Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законодательство о правах и гарантиях деятельности профсоюзов. Понятие профсоюзов
Первые профессиональные союзы (тред-юнионы — trade-union) были созданы в конце XVIII в. в Англии в целях защиты профессиональных интересов своих членов. Их появление вызвало сильное сопротивление со стороны не только предпринимателей, но и государства. Для подавления профсоюзного движения применялось антирабочее законодательство, вводилась уголовная ответственность для организаторов профсоюзов. Так, по английским законам о сообществах (1799 и 1800 гг.) объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор. Во Франции в 1791 году для подавления профсоюзов был принят Закон Ле Шапелье. Профсоюзы впервые начали рассматриваться как «преступный заговор» еще в прецедентном судебном общем праве (common law). И, основываясь на имевшем место ранее прецеденте, суды Англии запрещали деятельность профсоюзов. Рабочее движение вынудило государство отменить уголовное преследование организации профсоюзов и забастовок. Это произошло в Англии в 1824 и 1825 гг., во Франции —в 1864 году, в Италии —в 1896 году. Под давлением рабочего движения впервые профсоюзы были признаны английским Законом о профсоюзах от 29 июня 1871 г., который дал определение профсоюзов и разделил их на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные (незаконные). Зарегистрированные профсоюзы получили по данному закону некоторые права (права собственности, право иметь льготы по налогам и др.). Этот закон продолжает действовать до сих пор. В 1868 году был создан Британский конгресс тред-юнионов, объединивший разрозненные профсоюзы. Основной функцией профсоюзов во всех странах, в том числе и в России, является их защитная функция, направленная на защиту социально-экономических интересов своих членов. Например, в ряде стран профсоюзы в отдельных случаях добиваются образования так называемого закрытого цеха, т. е. оговаривают условие, по которому на это производство принимают только членов данного профсоюза. С образованием Международной организации труда (МОТ) и развитием международно-правового регулирования труда появились конвенции и рекомендации МОТ по созданию и признанию профсоюзов государствами — членами МОТ. Так, Конвенция МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» 1948 года, Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» 1981 года и дополнившая ее одноименная Рекомендация № 163 предусматривают принятие мер для создания и развития свободных и независимых профсоюзов трудящихся и их признание. Конвенция МОТ № 87 предусматривает право трудящихся создавать по своему выбору организации, а также право вступать в такие организации для выражения и защиты своих интересов. Такое же право имеют и предприниматели. В России уже первый Кодекс законов о труде 1918 года закрепил права профсоюзов. В Кодексе РСФСР 1922 года была глава о профсоюзах, значительно расширившая их праш. В Кодексе 1971 года профсоюзам была посвящена специальная гл. XV, в которой было закреплено право работников на объединение в профсоюзы (ст. 225), права профсоюзов (ст. 226), их полномочия по контролю за соблюдением трудового законодательства и жилищ-но-бытовым обслуживанием работников (ст. 231) и ряд гарантий их прав и деятельности. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.1 действует ныне в той части, которая не противоречит Трудовому кодексу. Права профсоюзов по обеспечению занятости и трудоустройства предусмотрены в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями (ст. 21)2, а их права по охране труда закреплены также в Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г.3 (ст. 25). Статья 30 Конституции РФ предусматривает «право создавать профсоюзы для защиты своих интересов». Она гарантирует свободу деятельности общественных объединений, в том числе и профсоюзов. Все закрепленные в указанных актах права профсоюзов определяют их правовое положение (правовой статус). Федеральные законы дополняются законами субъектов Федерации по вопросам прав профсоюзов. Давая их общую характеристику, надо отметить, что Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» состоит из шести глав, объединяющих 33 статьи: гл. I «Общие положения» (ст. 1 — Ю); гл. II «Основные права профсоюзов» (ст. 11—23); гл. III «Гарантии прав профсоюзов» (ст. 24—28); гл. IV «Защита прав профсоюзов» (ст. 29, 30); гл. V «Ответственность профсою- 1 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148. 2 Ведомости РСФСР. 1991. №18. Ст. 565; СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 148; 1998. №30. Ст. 363; 1999. №18. Ст. 2211; №29. Ст. 3696; №47. Ст. 5613; 2003. №2 Ст. 160. 3СЗ РФ, 1999. №29. Ст. 3702. ( 31V i" n- ^* «Заключительные положения» (ст. 32—33). Закон установи: -71 пРавовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии де^тельности- Он регулирует отношения профсоюзов с органами госуДаРственной власти> местного самоуправления, ра-б о елями Ях объединениями (союзами, ассоциациями), юридическими лш*ами и гражданами. В ст. 2 закреплено легальное понятие поо6£ °юзов: «Профсоюз - добровольное общественное бъе инение ^раждан, связанных общими производственными, прО(Ьессиональ^ьШИ интеРесами по Р°ДУ их деятельности, создаваемое в целя^ представительства и защиты их социально-трудовых ппав и ^нтересов». Все профсоюзы имеют равные права. Они независи^ь1 в своей Деятельности от органов власти, местного самоуправления- работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединении. Законодате/1ЬСТВО субъектов Российской Федерации не может г, ™*™.™..-™, права профсоюзов и гарантии их деятельности, О1 РаНИЧИоа I b *, предусмотренное федеральными законами УставьГ ппс'Фсоюзов и их объединении (ассоциации), положения о первич! *ых профорганизациях утверждают сами профсою-ы Эти акты предусматривают цели и задачи профсоюза, его гттп, -™™/ TmVrwe вопросы деятельности профсоюза, его объеди-жний В ново^ Трудовом кодексе в отличие от КЗоТ 1971 года нет самостоят< -'льной главы о правах профсоюзов. Эти права со-лрп-ж-ятга гяяиным образом в четырех главах Кодекса: по пред-? т^тРпьгкой функции профсоюзов - гл. 3, 4 и 8 о социальном паотнеостве в сфере труда (ст. 23-55 ТК) и по защитной функ-т.мм пппгЪгото job - гл. 58 «Защита трудовых прав работников пРО(ЬессионалТ'ньши союзами» (ст. 370-378). Есть отдельные статьи о правах профсоюзов в гл 13 «Прекращение трудового договора» (ст. 82> «гл' 25 < ст- 17*> И ДР" _ Г пжянт4е и объем прав профсоюзов в Трудовом кодексе по гпявнению с КЗоТ значительно сокращены. Так, почти все права согласйтельного хаРактеРа по КЗоТ Уменьшены в объеме до запроса и^ мнения, не обязательного для работодателя. п двоспос.обность профсоюзов, их объединений, первичной профсоюзной организации возникает как правоспособность юри-лического лица с момента их государственной (уведомительной регистр;»1*1™ в Минюсте России или его территориальном орг не Но oi< H впРаве не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица. Профсоюз131 СТРОЯТСЯ по производственно-территориальному 0ни могут создавать свои объединения (ассоциа-принципу. ^^ggQj^y^ территориальному или иному признаку, учитывающему профессиональную специфику. Различаются их объединения и °Рганы: общероссийские, межрегиональные, территориальный (Республик, областей, городов, районов) профсо- J юзного первичного органа. Все эти органы могут быть представителями работников при соответствующих коллективных переговорах и заключении социально-партнерских соглашений. Статья 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» раскрывает понятия терминов: «первичная профорганизация», «общероссийский профсоюз», «общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов», «межрегиональный профсоюз», «межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов», «территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов» «территориальная организация профсоюза», «профсоюзный орган» и «профсоюзный представитель». Профсоюзный представитель — это профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением соответствующего профсоюзного органа. Профсоюзные представители имеют по закону определенные представительские права. Они вправе: беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены его профсоюза для реализации профсоюзных задач и прав; участвовать в работе различных представительных органов работников; непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза. Профсоюзы со своими членами имеют не правовые, а общественно-профсоюзные отношения в соответствии с их уставом. Взаимоотношения между различными органами профсоюзов также регулируются их уставами и другими актами профсоюзов. Все это не правовые, а внутрипрофсоюзные отношения. Но отношения профсоюзов с другими органами и в первую очередь с работодателями, их администрацией по вопросам труда, социально-экономическим вопросам регулируются трудовым правом на всех уровнях социально-партнерских отношений. Здесь профсоюзы выступают и как представители работников, и как органы, наделенные определенными правами по защите интересов трудящихся. Эти отношения профсоюзов (как указывалось в гл. 1 учебника) являются по их характеру организационно-управленческими. Основными направлениями деятельности профсоюзов являются функции представительства работников, и ее они осуществляют на всех уровнях своих органов, и защитная — по защите социально-трудовых прав и интересов работников и повышению их уровня. В числе основных прав профсоюзов, закрепленных Законом ° них, есть и право на участие в правовом регулировании труда (в нормотворчестве, правоприменении, профилактике от трудовых правонарушений). Защитная функция профсоюзов — целенаправленная правовая деятельность (т. е. на правовой основе) по защите трудовых прав и законных интересов работников, охране их от нарушений, по восстановлению нарушенных прав, по установлению более высокого уровня условий труда и быта трудящихся. Эта функция профсоюзов проявляется ими в соответствии с законодательством на всех этапах правового регулирования: при создании норм трудового права, при их применении и охране от нарушений, при восстановлении нарушенных прав и привлечении к ответственности должностных лиц — нарушителей. Она также направлена и на защиту прав профсоюзов от нарушений, так как, лишь имея права, профсоюз может защищать социально-трудовые права и интересы работников. Но, кроме двух указанных основных функций, профсоюзы осуществляют и другие функции: по воспитанию своих членов, участвуют в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления. Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также системы коллективных договоров, социально-партнерских соглашений на всех уровнях вплоть до федерального. Профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией (предприятием, учреждением, организацией независимо от форм собственности и подчиненности). Как подчеркнул Президент России В. В. Путин, «В новых условиях профсоюзы не должны «тянуть» на себя государственные функции в социальной сфере»'. И мы видим, что государство обратно взяло у них свои функции по управлению социальным страхованием и по надзору за трудовым законодательством, за охраной труда.
|