Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка концепции проекта. Сущность проектного анализа






 

Разработка концепции проекта является одной из основных целей начальной фазы проекта и включает следующие этапы:

1) формирование инвестиционного замысла (идеи) проекта;

2) предварительная проработка целей, задач и результатов проекта («определение проекта»);

3) предварительный анализ осуществимости проекта;

4) подготовка декларации (ходатайства) о намерениях.

Основными причинами появления проектов являются: неудовлетворенный спрос на продукцию проекта; избыточные ресурсы; инициатива предпринимателей; условия конкуренции; интересы инвесторов; изменения социальной, экономической и политической обстановки.

После формирования определенного числа альтернативных идей проекта производится их предварительная экспертиза с целью исключения из дальнейшего рассмотрения заведомо неприемлемых идей. Общими причинами отклонения различных идей проекта могут быть:

1) недостаточный спрос на продукцию проекта или отсутствие ее реальных преимуществ перед аналогичными видами продукции;

2) чрезмерно высокая стоимость проекта;

3) отсутствие необходимых гарантий (например, финансовых) со стороны заказчика проекта или правительства;

4) чрезмерный риск выполнения проекта;

5) высокая стоимость сырья.

В процессе формирования инвестиционного замысла проекта должны быть получены ответы на следующие вопросы:

1) цель и объект инвестирования;

2) место (или район) размещения;

3) назначение, мощность и основные характеристики объекта инвестирования;

4) характеристика продукции и объем выпуска;

5) срок окупаемости проекта;

6) доходность проекта;

7) предполагаемые источники и схема финансирования.

В процессе определения проекта должны быть четко сформулированы его цели, задачи и результаты. Это является необходимым условием формирования основных характеристик (показателей, критериев) отбора проекта.

К числу таких критериев можно отнести:

1) наличие альтернативных вариантов данного проекта;

2) спрос на продукцию проекта;

3) продолжительность выполнения проекта, в том числе - его инвестиционной фазы;

4) уровень текущих и прогнозных цен на продукцию проекта (связан со спросом);

5) стоимость проекта;

6) перспективы экспорта продукции проекта;

7) приемлемость проекта в социальном аспекте для его пользователей;

8) инвестиционный климат в районе реализации проекта;

9) экологическая защищенность проекта и другое.

Формирование инвестиционного замысла, а также целей, задач и результатов проекта производятся посредством комплексного проектного анализа. Его основная цель – это определение результатов (или ценности) проекта. При этом анализируются ситуации «с проектом» и «без проекта» и сопоставляются выгоды и затраты в том и другом случае, т.е:

Р(Ц)= SВ - SЗ, (4.1)

где Р(Ц) – результаты (ценность) проекта;

SВ – сумма выгод от осуществления проекта;

SЗ – сумма затрат в процессе его реализации.

Различают следующие виды проектного анализа: технический, коммерческий, экологический, организационный, социальный, экономический

В рамках технического анализа применительно к инвестиционным проектам изучают:

1) технико - технологические альтернативы проекта;

2) варианты местоположения;

3) размер проекта;

4) сроки реализации проекта;

5) доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и других требуемых ресурсов.

Эти задачи решаются в возрастающей точностью на разных стадиях реализации проекта (разработка концепции, ТЭО, РД).

Основной задачей коммерческого анализа является оценка проекта с точки зрения конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых проектом. В общем виде эту задачу можно свести к трем подзадачам:

1) маркетинг;

2) источники и условия получения ресурсов;

3) условия производства продукции.

В результате коммерческого анализа определяется, где будет продаваться продукция и имеет ли рынок достаточную емкость для поглощения всей продукции проекта без влияния на его цену.

Задачей экологического анализа проекта является установление потенциального ущерба окружающей среде, который наносится проектом, а также определение мер, необходимых для смягчения или предотвращения этого ущерба.

Экологический анализ бывает количественный и качественный. При количественном анализе сопоставляются экологические затраты и результаты, которые иногда достаточно сложно рассчитать. Поэтому довольно часто прибегают к качественному экологическому анализу, например, анализ влияния какого-то загрязняющего вещества на человека, животных и растений. В любом случае и количественный и качественный анализ должен показать разницу между ситуациями «с проектом» и «без проекта».

Целью организационного анализа является оценка организационной, правовой, политической и административной обстановки, в рамках которой должен реализовываться и эксплуатироваться проект. Сюда также входит выработка необходимых рекомендаций в части: организационной структуры, планирования, комплектования и обучения персонала, финансовой деятельности и общей политики.

Основными задачами организационного анализа являются:

1) определение задач участников проекта применительно к действующему законодательству и подзаконным актам (т.е. инструкциям, регламентам и т.п.);

2) оценка сильных и слабых сторон участников проекта с точки зрения материально-технической базы, квалификации, необходимых структур, финансового положения;

3) оценка возможного влияния законов, политики и инструкций на судьбу проекта – особенно в части заработной платы, цен, государственной поддержки;

4) разработка мер по устранению слабых сторон участников проекта, выявленных в процессе анализа, а также мер по снижению отрицательного воздействия окружения проекта (законы, политика, инструкции).

Целью социального анализа является определение пригодности вариантов проекта для его пользователей. Проект должен пользоваться поддержкой населения и должен быть приемлем для местной культуры. В процессе социального анализа должны учитываться основные виды социальных результатов, а именно:

1)изменение количества рабочих мест в регионе;

2)изменение условий труда работников;

3) улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников, и другое.

В рамках экономического анализа производится оценка жизнеспособности и финансовой реализуемости проекта (т.е. окупаемость средств, требуемый уровень рентабельности). В результате такой оценки инвестор (или заказчик) должен быть уверен, что после завершения проекта он будет способен генерировать такие доходы, которые обеспечат окупаемость вложенных средств в приемлемые для инвестора сроки и с требуемым уровнем рентабельности. Эта задача решается в рамках «Обоснования инвестиций» по специальной методике расчета их эффективности.

Таким образом, в результате комплексного проектного анализа выявляются основные критерии приемлемости вариантов проекта.

На основе определенных критериев производится предварительный анализ осуществимости проекта. Для этой цели обычно используется экспертная оценка вариантов проекта.

Основные этапы экспертной оценки осуществимости проекта включают:

1) определение перечня факторов (или критериев), которые могут в значительной степени повлиять на успешное выполнение проекта;

2) расположение факторов в порядке убывания их приоритетности;

3) оценка весомости (или ранжировка) каждого фактора;

4) оценка вариантов проекта по каждому из факторов (или критериев оценки);

5) определение интегральной экспертной оценки значимости вариантов проекта и выбор наилучшего варианта.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал