответствует величине полных средних издержек. Введение справедливой цены не требует выплаты дотации, но сохраняет потери в эффективности. Принятие решения относительно предельной цены на продукцию естественного монополиста осуществляется на основе анализа общественных потерь.

Ценовая дискриминация – метод формирования цены на продукцию, который позволяет дополнительно перераспределить излишки потребителей в пользу монополиста. Она означает установление продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или различным покупателям.

Понятие ценовая дискриминация было введено в экономическую теорию в первой трети ХХ в. Альфредом Пигу. Им же было предложено различать три степени дискриминации.

1. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда каждая единица товара продается по ее цене спроса, т.е. цены для всех покупателей различны. В результате кривые MR и МС будут совпадать и максимизирующий прибыль монополист установит объем выпуска соответствующий рынку совершенной конкуренции, при этом не возникает потерь в общественном благосостоянии, однако монополист изымает весь излишек потребителя.

2. Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цены продукции одинаковы для всех покупателей, но различаются в зависимости от объема покупки (скидки на объем поставки, кумулятивные (накопительные) скидки, ценовая дискриминация во времени (кино с утра и т.д.), взимание абонентской платы в сочетании с пропорциональной платой количества товара). В этом случае потребители осуществляют самоотбор и встраиваются в структуру цен, предложенную продавцом. Возникает «блочная система цен», она позволяет производитель перераспределить часть излишков потребителей в свою пользу.

3. Ценовая дискриминация третьей степени заключается в разделении покупателей на группы в соответствии с готовностью платить или эластичностью спроса. При этом на рынке образуются сегменты с различными эластичностями спроса и конфигурациями кривых MR, это означает, что при одинаковом уровне МС на сегментах буде установлена различная цена. Проведение ценовой дискриминации третьей степени, так же позволяет перераспределить излишки и повысить прибыль монополиста.

 

4. Олигополия

Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: корпоративность и некопоративность.

Корпоративное поведение, когда фирмы совместно решают вопросы о цене товара, объемах производства, рынках сбыта (картель, лидерство в ценах).

Некорпоративное поведение, когда каждая фирма самостоятельно решает проблему определения цены, объемов производства, рынков сбыта (модель ломаной кривой спроса, модель Курно, олигополия с точки зрения теории игр).

Картель – это юридически оформленное объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.

Образование картеля требует выработки совместной стратегии по поводу цен, объемов производства, рынков сбыта, установления квот для каждого участника и создания механизма контроля за выполнением принятых решений. Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем обязательного снижения объема продаж. В результате у каждого участника возникает соблазн получить двойной выигрыш: продать свою продукцию по картельной цене, но с превышением низких картельных квот. Если подобного рода поведение станет всеобщим, то картель распадется. В силу ряда факторов это – неустойчивое объединение (различные издержки производства продукции у фирмы, создание контркартелей и др.).

Лидерство в ценах основано на неявном, тайном сговоре, когда «господствующая» фирма обычно наиболее крупная или наиболее эффективная в отрасли меняет цену, а все другие фирмы («аутсайдеры») следуют этому изменению. Алгоритм установления цены на рынке выглядит следующим образом: 1) фирма лидер определяет границы рыночного спроса (D); 2) определяется объем предложения фирм аутсайдеров при различных уровнях цен; 3) фирма лидер определяет объем спроса на свою продукцию (DL), как разницу между величиной рыночного спроса и предложения фирм аутсайдеров; 4) фирма лидер устанавливает монопольную цену на своем сегменте спроса (Р); 5) аутсайдеры принимают цену лидера и определяют свои объемы выпуска (Q2 – Q1).

Если аутсайдеры не последуют за лидером и установят более низкие цены, то они отберут у лидера часть рынка.

 

Модель ломаной кривой спроса рассматривает ситуацию в отрасли, где фирмы не сотрудничают. Модель строится на предположении, что фирмы никогда не поддерживают повышения цены, но всегда следуют за фирмой, которая понижает цену. В таком случае каждая фирма будет работать со спросом, который имеет излом в точке действующей цены. Данная кривая спроса образуется из двух кривых: первая характеризует менее эластичный спрос, который существует в случае когда фирмы следуют за инициатором и понижают цены; вторая характеризует более эластичный спрос, который существует в случае, когда фирмы не поддерживают рост цены.

В случае ломаной кривой спроса кривая предельного дохода имеет разрыв, который обусловлен изменением эластичности.

Если предельные издержки меняются в пределах разрыва предельного дохода, то с точки зрения максимизации прибыли фирме нет смысла менять сложившиеся параметры равновесия. Изменения цены и объема выпуска происходят только в том случае, когда предельные издержки оказываются выше уровня МС1 или ниже уровня МС2.

Таким образом, модель ломаной кривой спроса объясняет возможные причины устойчивости цен на олигополистических рынках.

Модель дуополии Курно рассматривает отрасль, в которой взаимодействуют две примерно равные фирмы, не согласующие цены и объемы предложения.

В моделе предполагается, что каждая фирма устанавливает объем выпуска и цену, ориентируясь на решение другой фирмы, но при этом считает, что другая фирма менять своих решений не будет. На основе условия максимизации прибыли можно построить кривые реакции – комбинации объемов выпуска дуополистов, при которых фирмы максимизируют прибыль. Алгебраически кривые реакции выражаются следующим образом.

Рыночный спрос задается уравнением:

Рассмотрим функции прибылей дуополистов:

Графически кривые реакции представляют собой убывающие функции.

В условиях равновесия фирмы устанавливают объем и цену соответствующие точке пересечения кривых реакции. Математически объемы выпуска можно рассчитать, решив системой уравнения кривых реакций.

Если в начальной ситуации устанавливается другой объем, то, реагируя на решения друг друга, фирмы придут к равновесной ситуации. Данное равновесие носит имя Джона Нэша (1994). Это означает, что каждое предприятие придерживается стратегии, являющейся лучшим ответом на стратегии, которым следуют другие предприятия, а значит ни одно предприятие не заинтересовано в изменении сложившейся ситуации в одностороннем порядке.

Равновесие в моделе Курно будет соответствовать объему выпуска превышающим объем рынка чистой монополии, но ниже уровня совершенно конкурентной отрасли. Если бы фирмы действовали в рамках картеля, то их объемы выпуска принадлежали кривой контрактов.

 
PЕ
«Дилемма заключенного». Данная модель предполагает, что фирмы, действующие в отрасли, знают о возможных результатах своих действий, но не имеют информации о том, как поступят их конкуренты, при этом результаты для фирмы зависят от собственного решения и выбора конкурентов. Рассмотрим это на примере.

По подозрению в совершении серии хищений поймали двух воров. Перед каждым дилемма: признаваться в (недоказанных) кражах или нет. Если признается только один из воров, он получает год, а его нераскаявшийся товарищ – 10 лет. Если оба признаются, получают по 6 лет; если оба не признаются – по 3 года. Заключенные сидят в разных камерах и не могут договорится друг с другом. Перед нами некооперативная игра. Характерной чертой этой игры является то, что оба заключенных примут решение признаться в краже.

1заключенный   2 заключенный
Признался Не признался
Не признался    
Не признался    

5. Монополистическая конкуренция

В условиях монополистической конкуренции кривая спроса для фирмы не совпадает с кривой отраслевого спроса, но и не является горизонтальной, как при совершенной конкуренции. Наклон кривой менее крутой, чем у монопольной фирмы, но имеет положительный наклон, так как фирма на рынке монополистической конкуренции обладает некоторой монопольной властью. Эластичность спроса по цене в условиях монополистической конкуренции связана с наличием на рынке других фирм, товаров-заменителей.

В краткосрочном периоде максимизирующий прибыль объем производства Q находится на пересечении кривых MR и MC. Так как цена Р превышает АТС фирма зарабатывает прибыль PF. В долгосрочном периоде данная прибыль будет стимулировать вступление на рынок других фирм. По мере выпуска ими новых товаров данная фирма будет терять свою долю реализации на рынке и ее кривая спроса будет смещаться вниз. В долгосрочном периоде цена равна средним издержкам, фирма покрывает издержки, но экономическая прибыль равна нулю.

Сравнивая монополистическую конкуренцию с совершенной, можно сделать вывод, что монополистическая конкуренция экономически неэффективный механизм, так как:

1) в отличие от цен на совершенно конкурентном рынке равновесная цена рынка монополистической конкуренции превышает МС. Возникают чистые потери общества от монополистической конкуренции;

2) фирмы на рынке монополистической конкуренции имеют резервные производственные мощности, неполностью их используют.

Но на большинстве рынков монополистической конкуренции монопольная власть невелика. Следовательно, любые чистые убытки от монопольной власти будут также невелики. Неэффективность рыночного механизма компенсируется за счет важного преимущества – широкого ассортимента товаров.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Права и обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов | Тема 5 Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.051 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал