![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема занятия №4. Психология личности.
Место проведения: учебная аудитория Цель: Рассмотреть основные психологические теории личности отечественных и зарубежных авторов и их классификации: теории в рамках модели конфликта, модели самореализации, модели согласованности, а также теории личности. Психологические категории – темперамент, эмоции, мотивация, воля, способности и характер человека, необходимость и способы их учета в профессиональной деятельности врача. Студент должен знать: 1. Определение понятия «личность», «индивид», «индивидуальность». 2. Теории личности в работах отечественных и зарубежных авторов. 3. " Я" - концепцию и мотивацию личности. 4. Темперамент и характер личности. Акцентуации характера. 5. Личность специалиста в медицинской области (врач, медицинская сестра, администраторы и персонал структурных подразделений ЛПУ) Студент должен уметь: 1. Определять темперамент личности. 2. Определять и выявлять типы и акцентуации характера при помощи методики К.Леонгарда, Х.Шмишека. Темы проектов, рефератов: 1. Теории личности отечественных авторов. 2. Теории личности зарубежных авторов. 3. Культурно-историческое понимание развития человека. 4. Формирование характера личности. 5. Направленность личности. 6. Связь типа личности с профессиональной деятельностью. Рекомендуемая литература Основная литература: 1. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. М.: ГЭОТАР – Медия, 2010 2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. Учебн. для вузов. М.-2008г. 3. Психология. (Лекции для студентов медицинских вузов), Творогова Н. Д.- Москва ГОУ ВУНМЦ РФ, 2002 г.
Дополнительная литература: 1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл: Академия, 2007 2. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. 3. Клиническая психология/Под ред.Б. Д. Карвасарского. Питер, 2002. 4. Основы общей психологии. Рубинштейн С. Л.- СПб., 1998 г. 5. Психология в медицине, Абрамова Г. С., Юдчиц Ю. А.- М.: Кафедра –М, 1998 г. 6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер-Пресс, 1997. 7. Практикум по общей, эксперементальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие. Крылов А. А., Маничев С. А.- СПб.: Питер, 2000 г. Исходный контроль уровня знаний:
Основные вопросы темы:
Итоговый контроль уровня знаний: 1. Дайте определение понятий индивида, личности и индивидуальности. 2. Перечислите отечественных авторов рассматривающих вопросы структуры личности? 3. Перечислите зарубежных авторов рассматривающих вопросы структуры личности? 4. Дайте определение потребности, мотива и цели. Как они соотносятся между собой? 5. Склонности являются предпосылкой развития способностей. Всегда ли склонности совпадают с наличием соответствующих способностей? 6. Дайте определение направленности личности как личностной поструктуры. 7. Дайте определение " Я" - концепции. Как соотносятся " Я" - концепция с самооценкой? Каковы главные функции " Я"? 8. Какие классы потребностей описываются в " пирамиде потребностей" А. Маслоу? Как соотносятся здесь первичные и вторичные потребности? 9. Дайте определение темпераменту. Что собой представляет тип темперамента? 10. Как взаимодействуют темперамент, деятельность и общение? Каково соотношение темперамента и личности? 11. Дайте определение характера. Как взаимодействуют характер и темперамент? 12. Каково соотношение личности и характера? Что входит в структуру характера? Что собой представляет гармоничный характер? 13. Какие существуют типологии характеров? 14. Что собой представляют акцентуальные теории характера? Какие личностно-характерологические типологии предложены в их рамках? Содержательная часть: Проблемой личности занимается целый ряд наук: философские, общественно-исторические, юридические, педагогические, а также психология и патопсихология. Однако до настоящего времени в учении о личности нет единства, поэтому существуют немалые сложности в используемом понятийном аппарате. Человек, являясь организмом и личностью, представляет собой сложнейший интегративный результат биологического развития материи и процесса общественного развития. Чтобы научно описать человека, в психологии используется ряд понятий, которые представляют человека с разных сторон. Кроме самого понятия " личность", сюда относятся понятия " индивид" и " индивидуальность". Индивид (от лат. individuum — неделимое) — это психосоматическая организация личности, делающая его представителем человеческого рода. Индивидом мы называем человека, когда говорим о нем как о биологическом существе вида " человек разумный". Индивид — отдельный человек, особь, принадлежащая к человеческому роду. Поэтому мы можем назвать индивидом любого человека — новорожденного, ребенка, взрослого или старца. Человек появляется на свет исключительно как индивид. Социальные условия (воспитание, обучение и др.), конечно, способствуют развитию в индивиде как общечеловеческих свойств и способностей, так и индивидуальных качеств, т.е. индивид не воспроизводится стереотипно по некоторому образцу. Его врожденные, индивидуально-генетические особенности и приобретаемые под влиянием условий воспитания и других внешних воздействий индивидуальные качества делают индивида отличным от других людей, однако наиболее общей характеристикой индивида является целостность его психофизиологической организации, что определяет устойчивость во взаимодействии с окружающим миром и активность. Личность — это особое системное социальное качество индивида, которое он приобретает в процессе возрастного развития при взаимодействии со своим социальным окружением. Младенец как индивид имеет лишь врожденные задатки для становления его как личности. Эти природные предпосылки развиваются только в том случае, если индивид " втянут" в общение и совместную деятельность с другими людьми. Опыт изучения детей, воспитанных животными, свидетельствует об исключительной сложности осуществления этой задачи. В личности прежде всего мы обнаруживаем социальные качества человека. Развитие человека в обществе и формирует его как личность. Таким образом, понятия " индивид" и " личность" не тождественны. Индивид — это та реальность, которая заключена в границах тела человека, в то время как личность — образование, не только выходящее за пределы этого тела, но и формирующееся во внешнем пространстве социальных отношений. Индивидуальность — это понятие отражает только те особенности психики и личности индивида, которые присущи только данному человеку. Тем самым эти особенности отличают одного человека от другого. Сюда относятся как индивидуально-неповторимые психобиологические особенности организма индивида, так и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности. Индивидуальность складывается из особенностей различных черт личности, причем роль социальных и биологических вкладов в них далеко не одинакова. Имеются личностные качества, в развитии которых роль биологических, врожденных влияний очень велика (например, темперамент), но имеются качества (например, мышление, память или воображение), в развитии которых существенную роль уже играют особенности обучения. Еще более возрастает роль обучения в развитии таких качеств личности, как знания, навыки, умения. Особую группу составляют качества направленности личности (например, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение), в формировании которых роль биологического ничтожна, но исключительно велика роль социального опыта, особенностей воспитания.
|