![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Снятие эмоционального напряжения
Поскольку эмоции и чувства не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее проявление. Снятию эмоционального напряжения способствуют: 1. Сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата; 2. Снижение значимости предстоящей деятельности, придание событию меньшей ценности или вообще переоценка значимости ситуации по типу " не очень-то и хотелось"; 3. Получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации; 4. Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, " если не поступлю в этот институт, то пойду в другой"); 5. Откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.; 6. Физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно " страсть вогнать в мышцы"); для этого нужно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения; 7. Написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение; этот способ больше подходит для людей замкнутых и скрытных; 8. Слушание музыки: музыкальной терапией занимались врачи еще в Древней Греции (Гиппократ); 9. Изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний; удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией Джемса - Ланге); 10. Активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность; 11. Мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом аутогенной тренировки и рекомендуемое для снятия тревоги. Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Больше того, эмоционально возбужденный человек может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться и даже поплакать. Действительно, учеными установлено, что вместе со слезами из организма удаляется вещество, возбуждающее центральную нервную систему. Следовательно, его удаление при плаче ведет к снижению возбуждения и эмоционального напряжения.
Тестовый контроль: 1. К функциям эмоций относятся: 1) Экспрессивная 2) Органическая 3) Побуждающая 4) Компенсаторная
2. Первая попытка классифицировать эмоции принадлежит: 1) Декарту 2) Павлову 3) Ланге 4) Харди
3. Эмоции – сложный психический процесс, включающий в себя три компонента: 1) Физиологический 2) Созидательный 3) Поведенческий 4) Психологический 4. Эмпатия – это: 1) стрессовая реакция 2) чувство вины 3) сопереживание 4) эмоциональное реагирование 5. Автором биологической теории эмоций является: 1) Гальперин 2) Анохин 3) Иванов 4) Изард
6. К нравственным чувствам относят: 1) Товарищество 2) Дружба 3) Любовь 4) Чувство прекрасного
7.Различают эмоции: ______________ характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев) _______________ сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль) 8. По интенсивности, длительности, а также по степени осознанности причин их появления эмоции называются: 1) Настроением 2) Страхом 3) Гневом 4) Аффектом
9. Страх, гнев, радость относятся к: 1) установкам 2) эмоциям 3) чувствам 4) способностям
10.__________________чувства - это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. Эти чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от простой эмоции удовольствия до чувства настоящего восторга. 11. Мышечное расслабление называется: 1) Эмпатия 2) Релаксация 3) Стресс 4) Эмоция
12. К свойствам эмоций относятся указанные, кроме: 1) нейтральности; 2) возвышенности; 3) лабильности; 4) ригидности.
13. Автором периферической теории эмоций является: 1) Джеймс 2) Фрейд 3) Ланге 4) Харди 14._____________- быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением.
15.Переживания отношений к предметам и явлениям – это: 1) эмоции 2) установки 3) действия 4) комплексы 5) акцентуации
16.Воздействие на эмоциональную, бессознательную сферу психики учащихся нередко помимо, а иногда и против их воли убеждение: 1) внушение 2) поощрение 3) похвала 4) акцент на достоинствах 5) психическими травмами 17. Автор информационной теории эмоций: 1) Рейковский; 2) Изард; 3) Симонов; 4) Шлозберг. 18.Эмоции представлены в психике человека в виде четырех основных феноменов: 1) эмоциональные реакции,, 2)эмоциональные состояния, 3) эмоциональные свойства. 4) чувства 5)психогенные расстройства 19. Эмоции: 1)не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, 2) в них отражается субъективная значимость объекта для человека. 3)взаимодействие с окружающими, 4) следствия конфликта.
20.Собственно эмоции это: 1) Более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. 2)Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления. 3)Результат хронических заболеваний. 4)Воздействие на эмоциональную, бессознательную сферу психики.
Ответы:
|