Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмоции и духовное взаимодействие между людьми.
Вы замечали, что мы по-разному себя ощущаем и ведем рядом с другими людьми? «Изменилось настроение», — говорим мы. На самом же деле меняется не только душевный настрой, но и физиология нашего организма, которая реагирует мгновенно. Люди неосознанно воспринимают «язык» тела, мимики, голоса друг друга всеми органами чувств. Сопереживание, подражание, копирование заложено в нас на генетическом уровне. Нам не подвластно контролировать эти способности выборочно: сопереживать или подражать только тогда, когда мы этого хотим и настолько, насколько нам это нужно. Мы все, как сообщающиеся и переливающиеся сосуды, передаем свои настроение, переживания, нервные взаимосвязи. Согласитесь, что такие чувства, как гнев, страх, возмущение очень заразительны. Точно так же, как смех и улыбка. Гимнастика эмоций. Физическую гимнастику мы делаем, зная, что она тренирует наше тело. Кто-то выполняет физические упражнение сознательно и регулярно, а кто-то в процессе работы: поднимает тяжести, наклоняется, много двигается и т.д. Духовную гимнастику мы делаем невольно и хаотично каждый день: прокручиваем в голове привычные мысли, сопереживаем всему окружающему — звукам из телевизора, магнитофона, радио, красивым видам природы и т.д. Если с физической гимнастикой все просто, мы знаем, какие движения тренируют те или иные группы мышц, то с духовной тренировкой все гораздо сложнее. Духовная гимнастика вызывает соответствующие физиологические изменения. Вспоминая то или иное событие из своей жизни, мы вызываем и закрепляем в организме соответствующие тому событию физиологию и нервные взаимосвязи. Если вспоминаемое событие было радостным и сопровождалось приятными ощущениями, то это приносит пользу. А если мы обращаемся к неприятным воспоминаниям и вновь переживаем отрицательные эмоции, то в организме происходит закрепление стрессовой реакции на физическом и духовном плане. Вот такая тренировка нежелательна. СОЗИДАТЕЛЬНЫЕ состояния: доброта, радость, доверие, откровение, любовь - направлены на развитие и обеспечение правильного функционирования всех органов и систем, а также на восстановление после стрессовых ситуаций. ЗАЩИТНЫЕ состояния: гнев, страх, жадность, неприязнь, зависть, высокомерие, неудовлетворенность, презрение, злость, раздражение, ненависть, негодование, возмущение, хитрость, агрессивность - необходимы человеку для выживания в критической ситуации, должны активироваться только на короткое время, и обязательно сменяться созидательными состояниями. Если защитные процессы переходят грань необходимости, то могут человеку очень вредить.
Как показала медицинская статистика, группу риска составляют люди, живущие с обостренным чувством нехватки времени, испытывающие постоянное психическое напряжение, экспансивные, зацикленные. У этой категории инфаркты миокарда и стенокардия встречаются чаще в 3-7 раз (зависит от возраста), чем у людей, ведущих более спокойную и размеренную жизнь. Отрицательные эмоции могут спровоцировать возникновение злокачественных опухолей: наблюдения ученых и медиков показали, что зачастую больной раком, перед тем как заболеть, переносит сильное психическое потрясение. Раком может заболеть любой, но процесс активного деления злокачественных клеток возникает у тех, кто долгое время неосознанно накапливал защитные эмоции. Английские ученые К.Бенсон и Пирс доказали, что рак относится к психосоматическим заболеваниям.
Существует множество рекомендаций по восстановлению и сохранению душевного равновесия. Психологи советуют смотреть телевизор поменьше и не принимать близко к сердцу плохие новости. Сомнологи рекомендуют перед сном обязательно снимать нервное напряжение любым способом, который подходит именно вам. Начните новый день с улыбки себе и новому дню, ожидайте от этого дня только хороших событий и эмоций. Поставьте вместо привычного звонка будильника красивую мелодию и не спешите вскакивать, а посвятите несколько минут приятному ритуалу пробуждения: потягиванию, поглаживанию и массажу ушей.
Можно повесить у кровати плакат с позитивной картинкой. Это настроит вас на удачный день и поможет сохранить душевную гармонию.
Что такое отсутствие вредных привычек?
Привычка - это действие, постоянное осуществление которого стало для человека потребностью и без которого он уже не может обойтись. Вредные привычки - это привычки, которые вредят здоровью человека и мешают ему осуществлять свои цели и полностью использовать в течение жизни свои возможности. Их называют еще вредными зависимостями. Они обладают рядом особенностей, среди которых особенно следует отметить: § Употребление алкоголя, наркотиков и курение вредны, как здоровью самого подверженного им человека, так и здоровью окружающих его людей. § Вредные привычки в конечном итоге обязательно подчиняют себе все остальные действия человека, всю его деятельность. § Отличительной чертой вредных привычек является привыкание, невозможность без них прожить. § Избавиться от вредных привычек чрезвычайно трудно.
Начало приобщения к вредным привычкам, как правило, относится к подростковому возрасту. Можно выделить следующие группы основных причин приобщения молодежи к вредным привычкам: · Отсутствие внутренней дисциплины и чувства ответственности. Из-за этого молодые люди часто вступают в конфликт с теми, от кого они находятся в определенной зависимости. Но при этом они имеют достаточно высокие запросы, хотя сами не в состоянии их удовлетворить, потому что не обладают для этого ни соответствующей подготовкой, ни социальными, ни материальными возможностями. В этом случае вредные привычка становятся своеобразным бунтарством, протестом против исповедуемых взрослыми или обществом ценностей. · Отсутствие мотивации, четко определенной жизненной цели. Поэтому такие люди живут сегодняшним днем, сиюминутными удовольствиями и не заботятся о своем будущем, не задумываются о последствиях своего нездорового поведения. · Ощущение неудовлетворенности, несчастья, тревога и скука. Эта причина особенно сказывается у людей неуверенных, с низкой самооценкой, которым жизнь кажется беспросветной, а окружающие их не понимают. · Трудности общения, свойственные людям, которые не имеют прочных дружеских связей, трудно вступают в тесные отношения с родителями, учителями, окружающими, не легко подпадают под дурное влияние. Поэтому если среди ровесников есть употребляющие вредные вещества, они легке поддаются их нажиму («попробуй, и не обращай внимания на то, что это плохо»). Почувствовав под влиянием этих веществ раскрепощенность и легкость, они пытаются расширить круг знакомств и повысить свою популярность. · Экспериментирование. Когда человек слышит от окружающих о приятных ощущениях от употребление вредных веществ, он, хотя и знает об их пагубных влияниях на организм, хочет сам испытать эти ощущения. К счастью, большинство экспериментирующих этим этапом знакомства с вредными веществами и ограничивается. Но если человеку свойственны и еще какие-либо из указанных провоцирующих причин, то этот этап становится первым шагом к формированию вредных привычек. · Желание уйти от проблем, видимо, основная причина употребления вредных веществ подростками. Дело в том, что все вредные вещества вызывают торможение в ЦНС, в результате которого человек «отключается» и как бы уходит от имеющихся у него проблем. Но это не выход из создавшегося положения — проблемы не разрешаются, а усугубляются, а время уходит. Необходимо еще раз отметить особую опасность действия вредных веществ на подростков. Это связано не только с происходящими у них процессами роста и развития, а прежде всего с очень высоким содержанием в их организме половых гормонов. Как раз взаимодействие этих гормонов с вредными веществами и делает подростка чрезвычайно чувствительным к их действию. Например, взрослому, чтобы пройти путь от начинающего пить алкоголь до алкоголика, требуется от двух до пяти лет, а подростку — всего лишь от трех до шести месяцев! Конечно же, для 14-15-летнего школьника, который готовится вступить в юношеский возраст, такое следствие употребления вредных веществ особенно опасно. Все сказанное делает понятным важнейшее значение работы по профилактике вредных привычек у детей и подростков. Она оказывается эффективной при соблюдении следующих условий: § следует воспитывать и формировать здоровые жизненные потребности, создавать социально значимые мотивации поведения; § детям и родителям следует предоставлять объективную информацию о вредных привычках, их воздействии на человека и последствиях применения; § соответствующее информирование необходимо осуществлять с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; § понимание детьми сущности вредных привычек должно идти параллельно с формированием устойчиво негативного личностного отношения к психоактивным веществам и навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми, умения справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами; § учащиеся должны приобрести опыт решения своих проблем без помощи психоактивных веществ, научиться бороться с этими увлечениями близких и друзей; § прививать учащимся навыки здорового образа жизни, влиять на уровень притязаний и самооценку детей; § в борьбе с вредными привычками ребенок, родители, педагоги должны быть едины: надо помочь ребенку отказаться (или захотеть отказаться) от вредных привычках самому.
|