Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда возник в России в виде фабричной инспекции еще во второй половине XIX в. Формирование системы государственного контроля фабричной инспекцией за исполнением фабрикантами действующего тогда небольшого трудового законодательства оказалось весьма сложной задачей для российского общества1. Устав о промышленном труде 1913 года содержал целый разд. 3 «О фабричной инспекции» (ст. 30—41). Фабричные инспекторы были первыми в истории России государственными защитниками рабочих от хозяйского произвола фабрикантов. Все три Кодекса законов о труде России имели самостоятельные главы по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства, который осуществляли не только государство в лице своих специализированных инспекций, прокуратуры, но и профсоюзы, так как им было передано это право государством при ликвидации в 1933 году Наркомата труда. Ныне государство от профсоюзов это право надзора вернуло 1 См.: Хохлов Е. Б. Очерки истории правового регулирования труда в России. Часть 1. СПб., 2000. С. 31. себе, создав Гострудинспекцию с ее органами на местах, которая находится в структуре Минтруда России. За профсоюзами сохранился общественный профсоюзный контроль в этой области. Наша страна ратифицировала Конвенцию МОТ № 81 (1947 г.) об инспекции труда и Протокол к ней 1995 года1 и в соответствии с ними обязалась иметь государственную инспекцию труда, обеспечивающую соблюдение трудового законодательства и охраны труда на всех производствах Российской Федерации. В этих целях была образована Гострудинспекция с ее органами на местах. Трудовой кодекс предусматривает в гл. 56 систему государственных инспекций по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. Эта система состоит из следующих федеральных надзорных органов и их органов на местах: 1) Федеральная инспекция труда; ' 2) Госгорпромтехнадзор; 3) Госэнергонадзор; 4) Госсанэпиднадзор; 5) Госатомнадзор. Все эти государственные инспекции надзора действуют на основании принятых постановлениями Правительства или указами Президента РФ положений о каждой из этих инспекций. Инспектора государственных инспекций при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Функции государственного надзора и контроля в сфере труда осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы^ власти (п. 6 ст. 20 Закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации»), органы местного самоуправления2, а также прокуратура РФ и ее органы на местах при реализации ими общего надзора за соблюдением законодательства. Согласно Конвенции МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.) каждый член МОТ, присоединившийся к ней, обязан иметь систему инспекций труда на промышленных предприятиях. В России еще до подписа- 1 См.: Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1698 р См.: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления //СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506. ния этой Конвенции была создана система органов по инспекции труда, и она непрерывно совершенствуется.
|