Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профсоюзные и иные органы как субъекты трудового права






Статья 30 Конституции РФ предусматривает: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональ­ные союзы для защиты своих интересов». Такое право закреплено международным законодательством лишь с 1966 года. Оно являет­ся одним из важнейших прав человека, признанных Международ­ным пактом о гражданских и политических правах (ООН, 1966 г.), который в п. 1 ст. 22 провозглашает, что «каждый имеет право на свободу ассоциации с другими, включая й^аво создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов».

Международно-правовые начала свободы деятельности проф­союзов в сфере труда заложили две Конвенции МОТ: № 87 1948 года «О свободе ассоциации и защите права на организа­цию» и № 98 1949 года «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров». Затем МОТ приняла еще ряд кон­венций и рекомендаций о свободе деятельности профсоюзов тру­дящихся в сфере труда.

Профсоюзы — наиболее массовая организация трудящихся, соз­данная для защиты их социально-экономических и трудовых прав и интересов. Уже первый Кодекс законов о труде России 1918 года профсоюзы признал субъектами трудового права и закрепил их права в сфере труда. Кодекс 1922 года эти права значительно рас­ширил. В 1930 году профсоюзам были переданы функции ликвиди­рованного Наркомтруда СССР по руководству государственным социальным страхованием и его фондом, а также правовая и техни­ческая инспекции с их функциями государственного надзора и кон­троля за трудовым законодательством и охраной труда. Ныне эти функции российское государство обратно приняло на себя, оставив за профсоюзами лишь участие в них.

Кодекс законов о труде 1971 года предусматривал права проф­союзов в отдельной гл. XV, которая в 1992 году значительно была изменена по 5 из 10 имевшихся в ней статей. Статья 230 КЗоТ, ра­нее перечислявшая основные права профкома организации, стала отсылочной. В ней указывалось, что права соответствующего вы­борного профсоюзного органа на производстве и гарантии его дея­тельности определяются законодательством, уставом производства, коллективными договорами и соглашениями.

Трудовой кодекс РФ еще больше сократил права профсоюзов, особенно профсоюзных органов организаций. Их согласительные права заменены лишь мнением профсоюзного органа, не обяза­тельным для работодателя. В каждом из институтом трудового права в Кодексе есть статья, предусматривающая определенное (хотя и ограниченное) участие профсоюзного органа в правопри­менительных действиях администрации путем дачи согласия или изложения своего мнения на конкретные правоприменительные

действия администрации. Таких статей в Кодексе около двух де­сятков. Кроме того, ряд законов (о коллективных договорах и со­глашениях, о занятости, об основах охраны труда и др.) также предусматривают отдельные права профсоюзов и их органов.

Основные права профсоюзов в сфере трудового права и их трудо-правовой статус определены также Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.' О нем будет подробно сказано в следующей главе Учебника.

Субъектом трудового права является не сама эта массовая организация работников, а ее органы на всех уровнях, начиная с низового — профсоюзного органа организации и закакнчивая федеральным — Советом Федерации независимых профсоюзов (СФНП) или другим федеральным профсоюзным органом.

Профсоюзы действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государственных органах. Их органы регистрируются лишь как юридические лица.

Государственные органы, организации обязаны всемерно со­действовать профсоюзам в их деятельности. Эта обязанность возлагается на работодателя и его администрацию. Так, по Зако­ну о профсоюзах они обязаны предоставлять профсоюзному ор­гану организации помещения, транспортные средства, средства связи и т. д., а также отчислять ему денежные средства на куль­турно-массовую и физкультурную работу.

Профсоюзы представляют интересы своих членов. Но теперь (по новому Кодексу) профсоюзы не могут участвовать в организа­ции и управлении производством. Однако через них работники могут осуществлять свое право на участие в управлении организа­циями, поскольку ст. 52 и 53 ТК, закрепляя это право, указывает, что оно осуществляется через представительные органы, а ими яв­ляются в первую очередь профессиональные союзы и иные орга­ны, уполномоченные коллективом вносить предложения по улуч­шению работы организации, а также по вопросам социально-куль­турного и бытового обслуживания. Работодатель обязан создавать условия для осуществления этого права работников.

Коллективным договором и социально-партнерским соглаше­нием может быть предусмотрена более широкая компетенция дея­тельности профсоюзного органа в управлении организацией или в вопросах труда и быта, чем указано в законодательстве. Проф­союзам их деятельность в организации обеспечивается админист­рацией работодателя.

Выборному органу профсоюзов передаются в бесплатное поль­зование здания, помещения, сооружения, сады и парки для куль­турно-просветительной, оздоровительной, физкультурной и спор­тивной работы среди работников данной организации и членов ее

СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 148.

JJ

семей, в том числе и арендованные организацией. Их содержание и ремонт производятся за счет организации.

Профсоюзы как субъекты трудового права участвуют в уста­новлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их орга­нов, начиная с профсоюзного органа организации, участвующего в создании локальных норм трудового законодательства, и в пер­вую очередь по коллективному договору, и до высших федераль­ных профсоюзных органов по социально-партнерским соглашени­ям. Таким образом, профсоюзы являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда, т. е. при создании норм трудового законодательства об*установлении условий труда, их защите, при их применении по многим вопро­сам, при профсоюзном контроле за соблюдением трудового за­конодательства. При этом во взаимоотношениях с работодателя­ми они имеют права, а обязанности по содействию их осуществле­нию лежат на работодателе. О правовом статусе профсоюзов и их конкретных правах см. гл. 5 Учебника.

Субъектами трудового права являются также Федеральная инспекция труда и специализированные государственные ин­спекции надзора, осуществляющие надзор за соблюдением зако­нодательства о труде и правил по охране труда. Трудовой ко­декс (гл. 57) закрепил их права и обязанности, отнес к ним сле­дующие органы надзора с их территориальными учреждениями:

1) Федеральная инспекция труда. Она осуществляет надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории Российской Федерации. Эта ин­спекция образована в 1998 году в соответствии с ратифициро­ванной Россией Конвенцией МОТ №81 (1947 г.) «Об инспек­ции труда». Правовой статус федеральной инспекции труда оп­ределен гл. 57 (ст. 350—365) ТК и Положением о ней, принятом в 2000 году1. Ее деятельностью руководит Главный государствен­ный инспектор труда РФ, назначаемый на эту должность и ос­вобождаемый от нее Правительством РФ. Он является замести­телем Министра труда и социального развития РФ.

Вся деятельность органов федеральной инспекции труда и их должностных лиц осуществляется на основе гуманных принципов: уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и граж­данина, а также законности, объективности, гласности и независи­мости. Полномочия государственных инспекторов — органов феде­ральной инспекции труда РФ прямо закреплены в Кодексе в ст. 357 (их права) и в ст. 358 (их обязанности);

См. постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о фе­деральной инспекции труда» от 28 января 2000 г. // СЗ РФ 2000 № 6. Ст. 760, а также «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательст­ва Российской Федерации о труде и охране труда» от 9 сентября 1999 г // СЗ рФ. 1999. №38 Ст 4546.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал